Ответы по мировой политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:44, шпаргалка

Описание работы

ответы на 34 вопроса.

Работа содержит 1 файл

мировая+политика.doc

— 638.00 Кб (Скачать)

  Он  сформулировал несколько основных законов геополитики:

  Пространство  государств растет вместе с ростом культуры

  Рост  государства сопровождается другими  симптомами развития: идеями, торговлей, миссионерством, повышенной внешнеполитической активностью.

  Рост  государства осуществляется путем соединения и поглощения малых государств,

  Граница есть территориальный орган государства, и как таковой служит свидетельством его роста, силы, слабости и изменений в этом организме.

  В своем росте государство стремится  вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения, береговые линии, русла рек, равнины, районы, богатые ресурсами.

  Основными геополитическими факторами, влияющими  на формирование мировой политики, выступают: географические (пространственное положение, природные ресурсы); политические (политический строй и особенности государства, его границ, социальная структура общества, наличие основных свобод и т. д.); экономические (мощность и структура производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура и др.); военные (величина, мощь и боеспособность вооруженных сил и т. д.); культурные (влияние той или иной религии, национальные традиции, уровень развития науки и образования, урбанизация и др.); демографические (плотность и состав населения, динамика развития), экологические (демографическое давление на ограниченные ресурсы страны, истощение ресурсов, изменение жизнеспособности населения и т. д.). Под влиянием этих факторов формируется система международных отношений.

  Международные отношения - это средства межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой среде свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, культурные, информационные и т.д.

  Государственные территории всех стран мира вместе с международными проблемами, открытым морем и Антарктидой составляют мировое геополитическое пространство. Это пространство в свою очередь, подразделяют на геостратегические регионы.

  Геостратегический регион - образуется вокруг государства  или группы государств, играющих ключевую роль в мировой политике, и представляет собой большое пространство, в которое помимо территорий регионообразующих стран, входят зоны их контроля и влияния.

  По  мнению значительного числа современных  исследователей, в мире можно выделить несколько таких регионов.

  Северная  Америка во главе с США. Это  самое мощное региональное объединение  в мире, и если интеграционные процессы не затухнут, возможно образование  Североамериканской конфедерации.

  Европа, идущая к политическому единству через экономическую интеграцию.

  Восточная Азия. Здесь огромным экономическим  влияние пользуется Япония, политические же преимущества находятся на стороне Китая.

  Южная Азия. В этом регионе будет доминировать Индия, но возможно обострение отношений  с окружающими ее исламскими государствами.

  Мусульманский полумесяц, в который входят страны Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока.

  * Высока вероятность формирования  политического региона Евразии  с доминированием России.

  При анализе глобального развития человечества важное значение имеет геополитическая дифференциация мирового сообщества. От нее во многом зависит сценарий развития международных отношений.

  После окончания Второй Мировой войны  сформировалось геополитическое деление  всемирного сообщества на три большие группы стран, которые были столь велики по занимаемым территориям и по числу входивших в них стран, что их стали называть мирами. Чтобы отличить эти три группы друг от друга, их обозначали порядковыми числительными: первый, второй и третий миры.

  Первый  мир образовали государства Западной Европы, Северной Америки, Япония и  Австралия. Эти страны имели демократические  системы правления и рыночную экономику. Они контролировали оба  побережья Атлантического океана в Северном полушарии и значительную часть Тихого океана.

  Второй  мир составили СССР, Китай, страны Восточной Европы и некоторые  государства Юго-Восточной Азии, а также Куба. В этих странах  существовали коммунистические политические режимы и плановая экономика. Противостояние между первым и вторым мирами, в основе которого лежали идеологические противоречия, вошло в историю под названием "холодная война".

  В третий мир вошли развивающиеся  страны Азии, Африки и Латинской  Америки. Эта группа занимала непривилегированное положение в глобальной системе разделения труда. Они являлись в основном поставщиками сырья и дешевой рабочей силы.

  Эту систему мирового политического  устройства часто называли биполярной, потому что в ней существовало два центра, две сверхдержавы - СССР и США. С распадом СССР в начале 90х годов произошел распад второго мира, и мировая геополитическая структура претерпела кардинальную трансформацию. По оценкам многих геополитиков мировое сообщество начала третьего тысячелетия будет многополярным. В качестве таких центров называют США, Объединенную Европу, а также Китай и Японию. В качестве будущих центров называют Индию и Россию, если последней удастся преодолеть кризис и встать на путь устойчивого и эффективного развития.

  По  мнению одного из известнейших современных  политологов Самюэля Хантингтона, после продолжительного противостояния США и СССР мир вступил в эпоху цивилизационных конфликтов. Эти конфликты возникают по линии социокультурных разломов и обнаруживаются как столкновения на этнической и религиозной почве. Причинами таких конфликтов является территория бывшей Югославии, Израиль, Чечня и др. В этих районах сталкиваются интересы Евроатлантической, Евразийской, Мусуманских цивилизаций.

  После распада СССР перед Украиной встала задача выработки самостоятельного внешнеполитического курса. Учитывая геополитическое положение Украины, правительства сочло необходимым придерживаться многовекторного курса во внешней политике. Выделены три приоритетных направления: политического взаимодействия с Россией и странами СНГ, с Объединенной Европой и США, со странами черноморского бассейна и Турцией. Эти три направления исторически обусловлены, и по мнению руководства страны, дают Украине сильные шансы реализовать свое выгодное геополитическое положение.

  Внешнеполитическая  концепция нашей страны сформулирована в "Основных направлениях внешней политики Украины" - документе, принятом Верховной Радой 2 июля 1993 года. В нем говориться, что внешняя политика Украины нацеливается на решение таких важнейших задач: утверждение и развитие Украины как независимого демократического государства, обеспечение устойчивости ее международного положения, сохранение территориальной целостности государства и неприкосновенности его границ, включение экономики страны в мировую экономическую систему, защита прав и интересов граждан Украины за границей, распространение в мире образа Украины как надежного и аккуратного партнера.

  Геоэкономика  по своему формулирует два основных вопроса геополитики: Что такое мощь? Где и как она материализуется? Но в конце XX века возник еще один вопрос: чем объяснить возросший интерес к изучению связей между экономикой, пространством и мощью? Конечно, геоэкономика теперь в моде, но любая мода является отражением наиболее характерных черт своей эпохи.

  А. Экономический фактор и пространство в конце XX века

  1. Основной парадокс: мировое экономическое  пространство со множеством барьеров  и зон неравномерного развития

  Мировое экономическое пространство возникло задолго до конца XX века. Например, в  период с 1890 по 1914 год такое пространство сформировалось вокруг Европы и включало в себя Россию, Соединенные Штаты и Японию, а также те части земного шара, где господствовали западные державы. Кризис 30-х годов охватил если не весь мир, то по крайней мере несколько континентов.

  С этой точки зрения, специфика конца XX века характеризуется тремя факторами. Во-первых, происходит углубление взаимозависимости стран в различных областях (торговля, инвестиции, перемещение капиталов, обмен технологиями), что способствует еще большему усилению этой взаимозависимости. Во-вторых, важнейшие отрасли экономики отдельных стран (сельское хозяйство, промышленность, услуги) работают не только и не столько на национальный рынок, сколько на международный. В-третьих, большинство стран связывает свое будущее, свое выживание со своей способностью участвовать в международном технико-экономическом соревновании. Одновременно следует отметить, что с точки зрения геоэкономики мировое экономическое пространство отличается существенной неоднородностью и фрагментарностью.

  – Происходит интеграция огромного большинства государств в единую экономическую систему, хотя между ними сохраняются заметные различия в уровне развития: промышленные страны Запада, стремительно развивающиеся страны третьего мира, внезапно обедневшие страны бывшего социалистического лагеря, страны Африки и Азии, оказавшиеся на обочине экономического прогресса. Эти различия рассматриваются в динамике планетарной эволюции, они представляют собой одновременно и позитивные, и негативные факторы, что подтверждается, например, переносом ряда производств из одних стран в другие из-за разницы в стоимости рабочей силы и в уровне социальной защиты; подтверждением данного положения служат также миграционные потоки из бедных стран в богатые. Единство мирового экономического пространства доказывается простым фактом: различия в уровне развития не только создают непреодолимые препятствия между разнородными зонами, но и активно используются хозяйствующими субъектами (государствами, предприятиями и даже физическими лицами).

  – Государства и государственные границы продолжают существовать. Конечно, имеется немало способов открывать эти границы для международной торговли, туризма, перемещения капиталов и информационных потоков. Тем не менее государства сохраняют за собой право законодательного регулирования режима границ. Пока будут оставаться суверенные государства, останутся и границы, даже если их пересечение не связано со значительными трудностями. Ход европейской интеграции подтвердил это положение. Начиная с 60-х годов Европейское сообщество занято устройством своей общей внешней границы, что выразилось, в частности, в установлении единого таможенного тарифа на ввоз товаров в ЕЭС. Провозглашение Европейского союза (Маастрихт, 7 февраля 1992 года) предполагает окончательную отмену границ между членами Союза и завершение формирования внешней границы сообщества.

  – Наконец, планетарная экономическая  интеграция, идеология единого рынка  не способны устранить границы в  областях, где политика и экономика практически бессильны, т.е. культурные и религиозные границы.

  Каким образом универсалистские принципы рынка, свободы, демократии могут сочетаться с самобытностью социальных, этнических и религиозных групп? С одной стороны, динамика интеграционных процессов ведет к формированию однородного, стандартизированного человечества, управляемого с помощью западного рационализма. С другой стороны, различия, унаследованные от прошлого, не исчезают бесследно; они либо ставят универсализм себе на службу, либо противостоят ему, но в том и другом случае они испытывают на себе его преобразующее влияние.

  2. Суверенное государство и технико-экономическое  соревнование

  Государство остается территориальным образованием, которое несет ответственность  за благополучие своего населения. В конце XX века перед ним стоит трудная задача: как сохранить целостность и само существование своей территории и своего населения в эпоху резко возросшей взаимозависимости?

  С точки зрения государства, классическая внешняя угроза заключается в  попытке захвата его территории. Следовательно, оно должно быть готовым оказать отпор возможной внешней агрессии. В то же время национальная идея, на которой с конца XVIII века основывается современное государство, также должна сохранять свое специфическое значение; в либерально-демократических странах эти задачи государственной важности не исключают возможности обменов и смешанных браков, однако вновь прибывшие должны либо растворяться в нации (как во Франции), либо по меньшей мере подчиняться ей (как в Соединенных Штатах).

  Но  технико-экономическое соревнование заставляет государство по-новому взглянуть на свою территорию. Речь уже не идет о ее защите или о сохранении ее специфики. Напротив, необходимо максимально открыть страну, обеспечить ей наиболее выгодные условия в конкурентной борьбе. Так например, иностранные инвестиции, которые хотя и ставят национальную экономику в зависимость от решений, принимаемых за границей, являются важным фактором интеграции страны в мировой рынок. Даже фундаментальные атрибуты суверенитета (законодательство, налоговая политика и система образования) подвергаются пересмотру с учетом международных стандартов. Закон, налогообложение и национальная валюта начинают конкурировать с иностранными законами, налогами и валютой, т.к. слишком большие отличия от международных норм могут отпугнуть иностранного инвестора или бизнесмена.

Информация о работе Ответы по мировой политике