Основные направления развития внешнеэкономических связей предприятия (на примере ОАО "Коммунарка")"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:34, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение факторов, влияющих на развитие внешнеэкономических связей предприятия и разработка на этой основе путей повышения эффективности основных направлений развития внешнеэкономических связей ОАО «Коммунарка».
В процессе работы проведено исследование сущности внешнеэкономических связей на примере конкретного предприятия и разработаны мероприятия по повышению эффективности внешнеэкономических связей рассматриваемого предприятия.

Содержание

Введение
1. Сущность, роль и значение внешнеэкономических связей в деятельности предприятия
1.1. Основные понятия и направления внешнеэкономических связей
1.2. Формы межгосударственного сотрудничества и внешне-экономических связей
1.3. Сущность и структура системы государственного регулирования внешнеэкономических связей
2. Анализ внешнеэкономических связей предприятия на примере ОАО «Коммунарка»
2.1. Общая оценка и характеристика внешнеэкономических связей предприятия
2.2. Проблемы и противоречия в развитии внешнеэкономических связей
3. Пути повышения эффективности внешнеэкономических связей предприятия
3.1. Анализ зарубежного опыта организации внешнеэкономических связей
3.2. Практические рекомендации по развитию внешнеэкономических связей ОАО «Коммунарка»
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Основные направления развития внешнеэкономических связей предприятия.doc

— 456.00 Кб (Скачать)

     При заключении договоров ОАО «Коммунарка» использует тендеры. На предприятии  редко происходит нарушение договорных обязательств. Однако в практике работы предприятия имеет место такое нарушение как несоответствие качества поставляемого сырья рецептуре выпускаемой продукции, несоответствие ГОСТ или нормативным документам.

     Динамика  импорта сырья и материалов, используемых в производстве кондитерских изделий  приведена в табл. 2.1.8.

     Как видно из табл. 2.1.8., ряд необходимых для производства сырья и материалов приобретается за границей, в том числе в Российской Федерации, странах СНГ и странах дальнего зарубежья. Общий объем импорта в 2006 г. составил 9784,3 тыс. долл.США. 

 

      Таблица 2.1.8. Объемы импорта основных видов продукции в натуральном  выражении за 2006 г. ОАО «Коммунарка»

Наименование

продукции

Импорт
Коли-чество,т. Сумма, тыс.долл. США  В % к соотв. периоду  прошлого года
1. Какао-бобы, всего: 3155,0 6332,0 102,4
в т.ч. страны дальнего зарубежья 3155,0 6332,0 102,4
2. Патока, всего: 2741,3 857,3 98,5
в т.ч. страны дальнего зарубежья 2741,3 857,3 98,5
3. Орех, всего: 521,3 1686,2 102,4
в т.ч. страны дальнего зарубежья 492,9 1568,3 167,1
страны  СНГ 28,4 117,9 13,3
из  них Россия 28,4 117,9 13,3
5. Бумага, всего: 97,9 163,9 67,9
страны  СНГ 97,9 163,9 67,9
из  них Россия 97,9 163,9 67,9
5. Крой коробок, всего: 169,8 744,9 65,5
в т.ч. страны дальнего зарубежья 134,7 627,3 64,4
страны  СНГ 35,1 117,6 56,6
из  них Россия 33,0 95,6 53,2

     Примечание. Источник: собственная разработка. 

     Таким образом, на рассматриваемом предприятии  структура внешнеэкономических связей представлена торговыми экспортно-импортными операциями по приобретению необходимых для производства сырья и материалов, и поставке в страны СНГ и дальнего зарубежья продукции собственного производства. 

 

      2.2 Проблемы и противоречия в развитии внешнеэкономических связей 

     Анализ  приведенных показателей свидетельствует  о том, что наметилась тенденция  к росту объемов производства в стоимостном выражении (в сопоставимых и фактических ценах), увеличению коэффициента использования производственных мощностей, росту выручки и прибыли от реализации, а также рентабельности реализованной продукции. Однако необходимо отметить, что наблюдается снижение выпуска кондитерских изделий в натуральном выражении. В 2005 г. отгрузка продукции составила 22793 тонн, что составляет 98,6% к уровню 2005 г. В общем объеме отгрузки наблюдается снижение продаж более дешевых групп продукции (карамель, драже, ирис, конфеты, глазированные жировой и кондитерской глазурью, конфеты, неглазированные, вафли). По остальным ассортиментным группам наблюдается увеличение объемов продаж. В 2005 г. на внутренний рынок было отгружено 13925 тонн продукции, что составляет 99,8% от уровня 2004 г. Однако темп роста данного показателя в стоимостной выражении составляет 114,6%.

     Анализ отгрузки продукции на внешний рынок показывает, что продажи за 2005 г. составили 5293 тонн кондитерских изделий, тогда как в 2004 г. они были 6720 тонн. Уровень продаж на внешний рынок в 2005 г. составил 77% от уровня 2004 г. Ассортимент отгрузок на внешний рынок такой, что 92,7% - карамель, 3,5% - конфеты, глазированные шоколадной глазурью, ирис – 2,3%. Отгрузка шоколада, драже и конфет, неглазированных шоколадной глазурью, незначительны: 0,5; 0,2; и 0,8% соответственно.

     Проведение  государственной политики в отношении кондитерской отрасли возложено на государственный концерн «Белгоспищепром», в состав которого входят наиболее крупные кондитерские предприятия Беларуси. Концерн устанавливает плановые показатели темпов роста объемов производства, экспортных поставок, а также контролирует их выполнение.

     В целом, государство не предоставляет  большого количества преференций для  кондитерских предприятий страны. К  таможенным льготам можно отнести  только периодически вводимое снижение до «0» уровня таможенных пошлин на ввоз технологического оборудования. Налоговыми льготами в силу месторасположения (г. Наровля – территория значительно пострадавшая в результате аварии на ЧАЭС) пользуется только ОАО «Красный мозырянин» по налогообложению прибыли и уплате Чрезвычайного налога.

     Среди инвестиционных преференций следует  отметить выделение средств из инновационного фонда концерна «Белгоспищепром» для  производственной модернизации предприятия. В соответствии с государственной  программой модернизации кондитерской промышленности на период до 2010 г. общий объем средств на эти цели планируется в объеме 64,4 млрд.руб, при этом доля участия концерна в финансировании программы предполагается около 25-30%, что позволит предприятию строить внешнеэкономические связи на базе торговли высококачественной продукцией, произведенной на современном технологическом оборудовании.

     Органами  государственного управления также  применяются механизмы защиты внутреннего  рынка от конкуренции с иностранными производителями. В качестве подобных мер в период 2005-2006 г. использовались:

     - установление обязательных квот  приобретения продукции белорусских  производителей для торговых  сетей республики;

     - увеличение налога с продаж (на  импортную продукцию) региональными  органами государственного управления.

     Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, хотя в этой сфере до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок).

     В последнее время Консультационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ) сократил запретительные записки по отношению к странам СНГ, в частности к Республике Беларусь, и обещает вообще снять ограничения на поставки новейшей технологии, когда эти страны обеспечат надлежащий контроль за реэкспортом такой технологии в другие страны.

     Данная мера позволяет ОАО «Коммунарка» выйти на рынки стран Евросоюза (Германия).

     Существенные  ограничения на внешнеэкономическую  деятельность ОАО «Коммунарка» оказывает  то обстоятельство, что до настоящего момента не решен вопрос о вступлении Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО). В значительной части это обусловлено внешнеполитическими факторами. Республика Беларусь испытывает серьезное давление со стороны развитых государств в силу того, что проводит самостоятельную и независимую внешнюю и внутреннюю политику, направленную прежде всего на защиту национальных интересов.

     Данные  методы непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли и относятся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: валютные ограничения, в частности, по переводу прибылей, дивидендов, налоговых и других платежей; регулирование притока капиталов (максимальный процент иностранного капитала и местного персонала в иностранных предприятиях и т.д.).

     Кроме этого необходимо должное внимание уделить тенденциям развития рынка  кондитерских изделий, так владение данной информацией является ключевым моментом в планировании, организации, развитии и совершенствования внешнеэкономических  связей.

     Российский  рынок кондитерских изделий, активно развивавшийся в последние годы, по мнению аналитиков, перешел в стадию насыщения По прогнозам, темпы роста рынка Российской Федерации (в стоимостном выражении) в этом году составят около 1% против 3,17% в 2006 году и 6,63% - в 2005 году. В этом году объем рынка составит 12,1 млрд. долл.США (2609 тыс.тонн) против $10,48 млрд. долл.США (2586 тыс. тонн) в 2006 году. В 2008 году объем рынка может возрасти до 13,2 млрд. долл.США (2638 тыс. тонн). Основную долю на нем - 55% занимают мучнистые изделия. На весовые конфеты приходится 13%, на шоколадные плитки - 8%. Потребление кондитерских изделий в России в 2006 году возросло до 18 кг. на человека в год. [23, с.12].

     Принимая  во внимание, что экспорт ОАО «Коммунарка» в Российскую Федерацию в 2006 г. составил 3917 т., доля рынка, занимаемого предприятием составляет около 1,5%. Соответственно в данном направлении существуют значительные резервы роста экспорта и развития внешнеэкономических связей.

     Говоря  о перспективах продвижения продукции ОАО «Коммунарка» необходимо учитывать то обстоятельство, что в настоящее время на нем наметились тенденции к монополизации. В последние годы был создан холдинг «Объединенные кондитеры». В настоящее время холдинг «Объединенные кондитеры» владеет контрольными пакетами акций АО «Красный Октябрь», АО «Рот-Фронт», АО «Кондитерский концерн «Бабаевский», а также 25 региональными кондитерскими фабриками и 40 торговыми домами. В управлении холдинга «Объединенные кондитеры» находится около 3000 торговых марок. В период до 2009 года на маркетинг и модернизацию производства холдинг планирует потратить 250 млн. долларов и выйти на лидирующие позиции по объемам производства и продаж в Российской Федерации. [23, с.13].

     Создание  подобных структур существенно усложняет  деятельность на рынке более мелких производителей, так как концентрация производства позволяет существенно снизить величину расходов на маркетинг, содержание товаропроводящей сети, затраты на содержание аппарата управления и т.д.. Все вышеуказанные факторы позволяют значительно снизить цены на продукцию по сравнению с конкурентами.

     Мировые тенденции развития кондитерского  рынка наиболее полно отражаются ведущей в мире кондитерской выставке «ISM», г.Кельн, Германия. Выставка «ISM» - бизнес-платформа для кондитерской промышленности мировых производителей кондитерских изделий. Для более чем 1500 поставщиков, представивших свою продукцию на международной кондитерской выставке «ISM» в 2007 г. результаты оказались очень позитивными. Компании, принявшие участие в выставке, были едины в оптимистичной оценке своих перспектив в бизнесе. Многочисленные поставщики вновь сфокусировались на продукции высшего качества, что было по достоинству оценено закупщиками. «ISM» - единственная выставка, которая целенаправленно соединяет спрос и предложение и делает это в целях развития немецкого, и международного рынка кондитерских изделий в целом [21, с. 8].

     В заключение вопроса следует сказать, что среди условий и факторов, влияющих на внешнеэкономические связи  ОАО «Коммунарка» выявлено, что существуют как положительные, так и отрицательные.

     Среди отрицательных факторов, влияющих на внешнеэкономические связи можно  выделить то, что Республика Беларусь не является членом ВТО, слабо интегрирована  в систему внешнеэкономических  отношений с Евросоюзом и испытывает серьезную конкуренцию с крупнейшими региональными производителями кондитерской продукции.

     Среди положительных факторов можно выделить расширение географии поставок продукции  ОАО «Коммунарка», прогнозирование  аналитиками дальнейшего увеличения емкости зарубежных рынков кондитерских изделий.  

 

     

     3. Пути повышения  эффективности внешнеэкономических  связей предприятия 

     3.1 Анализ зарубежного  опыта организации  внешнеэкономических  связей 

     Беларусь  имеет экспортно-импортные связи  более чем со 100 странами мира. Основные внешнеторговые партнеры республики - Россия, Германия, Польша, США, Великобритания и другие.

     Сегодня невозможно представить деятельность ни одного крупного предприятия без  участия его во внешнеэкономической  деятельности. Эффективность работы любого предприятия, вовлеченного в сферу внешнеэкономической деятельности, напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей.

     Вот почему эта тема актуальна сегодня, когда все большее число предприятий  вовлекается во внешнеэкономическую деятельность и на их пути возникает множество проблем. Поэтому сегодня не только важно знать и успешно применять на практике знания в области внешнеэкономической деятельности, но и изучать передовой опыт зарубежных компаний в данной области.

Информация о работе Основные направления развития внешнеэкономических связей предприятия (на примере ОАО "Коммунарка")"