Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:59, шпаргалка
Компактные шпаргалки по "Междурнародной экономике", ответы к зачету.
· жесткая конкуренция зарубежных партнеров, наличие дискриминационных мер и ограничивающих правил торговой политики.
Неблагополучными внутренними факторами выступают:
· недостаточно эффективная валютная и налоговая политика;
· преобладание на предприятиях-экспортерах физически изношенных и морально устаревших основных фондов.
Поэтому
важнейшей задачей
Республики Беларусь
является проблема повышения
конкурентоспособности
белорусского экспорта.
20. Межд-ые торг-е орг-и. Роль ВТО в пр-се межд-ой тор-ли.
Межд-ая торг-ая полит-а – это согласов-я полит-а гос-тв в целях ведения м/у ними торг-ли, а также ее разв-ия и полож-го влиян. на рост отдел-ой страны и мир-го сообщ-ва. В мире насчит-тся около 300 межд-ых торгово-экон-их орг-ий, но основ-ю роль в формир-ии мир-ых торговых потоков играет ВТО.
ВТО начала действ-ть с 1 января 1995 г. вследствие реорг-ции Генерал-го соглаш-я по тарифам и торговле (ГАТТ). Глав-й целью ВТО явл-ся дальн-ая либерал-ия торг-ли товарами и услугами посредс-м совершен-ия торг-ых правил, как тарифных, так и нетариф-х, а также деят-ть на основе принц-а наибол-го благоприятств-ия. Важн-ая задача в обл-и регул-ия связ-ых с внеш-й торг-ей инвестиций закл-я в разраб-ке многостор-их правил во внешней торговле.
Членство
в ВТО означает
для каждого гос-ва-участника
автомат-ое принятие
на себя в полном объеме
всего пакета уже заключ-ых
договор-ей. В свою очередь,
они могут прин-ть участие
в разраб-ке новых инициатив
и пакетов документов
ВТО.
29 Межд-я мигр-я раб-й силы: понятия, прич-ы, эл-ты, совр-е тенд-и разв-ия.
Межд-ная миграция труд-ых ресурсов – это перемещ-ие людей из одной страны в др-ю с целью приобрет-я работы или с целью получ-я гражданства. Отличит-ым признаком явл-ся пересечение ими гос-ых границ.
По срокам миграцию делят на пост-ую, безвозврат-ю, или окончат-ую (она прив-т к измен-ю места жит-тва), и временную, или возврат-ю (она означ-т перемещ-ие на корот-е сроки).
По прич-м миграцию делят на добров-ую (причина зависит от самого мигранта) и вынужд-ую (причина не зависит от мигранта). По хар-ру перемещ-я миграцию делят на период-ую (причины период-ки возник-т), сезонную, маятник-ую (к месту работы, учебы и обратно и т. д.). Совокупное перемещ-ие нас-ия за границы своей страны образует миграц-ые потоки. Гл-ую роль играют эк-ие причины, т. к. сущ-ют большие различия в ур-е безраб-цы, зп, стоимости жизни, качестве жизни и т. д.
Современ-и центрами притяж-ия раб-й силы явл-ся Зап-я Европа, Север-я Америка, страны Персид-го залива. На регион-м ур-не это Россия, ЮАР и нек-ые страны Южной Америки.
30. Мигрц-я пол-ка. Регул-е внеш-й торг-й мигр-и.
Миграц-ая пол-ка – это совокуп-сть мер по гос-му регул-ию миграц-ых потоков нас-ия на законод-ной основе. Цели миграц-ой пол-ки:
· определение масштабов миграции;
· формирование механизма миграции;
· усиление положительных эффектов миграции.
В политике мн-х стран четко прослеживается тенденция к огранич-ю миграции. Для этого использ-т меры ограничительного хар-ра: возрастные, профес-ые, соц-ые и т. д. Каждая страна устанав-ет перечень иммигрантов опред-ых профессий, в приеме которых она кровно заинтер-на. Ежегодно рассчитыв-ся показатель миграц-ой квоты. В первую очередь приним-ся иммигранты, кот-е делают инвест-и в эк-ку данной страны.
На массовую легальную иммиграцию ориентир-ы только рынки США, Канады, Австралии.
Выделяют три модели политики разных стран в отношении вынужденных иммигрантов:
1. Герман-ая и израильская модели ориент-ся на возврат этнич-их немцев и евреев и их послед-ю интегр-ю в свое общ-во.
2. Француз-ая модель отлич-ся широкой сис-ой мер по приему, обустр-ву, интеграции беженцев различ-х национ-ей из всех стран мира.
3. Американ-ая модель делает акцент на пересел-е в США беженцев из стран их первого времен-го убежища. Проблемы беженцев и прав человека явл-ся предметом особого внимания америк-ой внешней политики.
Проблемы миграции и миграц-ой политики стоят в центре внимания и межд-ых орг-ий: Комиссии ООН по народонас-ию, Межд-ой комиссии по миграции, Межправит-го комитета по вопросам миграции в Зап-й Европе, Форума мигрантов и др.
31 Интег-я: сущ-ть, этапы стан-я и разв-я.
Межд-ая эк-ая интеграция – это совокуп-ть форм сотруд-ва стран в различ-х сферах деят-ти, кот-я характ-ся глубоким проникн-ем экон-ки одной страны в экон-ку страны-партнера и ведет к долгосроч-й технич-ой, технолог-ой и эконом-ой взаимозавис-ти стран. Интеграция предпол-т мак-ое объед-ие нац-ых эк-к в одно целое с точки зрения поставлен-х задач, включ-е их в единый воспроизвод-ый пр-с в рамках интегрир-х гос-тв.
Выдел-я 5 основ-х этапов, или форм, интегр-ии:
1) зона (регион) свобод-й торг-ли, подразум-щая отмену колич-ых огран-ий и тарифов м/у участниками при сохран-ии индивид-ых внешних барьеров по отношению к третьим странам;
2) таможенный союз, дополнит-но устанавл-щий ед-ый внешный тариф участ-ов союза по отношению к третьим странам;
3) общий рынок, отменяющий ограничения на передвижение факторов производства внутри интегрирующего региона;
4) эк-ий союз, устанавл-ий опред-ую степень гармониз-ии эк-ой и социальной политики, единую валюту, и платежный союз;
5) полная эк-ая и полит-ая интеграция, осуществляющая передачу суверенитета по управлению экономической и социальной политикой наднациональному органу власти.
Многочисл-ые интеграц-ые объед-ия, возникающие и развивающиеся в современной межд-ной эк-ке, ставят перед собой, в принципе, схожие задачи:
· использование преимуществ экономики масштаба;
· создание благоприятной внешнеполитической среды;
· решение задач торговой политики;
· содействие структурной перестройке экономики;
· поддержка молодых отраслей нац-ой промышленности;
· общая сельскохозяйственная политика.
33 ЕС: этапы стан-я, мех-зм функ-ия.
1-й этап – созд-е на основ-и Париж-го дог-ра – Европ-го объед-я угля и стали (ЕОУС). Иниц-ра: Бельгия, Италия, Люкс-рг, Нидер-ы, Франция, ФРГ.
2-й эт. – заключ-е Римс-го дог-ра о созд-и Европ-го экон-го сообщ-ва (ЕЭС) и Европ-го сооб-ва по атом-й энергии (Евратома). Иниц-ры теже.
3-й эт. – обед-е 3- сообщ-в в 1967 г. ЕОУС, ЕЭС и Евратома и созд-ем Европ-го сооб-ва. К ним присоед-сь Ирланд-и, Великобр-я, Дания, Греция, Испания и Португалия.
4-й эт. – Маастрихстский договор о созд-и ЕС,
ЕС представ-т собой высшую ступень европейской экономической и политической интеграции. Его членами является 27 государств: Австрия, Бельгия, Великобритания, Болгария, Германия, Греция, Дания, Италия, Ирландия, Испания, Кипр, Люксембург, Литва, Латвия, Мальта, Нидерланды, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Польша, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония, Венгрия.
Целью ЕС в области экономического сотрудничества является содействие сбалансированному и устойчивому экономическому и социальному прогрессу.
В Европе действуют также такие экономические объединения, как Европейская ассоциация свободной торговли, Европейское экономическое пространство, Совет государств Балтийского моря, Северное сотрудничество
34. Североамер-ая модель интег-и (НАФТА).
Регион-е регулир-ие в гос-ах Америки осущ-ся в рамках многостор-их эк-их орг-ий, целью кот-ых явл-я оказание содействия эк-му развитию их регион-ых членов. Всего в гос-ах Америки действуют 14 таких орг-ий, причем только 3 из них ориентир-ы на развитие региона в целом. Одна из орг-ий, Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), заним-ся вопросами эк-го сотруд-ва северных стран Америки: США, Канады и Мексики. Остал-ые орг-ии регулир-т вопросы эк-го взаимод-ия стран Центральной и Латинской Америки, Карибского бассейна.
В странах Америки регион-ые эк-ие орг-ии реализуют 4 формы эк-ой интеграции:
1) зона свобод-й торговли, предусматр-ая отмену пошлин и нетарифных огранич-й во взаимной торговле в течение 15 лет;
2) общий рынок, включ-ий Южный общий рынок (МЕРКОСУР) и Центральноамерик-ий общий рынок (ЦАОР), где предусматривается отмена пошлин, действует свободное движение капиталов и рабочей силы, вводится единый внешний тариф;
3) эк-ое сотруд-во, осущ-еся Орг-ей америк-их гос-тв (ОАГ) и Латиноамерик-ой ассоциацией интеграции (ЛАИ), где предусматрив-ся согласование эк-ой и социальной политики, вырабатываются общие позиции по стратегическим вопросам;
4) экон-ий союз и общий рынок, включ-ие Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ), Андскую группу и Организацию восточно-карибских государств (ОВКГ), где предусматривается выработка единой экономической политики, происходит содействие развитию предпринимательства, осуществляется свободное движение товаров, капиталов, людей, устанавливается гармонизация законодательства.
36. Интег-я в Азиатско-Тихоокеан-м регионе (АТЭС),
Быстрое эк-ое развитие Азиатско-Тихоокеанского региона способствовало усилению регионал-го сотруд-ва в рамках крупных эк-их группировок (АТЭС, АСЕАН, СААРК).
Основной формой эк-й интеграции в Азии является экономич-е сотрудничество.
Азиатско-Тихоокеанское эк-ое сотруд-во (АТЭС) представ-т собой межправит-ый форум региона, имеющий формально консультативный статус. В его рамках вырабат-тся правила ведения торговли, инвестиц-ой и финансовой деятельности.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) заним-ся созданием зоны свобод-й торговли; эк-им сотрудничеством в след-их областях: финансы, сельское хозяйство, транспорт, туризм, охрана окружающей среды, телекоммуникации.
Ассоциация регион-го сотруд-ва Южной Азии (СААРК) занимается сотруд-ом в эк-кой, научно-технической, социальной и культурной областях. В ее состав входят 7 стран: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка.
Регион-ая эк-ая интеграция в странах Африки осущ-ся в рамках четырех эк-их союзов, каждый из которых явл-я субрегиональным территориальным объединением стран-членов:
· ЮДЕКК (государства Центральной Африки);
· ЭКОДАС (государства Западной Африки);
· САДК (государства Южной Африки);
· КОМЕСА (государства Восточной и Южной Африки).
Все
эти организации
представ-т собой по
существу эк-ие союзы,
формир-ие общий рынок,
где происходит свобод-е
движение товаров, капиталов,
рабочей силы.
37. Развит-е интегр-х проц-в в рамках СНГ.
Главной целью экономического сотрудничества стран-участниц СНГ является использование преимуществ МРТ, специализации и кооперации производства, а также взаимовыгодная торговля для достижения общих стратегических и текущих национальных интересов стран-участниц СНГ.
В рамках СНГ в октябре 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.
38. Платеж-й баланс: пон-ия ,прин-ы сост-ия. Торг-й баланс, его виды.
Платежй баланс явл-ся сводным макроэк-им показ-ем внешнеэк-ой деят-ти страны, в кот-м отраж-ся суммы платежей и поступл-ий, произвед-ых страной за опред-ый период времени. Платеж-й баланс представ-т собой колич-ое и кач-ое выражение масштабов, структ-ы и хар-ра внешнеэк-их связей, а также характер-т степень открытости эк-ки и участия страны в МРТ.