Ответы по мировой политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:44, шпаргалка

Описание работы

ответы на 34 вопроса.

Работа содержит 1 файл

мировая+политика.doc

— 638.00 Кб (Скачать)

  Для функционального измерения послевоенного международного порядка характерно прежде всего выдвижение на передний план деятельности государств и правительств на международной арене экономических мероприятий. Основой этого явились глубокие экономические и социальные изменения в мире и повсеместное стремление людей к росту материального благосостояния, к достойным XX века условиям человеческого существования. Научно-техническая революция сделала отличительной чертой описываемого периода деятельность на мировой арене в качестве равноправных международных акторов неправительственных транснациональных организаций и объединений. Наконец, в силу ряда объективных причин (не последнее место среди них занимают стремления людей к повышению своего уровня жизни и выдвижение на передний план в международных стратегическо-дипломатических усилиях государств экономических целей, достижение которых не может быть обеспечено автаркией), заметно возрастает взаимозависимость различных частей мира.

 

7. Принципы, нормы и основные тенденции функционирования мир политики.

Основные  принципы международного права

  Под основными принципами международного права понимаются его наиболее широкие  и важные нормы, в которых выражается его главное содержание и характерные черты и которые обладают высшей, императивной юридической силой. Основные принципы современного международного права закреплены в ряде документов наиболее авторитетных международных организаций и форумов, в частности, в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права 1970 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

  Как правило, в международных актах  речь идет о следующих десяти принципах: суверенное равенство государств; неприменение силы и угрозы силой; нерушимость  границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Их функции состоят в закреплении и охране устоев системы международных отношений, содействии ее нормальной жизнедеятельности и развитию, а также в обеспечении приоритета общечеловеческих интересов и ценностей мира и безопасности, жизни и здоровья, международного сотрудничества и т.п.

  Основные  принципы международного права носят  исторический характер, - то есть в них  закрепляются основные права и обязанности  государств применительно к потребностям существующего этапа и состояния международных отношений. Их значение и роль в регулировании международных отношений нельзя абсолютизировать - как показывает практика, эти принципы нередко игнорируются, оставаясь по существу не более чем благими пожеланиями. Вместе с тем было бы ошибкой и отрицать всякое влияние принципов на характер межгосударственного взаимодействия.

  Несмотря  на их относительную многочисленность, легко заметить, что содержание принципов  пересекается, они так или иначе  перекликаются друг с другом. Поэтому  в системе основных принципов международного права могут быть выделены три группы: 1) принципы, формулирующие положения о равенстве субъектов международных отношений; 2) принципы, настаивающие на их независимости; 3) принципы, направленные на мирное урегулирование межгосударственных противоречий.

  1)В первую группу входят нормы, в которых отражается одна из наиболее древних и фундаментальных идей, касающихся международно-правового регулирования взаимодействия государств. В Хартии ООН она формулируется следующим образом: "Организация основана на принципе суверенного равенства всех своих членов" (Статья 2, §1). Этот принцип проявляется в положениях о равноправии и праве народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничестве между государствами; добровольном выполнении обязательств по международному праву. Он получает дальнейшее развитие также в принципах иммунитета, взаимности и недискриминации. Согласно первому из них государство не может быть подчинено законодательству любого другого государства (иммунитет юрисдикции); его представители обладают правом неприксосновенности на территории другого государства (дипломатический иммунитет). Второй нацеливает субъектов международного права на прагматическое поведение: речь идет о равенстве обязательств в конкретных областях взаимодействия, например в торговле, культурных обменах и т.п. Наконец, в соответствии с третьим, речь идет о так называемом негативном обязательстве, когда права или выгоды, признаваемые за одним субъектом международного права, должны быть гарантированы и другому.

  2)Вторая группа включает такие принципы, как невмешательство, нерушимость границ, территориальная целостность. Являясь предметом особой озабоченности и постоянных напоминаний, они в то же время не менее часто нарушаются, чем принципы первой группы. Это в полной мере может быть отнесено и к принципам третьей группы (неприменение силы или угрозы силой; мирное урегулирование споров; соблюдение прав человека).

  Одним из основополагающих принципов международного права является принцип соблюдения прав человека и основных свобод, заметно превращающийся в последние десятилетия (Всеобщая декларация прав человека была принята в 1948 г.) в самостоятельную тему, оказывающую возрастающее влияние на международные отношения. В послевоенные годы своего рода лабораторией, в которой вырабатываются и апробируются юридические нормы, касающиеся защиты прав и свобод человека, стала Западная Европа. Так, в рамках созданного в 1949 г. Совета Европы была принята (4 ноября 1950 г.) Европейская конвенция по правам человека. Тем самым конкретное лицо, любой человек соответствующей страны становится самостоятельным субъектом международного права, в центр всей системы ценностей выдвигается человеческая личность. Однако уже здесь появляются и противоречия.

  Действительно, концепция соблюдения прав человека предполагает защиту конкретного индивида от неправомерных действий государства. В то же время она имеет юридическую правомерность только в том случае, если принята в качестве нормы тем же самый государством. Иначе говоря, с одной стороны, государство является главным источником угрозы правам и свободам человека. Но, с другой стороны, реализация этих прав и свобод невозможна без соответствующих процедур, правил и механизмов, которые гарантировали бы их защиту, то есть без государства. Именно государства формулируют содержание, способы выражения прав человека, а также вырабатывают санкции за их нарушение. В итоге между международной нормой и ее объектом существует своего рода "экран", представленный государством. И есть все основания предполагать, что именно в области прав человека этот экран "отражает" любые проявления, которые не вписываются в сферу внутригосударственных юридических норм. Поэтому можно сказать, что в том виде, в каком он представлен в международном праве, принцип соблюдения прав человека и основных свобод выполняет свое предназначение только в рамках тех государств,которые и без того выполняют его в силу ого соответствия их внутреннему законодательству.

  Принцип прав человека тесно связан с международным  гуманитарным правом - правом на вмешательство в целях оказания помощи в чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих массовыми страданиями и гибелью людей. Эти изначально два разных вида международного права (они различаются по источникам, по целям, по природе, по текстам и по методам применения) в последние годы все в большей мере сближаются друг с другом. Основой такого сближения является то, что в обоих случаях речь идет о защите фундаментальных, естественных прав людей - праве на нормальные условия существования, на сохранение здоровья, на саму жизнь. С другой стороны, в обоих случаях речь идет о столкновении с таким классическим принципом международного права, как принцип государственного суверенитета, запрещающий любое вмешательство во внутренние дела государства и делающий из государственных границ настоящий оплот, который ни при каких обстоятельствах не может быть нарушен без согласия государства. Однако в последние годы эта проблема приобретает качественно новое измерение. Во-первых, было конкретизировано поле применения гуманитарного права, в которое входят ситуации трех типов: природные катастрофы; массовые политические репрессии; экологические бедствия. Во-вторых, впервые в международном праве принимается принцип свободного доступа к жертвам - доступа для спасателей, представителей Красного креста, организаций и систем ООН, Верховного комиссариата по делам беженцев, Фонда детей и других межправительственных и неправительственных (например, Врачи без границ) организации.

Так, в  связи с землетрясением в Армении 8 декабря 1988 г. Генеральная ассамблея ООН принимает резолюцию 43/131. Подтверждая принцип суверенитета и первостепенную роль государств в организации помощи населению, резолюция подчеркивает значение гуманитарной помощи и обязанность содействия ей со стороны государств.

5 апреля 1991 г. Совет безопасности ООН  принимает резолюцию 688, осуждающую  репрессии режима С. Хусейна  против курдов и шиитов (в результате  которых ежедневно погибало до 600 человек), и призывает его обеспечить  немедленный доступ международных гуманитарных организаций к нуждающимся в помощи во всех уголках Ирака. В резолюции впервые в истории ООН было подчеркнуто, что массовые нарушения прав человека представляют собой угрозу всеобщему миру. Исходя из этого, резолюция не только разрешает вмешательство, но и предусматривает защиту спасателей при помощи "голубых касок". 16 декабря 1991 г. Генеральная ассамблея ООН принимает резолюцию 46/182 об усилении координации в оказании срочной гуманитарной помощи населению бывшей Югославии, страдающему от гражданской войны. Тем самым происходит институализация обязанности оказывать гуманитарное вмешательство.

Подобные  примеры можно было бы продолжить. Они говорят о том, что в  современных условиях появляются некоторые механизмы сознательного регулирования международных отношений и тем самым преодоления "естественного состояния".

И все  же было бы неверно не видеть того, что  основные принципы являются главным  каналом проникновения общечеловеческих норм взаимодействия между социальными общностями в международные отношения. Как отмечает немецкий юрист Г. Каде, в десяти основных принципах взаимоотношений между государствами "были сформулированы основные международно-правовые нормы политических взаимоотношений и этические правила, соблюдение которых всеми государствами-участниками... является непременной предпосылкой дальнейшего прогресса" (цит. по: прим.2, с. 119).  
 

 

   8. «многополярный мир» - понятие, полит содержание, конкретный пример.

  Концепция многополярного мира - теоретическая  концепция международного политического  равноправия, основанного на существовании нескольких мощных «Больших пространств» Концепция многополярного мира противопоставляется концепции однополярного мира. Создание многополярного мира невозможно без глобализации.

  После распада СССР , и как следствие  крушения биполярного мира (доминирование двух сверхдержав - США и СССР), США и НАТО начали увеличивать сферы своего влияния. Таким образом, с целью преодоления стадии однополярного мира, Россия формировала свою внешнюю политику, направленную на сближение и сотрудничество с другими странами, в том числе и с США. Продолжалось уничтожение ядерных запасов, участие России в международных политических и экономических объединениях (таких как ШОС).

  Тезис Запада — однополярный  мир

  На  заре третьего тысячелетия  сложился однополярный мир. Его  единственным актуальным полюсом является Запад  — США и их союзники по НАТО (с  разной степенью интегрированности).

  Этот  однополярный мир имеет  отчетливый,  ясно различимый идеологический облик:  это тоталитарно навязываемая  космополитическая  либерал - капиталистическая модель.  На стратегическом уровне  однополярный  мир опирается на военную мощь США. В  общем плане это неразделимые  вещи: стратегический потенциал США (и специфика  его конфигурации) и  либерал-капиталистическая  система в политике, экономике, социальном  аспекте.

  Однополярность  подтверждается  на обоих уровнях (стратегическом и идеологическом) тем, что в настоящий  момент на земле нет ни одного военного образования, симметрично сопоставимого  с военной мощью США, и нет единой идеологической  конструкции, столь же универсальной,  распространенной, общепризнанной  и общепринятой, как либерал-капиталистическая  (иногда с натяжкой  называемой "либерал-демократической"  — с натяжкой, так как реальной демократии  там мало).

  Однополярный  мир  — данность. Если мы не будем  признавать  этой данности, любые наши построения  останутся вне сферы реальности. Признание  этого свершившегося факта есть стартовая  черта любого ответственного размышления о том состоянии, в котором находится  человечество на рубеже тысячелетий.

  Эта констатация, однако, сама  по себе не несет никакой этической  оценки. Утверждение о том, что нечто  есть, еще не означает, что это нечто  есть благо.

  Однополярный  мир  — это обобщающий стратегический, геополитический и мировоззренческий тезис. "Тезис Запада",  имеющий свою  генеалогию, свою историю,  свои этапы. Однополярный мир возник  отнюдь не случайно  и не вдруг. Это  результат становления "тезиса Запада"  универсальной категорией, победившей  исторические цивилизационные альтернативы.

  Тезис Запада  воплотился в  однополярный мир как раз через процесс преодоления всевозможных  исторических  альтернатив, которые на разных этапах выступали то, как  традиционное общество,  то, как националистические режимы, то, как  социалистическая система. До самого последнего времени  у "тезиса  Запада" существовала формальная альтернатива и на стратегическом и  на  мировоззренческом уровнях. Противоречивые  планетарные интересы великих держав  в  первой половине ХХ века, двухполярный  мир (социалистический Восток —  капиталистический  Запад) во второй половине ХХ века —  выстраивались в системы  противовесов  и противостояний, готовые в любой момент  вылиться в прямой мировой  конфликт с неопределенным исходом, так как силовой потенциал различных полюсов был в целом сопоставимым.

Информация о работе Ответы по мировой политике