Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 03:07, курсовая работа
Данная работа посвящена организации межбанковских расчетов в Республике Беларусь. Межбанковские расчеты - это безналичные расчеты по счетам клиентов различных банков и перечисление собственных средств банков централизованно, через систему корреспондентских счетов в центральном банке страны
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Понятие межбанковских расчетов и безналичных расчетов, принципы, роль безналичных расчетов в экономике 6
1.1 Безналичный денежный оборот, его роль в экономике 6
1.3 Организация межбанковских расчетов в Республике Беларусь 9
2 Анализ системы межбанковских расчетов в Республике Беларусь 16
2.1 Правила осуществления межбанковских расчетов 16
2.2 Состояние межбанковских расчетов в Республике Беларусь 16
3 Направления развития межбанковских расчетов в Республике Беларусь 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Для решения данной проблемы используются организационно-экономические меры, включая тарифную политику в области межбанковских платежей. Целями тарифной политики на расчетные услуги являются:
1. Стимулирование
банков к обеспечению
2. Снижение количества и продолжительности продлений времени работы АС МБР по просьбе банков.
3. Покрытие издержек на функционирование АС МБР доходами от оказания расчетных услуг и получение прибыли на уровне, обеспечивающем, поддержку и развитие системы.
Тарифы дифференцированы в зависимости от способов проведения расчетов (система BISS либо клиринговая система) и времени передачи банками электронных платежных документов в систему.
В настоящее время за обработку одного электронного платежного документа в системе BISS применяется тариф 280 рублей, в клиринговой системе – 250 рублей.
Затраты Национального банка и Расчетного центра на обеспечение функционирования АС МБР составляют более 37,5 миллионов рублей в день. По результатам работы за 2006 год получен убыток от расчетных услуг в АС МБР в сумме 788,2 миллиона рублей.
Пока не решена проблема полного перехода на электронный документооборот. Платежи, проведенные электронным способом в клиринговой системе, по-прежнему сопровождаются бумажным платежным документом, пересылаемым по почте. Обусловлено это тем, что сдерживается внедрение безбумажной технологии осуществления платежей через клиринговую систему на базе внедрения полноформатного электронного платежного документа.
Стратегия дальнейшего развития банковского сектора и платежной системы на 2011—2015 гг. соответствует запланированным приоритетам социально-экономического развития страны, которые предусматривают развитие человеческого потенциала, инновационной, высокотехнологичной, конкурентоспособной экономики, вхождение страны в 30 лучших стран по условиям ведения бизнеса.
Для этого важно обеспечить соответствующее развитие банковского сектора как одного из базовых элементов финансового рынка, способного сгенерировать необходимый финансовый потенциал и качество банковских услуг и продуктов адекватно растущим потребностям экономики и населения.
Развитие банковского сектора должно сопровождаться повышением его устойчивости и эффективности функционирования, снижением рисков внешних шоков, внедрением инновационных банковских технологий, развитием системы финансового инжиниринга, ростом доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, интеграцией банковского сектора Беларуси в мировую банковскую и финансовую системы.
Стратегия дальнейшего развития и совершенствования платежной системы Республики Беларусь с учетом прогрессивного мирового опыта, внедрения новейших информационных технологий и банковских услуг определена в Концепции развития платежной системы Республики Беларусь до 2015 г., которая утверждена постановлением Правления Национального банка от 26 февраля 2010 г. № 29. Согласно Концепции развитие платежной системы нацелено на обеспечение ее эффективного, надежного и безопасного функционирования путем реализации следующих направлений:
● совершенствование нормативной правовой базы платежной системы и системы безналичных расчетов по розничным платежам;
● совершенствование программно-технической инфраструктуры, направленное на обновление программных и технических средств или их замену в случае прекращения поддержки производителем. В 2012— 2014 гг. потребуется проведение модернизации центрального вычислительного комплекса с целью достижения более высоких эксплуатационных характеристик по обработке всего межбанковского платежного потока и обеспечения эффективной работы АС МБР до 2021 г.
Особое внимание будет уделено развитию системы резервирования и восстановления процесса межбанковских расчетов, включая построение удаленного резервного центра.
Будут продолжены следующие работы:
● расширение типов электронных платежных документов и совершенствование применения электронной цифровой подписи, а также развитие системы подтверждения соответствия программно-технических средств в области банковских услуг и технологий. Совершенствование электронного документооборота потребует определения требований к программно-техническим средствам дистанционного банковского обслуживания и их сертификации;
● совершенствование ценовой политики по расчетным услугам Национального банка с целью обеспечения равномерности распределения платежного потока в течение операционного дня системы, покрытия издержек на обеспечение функционирования и получения прибыли в размере, необходимом для финансирования мероприятий по ее развитию;
● обеспечение стабильности платежной системы за счет надежного взаимодействия между системами, применения механизмов расчетов, оптимальных с точки зрения соотношения риска и стоимости, повышения оперативности управления ликвидностью;
● продолжение работы по организации риск-ориентированного надзора за платежной системой с применением современных методик и инструментария оценки рисков. Поэтому приоритетной задачей в настоящий момент является определение общей стратегии управления рисками в системе BISS, разработка и внедрение комплексной системы анализа (оценки) рисков и управления ими. Составной частью данной системы является разработка каталога угроз в аспекте операционного риска в целях его идентификации, оценки, управления и надзора за ним.
Большое влияние на эффективность и надежность функционирования системы межбанковских расчетов оказывает работа информационных систем банков. Поэтому банкам необходимо уделить особое внимание повышению их безопасности и обеспечить полное резервирование критически важных ресурсов, каналов связи и систем жизнеобеспечения, в том числе на уровне филиальной сети; своевременно вносить изменения в планы обеспечения непрерывной работы и проверять действия персонала в чрезвычайных ситуациях.
Важным фактором повышения стабильности банковской системы является дальнейшее развитие безналичных расчетов, направленное на ускорение оборачиваемости и снижение издержек обращения денежных средств, сокращение доли расчетов посредством наличных денег, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов, повышение качества банковских услуг.
Выполнение намеченных мероприятий по развитию и совершенствованию платежной системы Республики Беларусь обеспечит уровень безопасного, надежного и эффективного функционирования платежной системы, адекватный развитию экономики республики и растущим потребностям населения.
Информация о работе Правила осуществления межбанковских расчетов