Правила осуществления межбанковских расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 03:07, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена организации межбанковских расчетов в Республике Беларусь. Межбанковские расчеты - это безналичные расчеты по счетам клиентов различных банков и перечисление собственных средств банков централизованно, через систему корреспондентских счетов в центральном банке страны

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Понятие межбанковских расчетов и безналичных расчетов, принципы, роль безналичных расчетов в экономике 6
1.1 Безналичный денежный оборот, его роль в экономике 6
1.3 Организация межбанковских расчетов в Республике Беларусь 9
2 Анализ системы межбанковских расчетов в Республике Беларусь 16
2.1 Правила осуществления межбанковских расчетов 16
2.2 Состояние межбанковских расчетов в Республике Беларусь 16
3 Направления развития межбанковских расчетов в Республике Беларусь 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая правила осуществления межбанковских расчетов.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

В результате реформирования системы межбанковских расчетов в Республике Беларусь Национальный банк и коммерческие банки получили в свое распоряжение систему, отвечающую внутренним и международным требованиям и стандартам.

В ходе функционирования этой системы происходит минимизация  всех видов рисков, сопряженных с  осуществлением межбанковских расчетов, и максимально ускоряется прохождение  платежей, становится реальным использование эффективных методов локализации возможных неплатежей и механизмов управления собственными платежами для коммерческих банков, обеспечивается реализация механизма окончательности расчетов для всех систем.

 

 

2 Анализ системы межбанковских расчетов в Республике Беларусь

2.1 Правила осуществления  межбанковских расчетов

2.2 Состояние межбанковских расчетов в Республике Беларусь

Ключевым компонентом  платежной системы страны является автоматизированная система межбанковских расчетов (АС МБР), которая включает в себя систему BISS, систему передачи финансовой информации и автоматизированную систему Центрального архива межбанковских расчетов (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Состав АС МБР

Примечание: Источник – [20, с. 57]

 

Основные показатели работы системы BISS приведены в таблице 2.1. За январь — октябрь 2010 г. через систему BISS проведено около 50 млн. платежей на сумму 812,97 трлн. руб. Среднедневной оборот в системе BISS составил 235,8 тыс. платежей на сумму 3,83 трлн. руб. Для сравнения: за аналогичный период 2009 г. в день в среднем было проведено 217,9 тыс. платежей на 4,44 трлн. руб.

Аннулированные  платежи из-за недостатка средств на корреспондентских счетах банков отсутствовали. Средний размер платежа в системе составил 16,3 млн. руб.

 

 

Таблица 2.1 – Основные показатели работы системы BISS

Примечание: Источник – [20, с. 58]

Параметр доступности  АС МБР для банков по состоянию на 1 ноября 2010 г. составил 99,64% дневного фонда рабочего времени при нормативном значении не ниже 99,5%.

Динамика изменения  среднедневного оборота по количеству проведенных платежей за пять лет показана на рисунке 2.2

Рисунок 2.2 - Среднедневное количество электронных

платежных документов, обработанных в BISS

за 2005—2009 гг.

Примечание: Источник – [20, с. 58]

 

Следует отметить, что проведенная в 2006 г. модернизация центрального вычислительного комплекса позволила повысить надежность АС МБР, перевести все межбанковские платежи на обработку в систему BISS и обеспечить производительность, достаточную для обработки ожидаемого объема межбанковских платежей до 2013 г.

Автоматизированная  система межбанковских расчетов является главным элементом национальной платежной системы. Именно она обеспечивает основной оборот денежных средств внутри страны и взаимодействие с другими платежными системами.

Сумма межбанковских  платежей за 2010 год сопоставима почти  с шестью процентами ВВП страны (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – Отношение межбанковского платежного оборота Республики Беларусь и номинального ВВП в 2004-2010 годах

 

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Номинальный ВВП, млрд.руб. (ВВП)

49991,8

65067,1

79231,4

96087

129790,8

137442,2

162500

Межбанковский платежный оборот в бел.руб., млрд.руб. (МПО)

199967,2

247258

2931563

365130,6

622995,8

687211

958750

МПО/ВВП

4,0

3,8

3,7

3,8

4,8

5,0

5,9


Примечание: Источник – [30, с. 11]

 

В состав АС МБР  кроме функциональных входят технологические  подсистемы администрирования и контроля, а также система безопасности.

Надежное и  безопасное функционирование АС МБР  зависит от урегулированности правоотношений между участниками, состояния и развития центрального вычислительного комплекса, системы передачи финансовой информации, автоматизированных систем  банков-участников, работы технического оператора, провайдеров телекоммуникационных услуг, поставщиков услуг в сфере платежных систем.

Национальный  банк постоянно следит за состоянием и развитием АС МБР. Разработана  нормативно-правовая база, регламентирующая осуществление межбанковских расчетов через АС МБР, обеспечение безопасности информации в системе, а также ее разработку, сопровождение, эксплуатацию и обслуживание, порядок расчета и взимания платы за расчетные услуги Национального банка.

Осуществлены  мероприятия по углублению специализации  в области управления платежной  системой, завершению синхронизации основных составляющих компонентов АС МБР в Расчетном центре.

В целях повышения  надежности и безопасности функционирования автоматизированной системы создан резервный вычислительный центр, разработана и внедрена первая очередь системы управления программно-техническим комплексом АС МБР, первая очередь телекоммуникационной сети АС МБР, централизованная система антивирусной защиты. Внедрена модернизированная система BISS и система передачи финансовой информации, осуществлены меры по повышению надежности функционирования автоматизированных систем банков. Определены базовые нормы, устанавливающие основные требования к организации межбанковских расчетов в случае возникновения нештатных (критических, аварийных) ситуаций в функционировании АС МБР.

Введение в апреле 2005 года в эксплуатацию модернизированной системы BISS, сочетающей элементы системы на валовой и клиринговой основе, позволило повысить качество услуг, предоставляемых платежной системой участникам, достигнуть экономии внутридневной ликвидности и равномерности обработки поступающих платежей в течение операционного дня за счет использования механизмов непрерывной оптимизации очереди ожидания средств несрочных платежей. Сократилось среднее время нахождения платежа в очереди ожидания средств в системе BISS с 54 минут в 2004 году до 12 минут в 2005 году и до 5 – в 2010 году [30, с. 10].    

Проведение  изменений в программном обеспечении  клиринговой системы прочих платежей касалось приведения его в соответствие с нормативными правовыми актами Национального банка, бюджетных платежей – в соответствии с постановлениями Министерства финансов.

Одной из важных составных частей АС МБР является система передачи финансовой информации (СПФИ), первая очередь которой была введена в промышленную эксплуатацию в 2005 году, вторая – в 2006 году, что позволило обеспечить доставку электронных платежных документов с гарантированной надежностью, безопасностью и достоверностью, дало возможность подключить не только банки, но и государственные органы, расширить спектр предоставляемых услуг по передаче финансовой информации и отказаться от эксплуатации устаревшей системы передачи данных в АС МБР.

Национальный  банк совместно с банками проводит значительную работу по снижению операционного  риска в платежной системе, отработке действий в условиях форс-мажора с целью обеспечения непрерывной работы АС МБР и восстановления ее функционирования за минимальное время при сбоях и отказах, а также при возможных техногенных авариях и иных обстоятельствах глобального масштаба, которые могут нарушить работоспособность программно-технических комплексов и телекоммуникационных сетей.

Разработан  и утвержден План обеспечения  непрерывной работы и восстановления работоспособности АС МБР. Планом предусмотрен порядок действий в аварийных ситуациях персонала Национального банка, его Расчетного центра, организаций, обеспечивающих функционирования АС МБР и взаимодействующих с ней систем.

Программно-технический  комплекс АС МБР соответствует требованиям руководящих документов и стандартов Республики Беларусь по обеспечению технической возможности проведения межбанковских расчетов. Случаев несанкционированного доступа в платежную систему не допущено. Параметр доступности клиентов к АС МБР (с нарастающим итогом от начала года) на 01.10.2010 составил 99,77 процентов дневного фонда рабочего времени (при нормативе не ниже 99,5 процентов).

Начиная с 2005 года проводится планомерная работа по повышению  готовности сетевой инфраструктуры платежной системы. В 2006 году разработан, прошел экспертизу в независимой аудиторской организации проект второй очереди телекоммуникационной сети распределенного программно-технического комплекса АС МБР. Проект построен на базе эффективных и современных решений в области обеспечения высокой степени безопасности, операционной надежности и эффективности работы сети. При этом в части локальной вычислительной сети Расчетного центра данный проект находится в завершающей стадии внедрения.

В 2005 году проведен анализ технического состояния Центрального вычислительного комплекса АС МБР, который показал, что оно не позволяет обеспечить необходимую производительность основных компонентов АС МБР с учетом возрастающих объемов платежных документов. Выбран вариант модернизации Центрального вычислительного комплекса, который позволит повысить производительность и пропускную способность функциональных компонентов АС МБР при минимизации всех видов рисков. В марте текущего года заключен контракт на поставку оборудования и выполнение работ. Сейчас ведется обучение персонала для работы на новой технике. Главным управлением платежной системы совместно с Расчетным центром проведены мероприятия по оптимизации работы Центрального вычислительного комплекса для обеспечения устойчивой работы АС МБР на существующих программно-технических средствах до завершения комплексной модернизации Центрального вычислительного комплекса.

Национальным  банком создан и успешно эксплуатируется  первый в республике Центральный  архив электронных документов по межбанковским расчетам (ЦА МБР). Без создания полноценного архива электронных документов невозможно использование всех преимуществ электронного документооборота.

В целях совершенствования  системы защиты информации, электронного документооборота и обеспечения  функций управления ключевой информацией  в АС МБР Национальным банком принята Концепция банковской инфраструктуры открытых ключей. Разработан план ее реализации, в рамках которого ведутся работы.

Для своевременного обнаружения неисправностей в АС МБР внедрена и эксплуатирует  первая очередь системы управления программно-техническими комплексами. Система управления программно-техническими комплексами АС МБР построена на базе программного продукта Unicenter TNG, но она использует только часть возможностей, предоставляемых данным продуктом.     

Введение обязательной сертификации программных средств создания и обработки электронных документов, используемых при проведении расчетов, позволило повысить качество программных продуктов формирования электронных платежных документов, поступающих в Центральный вычислительный комплекс АС МБР.

В Национальном банке проводятся мероприятия по реформированию и совершенствованию  действующей системы стандартизации и сертификации программно-технических  средств в области банковских услуг и технологий. Ведутся работы по подготовке проектов технического регламента и технических кодексов установившейся практики, регламентирующих технические требования к процессам создания и обработки электронных платежных документов, используемых в АС МБР.

Управление  рисками осуществляется на базе мероприятий, направленных на полное соответствие национальной платежной системы Ключевым принципам (КП) для системно значимых платежных систем Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов.

По результатам  проведенной МВФ и Всемирным  банком оценки системы BISS сделан вывод, что она в основном соответствует этим КП. Разработан план мероприятий, реализация которого позволит добиться соблюдения всех КП в системе BISS в 2008 году.

Одним из приоритетных мероприятий по предотвращению операционного риска является совершенствование надзора за состоянием и функционированием программно-технической инфраструктуры АС МБР. Главным управлением платежной системы уже начата работа в данном направлении.

Выявление системного риска осуществляется посредством  постоянного мониторинга и анализа процесса обработки платежей в системе межбанковских расчетов. Предотвращение системного риска связано также с совершенствованием процедур обеспечение банков дневной ликвидностью.

Принимаемые меры способствуют повышению надежности, безопасности и эффективности функционирования платежной системы, что подтверждают приведенные показатели работы АС МБР.

В настоящее время  Программно-технический комплекс управления платежами банка позволяет банку  получать от системы BISS информацию о текущем состоянии корреспондентского счета, очередей срочных и несрочных платежей, об условиях осуществления расчетов других участников АС МБР, производить резервирование средств для осуществления расчетов в смежных подсистемах и для обработки несрочных платежей, управлять очередью срочных платежей, осуществлять отзыв платежей из очередей ожидания средств, формировать заявки в адрес Национального банка на отзыв депозитов и средств из ФОР, устанавливать блокировку дебетовых операций для своих учреждений и ряд других функций.

Вместе с тем, несмотря на положительные в целом результаты работы АС МБР, остается ряд проблем.

Сохранилась неравномерность  отправки банками документов в систему BISS. Неравномерное почасовое поступление платежей приводит к перегрузке программно-технических комплексов системы BISS, усилению нагрузки на СПФИ, созданию очереди, снижению эффективности оптимизации несрочных платежей. Особенно остро данная проблема встает в дни пиковых нагрузок (налоговые дни, конец месяца), когда количество обрабатываемых платежей в системе BISS достигает более 40 тысяч [18, с. 15].

Информация о работе Правила осуществления межбанковских расчетов