Ответы по мировой политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:44, шпаргалка

Описание работы

ответы на 34 вопроса.

Работа содержит 1 файл

мировая+политика.doc

— 638.00 Кб (Скачать)

 1. сущность и специфика полит отнош на мир арене.

Политические  отношения - это “взаимодействие  субъектов политики и власти, при  котором происходит их объединение или разобщение, передача идей, взглядов, обмен ресурсами (влиянием, информацией, мнениями и т. п.), передача волевых побуждений от одного субъекта … другому”. (Политология: Энцикл. слов.- М., 1993. - С. 233).

  Политические  отношения складываются между людьми, группами людей, партиями и движениями, народами и государствами по поводу политической власти и ее осуществления. Другими словами можно сказать, что политические отношения возникают между политической властью и группами граждан или отдельными личностями. Власть либо защищает права и интересы всех граждан или какой-то их части, либо ограничивает и подавляет такие права. В свою очередь, граждане либо оказывают поддержку власти, либо борются против нее, или оказывают ей пассивное сопротивление (например, невыполнением распоряжений власти).

  Политические  отношения играют в обществе столь  же значительную роль, что и социальные, и экономические отношения: характеризуют тип общественной организации, отношения либо господства и подчинения, либо сотрудничества, взаимодействия и политического единства. Они могут строиться как на мирной основе (социальное согласие, движение различных политических сил, доверие, демократические права, плюрализм мнений и др.), так и на конфликтных принципах (конфронтация, вооруженная борьба, революции и т. п.).

  В конечном счете содержание политических отношений определяется следующими факторами:

  - отношениями между государством  и обществом, властью и народом;

  - степенью демократизации общества;

  - политическими свободами;

  - доступностью информации и контактов;

  - уровнем политической культуры  общества, ее характером.

  Политические  отношения имеют целенаправленный характер - преодоление противоречий и конфликтов, возникающих между сторонами, организация согласия и единства государства и общества.

  Решающее  условие этого - равенство сторон, то есть наличие развитого общества и организованного государства, действующего во имя общества; взаимное выполнение обязательств и прав.

  Исходным  моментом политических отношений является общение. Различаются такие виды общения: лично-непосредственное и  дистанционное, т.е. устное и письменное (документы, письма, речи). В процессе общения осуществляются контакты между различными субъектами политики. В любых формах общение означает воздействие, обмен мнениями, взглядами, влияниями, согласование или конфликт.

  Соотношение формального и неформального  общения свидетельствует о состоянии демократии в обществе. Наиболее эффективным является сочетание всех видов политического общения.Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.

  Политические  отношения несут в себе все  необходимые атрибутивные качества политики:

  - их смысл заключается в установлении  связи бытия социальных субъектов  (социальных групп, личностей)  с проблемами и интересами, свойственными всей социальной целостности. Государство выступает инструментом поддержания и регуляции этой связи;

  - возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государством, партиями;

  - деятельный, активный характер политических  отношений позволяет людям с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования. Например, такое воздействие можно оказать на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития;

  - их специфическим инструментом  оказывается власть, принуждение, авторитетное влияние, использование силы организации, в качестве которой могут выступать и партии, и союзы, и государства, движения, институты, возникающие в результате объединения воли и действий людей на основе определенных принципов.

  Нерасторжимым единством целостности и социальной фрагментарности политические отношения  отличаются от экономических отношений, где доминируют частные интересы. Причем их ограничение или подавление, непосредственное подчинение общим задачам оборачивается деструктивными для экономики процессами: падением инициативы, снижением конкуренции, торможением технического прогресса. Отличаются они и от морали в сфере, в которой, наоборот, существует абсолютный приоритет общечеловеческих ценностей, интересов и потребностей.

  Отпечаток этой специфики невольно несет на себе любой человек, вступающий в  сферу политических отношений. В  его деятельности и сознании действительно  нельзя будет разорвать частное  и общее, интересы личные и общественныеили групповые.

  Термин "политика" имеет много значений, но основные из них следующие: 1) целенаправленная деятельность людей в сфере властных, государственных, классовых, национальных отношений (policy); 2) характеристика атрибутов существования государственных институтов и иных политических формирований (politics). Так в языке фиксируется наличие двух аспектов бытия политических отношений: деятельного, при его выделении внимание фиксируется на такой их стороне, как динамизм, зависимость от социальных усилий субъектов политических отношений; и институционального, указывающего на стуктурированность политических отношений, их организацию на основе определенного принципа. ИНСТИТУТОМ и называется отношение, организованное на основе определенной нормы, санкционированного правила. Отношения политической организации обладают некоторыми существенными признаками:

  1) они служат важнейшим средством  определения и выражения интересов  социальных групп, действующих  в обществе;

  2) они связаны с реализацией  авторитетных решений, с деятельностью аппарата власти;

  3) направлены на преодоление противоречий  внутри субъекта политической  деятельности.

  Существует  неразрывное единство политических институтов и политической деятельности: политическое действие "опредмечивается" в институциональном образовании (в соответствующем учреждении, юридической регламентации и т.д.), и, наоборот, институциональное образование постепенно "распредмечивается" в политическом действии ( становится его объектом, средством, критерием, целью).

  Существует  множество сторон, между которыми устанавливаются политические отношения. При этом одни участники политических отношений служат носителями политического действия и называются СУБЪЕКТАМИ политики, другие - выступают а качестве ее ОБЪЕКТОВ, т.е. таких фрагментов политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено. Субъектами могут быть отдельные люди, социальные группы, институты. движения, но по своей роли в политике они далеко не однозначны. Субъект политики имеет такие интересы, сферой реализации которых служат именно политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики как классы (социальные группы, объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.

  Следует иметь в виду, что в политике, как и в любой иной сфере  социальных отношений, нет постоянного  закрепления атрибутов субъекта или объекта за определенным неизменным носителем - все участники политических отношений обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретной ситуации могут выступать в качестве объекта ( когда политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем политического действия). Так, государство выступает объектом политики, когда на него направлено воздействие тех или иных политических сил, например в целях его реформирования, но оно может быть и субъектом политики, когда само активно вмешивается в регуляцию социальных отношений. Политическая партия выступает в роли субъекта политики, например в предвыборной борьбе, и может служить объектом, когда к ней применяются меры государственных репрессий, регулирования деятельности и т.д.

 

   2.Предмет мировой политики

  Если традиционные международные отношения – это преимущественно отношения между государствами по поводу их политики в отношении друг друга и общемировых проблем, то мировая политика – это сфера нерасчленного взаимодействия между субъектами международных отношений по поводу как их действий в отношении друг друга и решения общемировых проблем, так и политики каждого из них в отношении собственных внутренних проблем и ситуаций.

  Очевидно, что предмет исследования мировой  политики гораздо обширнее, разнороднее и сложнее, чем тот, которым занимаются традиционные международные отношения. Не означает ли это, что мировая политика, развившись в полномасштабную дисциплину, «поглотит» международные отношения? Вряд ли стоит полностью исключать такую перспективу. Вместе с тем ее убедительность вовсе не бесспорна. Она может зависеть от важных и трудно просчитываемых обстоятельств. Главным из них пока представляется возникновение наряду с тенденцией «преодоления» суверенитета своего рода конт-тенденция его консолидации. Идея отмирания суверенитета, пассивно принятая было российской властью в 1990-х гг., в начале 2000-х стала активно отвергаться. После американо-британской оккупации Ирака в 2003 г. президент В.Путин сделал по этому поводу ряд совершенно определенных заявлений в отрицательном смысле. Надо отметить, что такая позиция разделяется довольно большим кругом государств. Значит, слияние сфер внешней и внутренней политики государств вряд ли приобретет характер необоримой всеобщей тенденции. В следствие этого можно предположить, что в обозримой перспективе «отпочковавшаяся» от науки о международных отношениях мировая политика продолжит развиваться как близкородственная им субдисциплина. Это значит, что принципиального противопоставления традиционной науки о международных отношениях и мировой политики нет и быть не может. Весьма условно можно на сегодняшний день обозначить разногласия между той и другой дисциплинами следующим образом: мировая политика признает за негосударственными акторами роли таких компонентов, которые кардинально меняют современную мировую ситуацию, для международных отношений  здесь имеются сомнения.

    В заключении отметим, что, несмотря на все усилия научного сообщества, пока не удалось найти  общепризнанного определения мировой политики как дисциплины. Осталось не вполне ясным, чем должна заниматься эта подотрасль знания.  Не получилось  методологически корректного размежевания предметных полей «мировой политики» и «международных отношений».  Одним из путей решения этих задач является синтез мирополитического и историко-политического подходов, который позволит приблизиться к «золотой середине» между недооценкой и преувеличением специфики современного этапа  развития международной системы.

 

   3. гносеологические основания изучения мировой политики

  Гносеологические  основания науки - принимаемые в  рамках определенной науки положения  о характере процесса научного познания, соотношения чувственного и рационального, теории и опыта и т. п.

  Следовательно, с гносеологической точки зрения, мировая политика в известном смысле - не что иное, как современный этап развития того, что мы привыкли называть системой международных отношений, подразумевая под ними преимущественно отношения между государствами. Выявляется, таким образом, гносеологическое родство теорий мировой политики и международных отношений, хотя, конечно, первая со временем приобрела для себя существенно иное поле для изучения. 

 

   4. геополитика и геоэкономика: связь с мир. политикой

  Геополитика и мировой политический процесс. В XX веке в результате серьезных военно-политических конфликтов и экономических катастроф произошли изменения в познании человечества себя как целого. Человечество ощутило свои пространственные и временные границы и поняло необходимость сознательного регулирования мирового политического процесса.

  Наукой, обосновывающей мировую политику и  систему международных отношений, стала геополитика. Теоретические основы геополитики заложил известный французский исследователь Ш. Монтескье. В своем трактате "О духе законов" он рассмотрел влияние климат, пространство, почву, культуру и экономику в качестве формирующих историю элементов. Он указывал на определяющую роль климата при развитии форм общественной жизни, одновременно утверждал необходимость того, чтобы законы страны соответствовали ее географическим условиям.

  В XIX столетии центр политико-географических исследований перемещается в Германию, где Фридрих Ратцель (1844-1904 г.г.) заложил  важнейшие направления геополитического взгляда на мир.

Информация о работе Ответы по мировой политике