Основные направления развития внешнеэкономических связей предприятия (на примере ОАО "Коммунарка")"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:34, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение факторов, влияющих на развитие внешнеэкономических связей предприятия и разработка на этой основе путей повышения эффективности основных направлений развития внешнеэкономических связей ОАО «Коммунарка».
В процессе работы проведено исследование сущности внешнеэкономических связей на примере конкретного предприятия и разработаны мероприятия по повышению эффективности внешнеэкономических связей рассматриваемого предприятия.

Содержание

Введение
1. Сущность, роль и значение внешнеэкономических связей в деятельности предприятия
1.1. Основные понятия и направления внешнеэкономических связей
1.2. Формы межгосударственного сотрудничества и внешне-экономических связей
1.3. Сущность и структура системы государственного регулирования внешнеэкономических связей
2. Анализ внешнеэкономических связей предприятия на примере ОАО «Коммунарка»
2.1. Общая оценка и характеристика внешнеэкономических связей предприятия
2.2. Проблемы и противоречия в развитии внешнеэкономических связей
3. Пути повышения эффективности внешнеэкономических связей предприятия
3.1. Анализ зарубежного опыта организации внешнеэкономических связей
3.2. Практические рекомендации по развитию внешнеэкономических связей ОАО «Коммунарка»
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Основные направления развития внешнеэкономических связей предприятия.doc

— 456.00 Кб (Скачать)

     Важнейшим элементом системы государственного регулирования внешнеэкономических  связей являются различные стандарты  и технические нормы.

     Международные стандарты - рекомендации международных специализированных организаций, устанавливающие общие для однородных товаров, производимых в разных странах, требования к этим товарам или процессам их производства либо использования.

     В отличие от национальных стандартов международные не носят обязательного характера для их использования, однако применение международных стандартов повышает конкурентоспособность товаров на мировых рынках. Международные стандарты разрабатываются и рекомендуются к применению, в частности, Международной организацией по стандартизации ООН, а также большим количеством других специализированных организацией. Международные стандарты увязывают входные и выходные параметры изделий разных производителей, призванных работать в едином комплексе.

     Соответствие  продуктов международного обмена определенным стандартам и техническим требованиям  подтверждается посредством сертификата. Сертификация бывает трех видов: самосертификация (проводимая самим изготовителем); осуществляемая потребителем; проводимая третьей стороной (специализированной организацией, независимой от изготовителя и потребителя). Государство может влиять на потоки экспортно-импортных товаров, устанавливая соответствующие сертификатные требования.

     Валютно-финансовое регулирование внешнеэкономических связей государство осуществляет через выработку и реализацию валютной политики. Валютная политика - это комплекс мер экономического, правового и организационного характера, проводимых государственными органами, центральными финансовыми учреждениями и национальными (государственными) банками, а также международными валютно-финансовыми организациями в области валютно-кредитных отношений. Валютная политика государства является составной частью его внешнеэкономической политики, важным средством, содействующим включению экономики страны в мировое хозяйство. Это достигается проведением различных мер по регулированию расчетных и валютно-кредитных отношений страны и ее субъектов (валютные ограничения, продажа или скупка валют центральными банками на валютном рынке, повышение или понижение учетных ставок, ограничения динамики курса национальной валюты определенными пределами (установление “коридора”, его повышения или понижения). Изменение валютного курса влияет на динамику экспорта-импорта страны.

     Основными средствами таможенного регулирования внешнеэкономических связей являются: участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях; применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов, таможенных формальностей; установление режима прохождения грузов через границу; система государственных органов таможенного контроля.

     Уточним некоторые понятия. Таможенный союз - общая таможенная территория двух и более стран с единым таможенным тарифом в отношении третьих  стран и полной отменой пошлин во взаимных отношениях.

     Таможенная  конвенция - многостороннее или двустороннее международное соглашение, регулирующее вопросы таможенного обложения  и таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц. Ее цель - снижение таможенных пошлин на товары, импортируемые из стран-участниц, и облегчение прохождения ими таможенных формальностей как в стране-экспортере, так и в стране-импортере. Участники конвенции берут на себя обязательства предоставлять друг другу таможенные льготы и содействовать тому, чтобы таможенные правила не препятствовали развитию взаимной торговли и других видов внешнеэкономических связей.

     Таможенные  пошлины - денежный сбор, взимаемый  государством через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества  и ценностей при пересечении ими границы страны. Существуют ввозные, вывозные и транзитные пошлины. Ставки таможенных пошлин содержатся в таможенных тарифах.

     Таможенный  тариф - систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев  при прохождении товаров через таможенную государственную границу.

     Таможенные  сборы - дополнительные сборы, взимаемые  сверх таможенных пошлин. К таможенным сборам относятся: статистический сбор, связанный с учетом внешнеторговых товаров; марочный сбор, взыскаемый при  приеме различных деклараций и выдаче квитанций таможней; сбор за сохранность и складирование товаров; сбор за право вывоза товара со склада таможни; сбор за пломбирование, а также штемпелирование почтовых посылок; санитарные сборы при осуществлении санитарного контроля; лицензионные сборы, взимаемые при выдаче разрешения на ввоз и вывоз товаров; бандерольный сбор.

     Таможенное  регулирование оказывает прямое влияние на воспроизводственный  комплекс страны, норму прибыли и , соответственно, темпы развития в  отдельных отраслях, поскольку оно воздействует на уровень внутренних цен.

     Экономический эффект установления таможенных тарифов  проявляется в следующем виде:

  • производственный эффект - защита отечественного производителя;
  • потребительский эффект - повышение цен на импортные товары снижает объемы их потребления;
  • бюджетный эффект - таможенные доходы являются одной из доходных статей госбюджета;
  • эффект перераспределения доходов - снижение конкуренции отечественным товарам позволяет устанавливать на них более высокие цены и получать большую прибыль (за счет потребления);
  • конкурентный эффект - в зависимости от уровня таможенного тарифа напряженность конкуренции изменяется и может влиять на процесс воспроизводства как положительно, так и отрицательно;
  • влияние на платежный баланс страны - меньше платежей в другие страны за счет снижения объема импорта;
  • влияние на условиях торговли - снижает конкурентоспособность импортного товара на рынке страны-импортера, что заставляет экспортера снижать цену продавца.

     Таким образом государство является активным участником регулирования внешнеэкономической деятельности с целью защиты экономических интересов отечественных предприятий, обеспечения роста валютной выручки, обеспечения экономической безопасности государства и иных целей.  
 

 

     

     2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «КОММУНАРКА» 

     2.1 Общая оценка и  характеристика внешнеэкономических  связей предприятия 

     ОАО «Коммунарка» – ведущее предприятие  в Беларуси по выпуску кондитерских изделий. Его продукция прекрасно  известна не только в нашей стране, но и в странах бывшего СССР, а также странах дальнего зарубежья.

     Общая доля рынка кондитерских предприятий, входящих в состав концерна «Белгоспищепром», составляет 56,4%, доля рынка импортных  производителей кондитерских изделий, присутствующих на рынке Беларуси, а также производителей, не входящих в состав концерна (КК «Витьба», ИП «Сладушка», СП «Алвеста-М»), – 43,6%. Доля рынка отдельных производителей кондитерской продукции представлена в табл. 2.1.1. 

     Таблица 2.1.1. Производство кондитерских изделий по предприятиям концерна «Белгоспищепром»

Предприятие Производство, т. Реализация  в 2006 г., тонн Уд. вес  в производстве, 2006 г.
2005 2006 внутр. рынок экспорт продажи
ОАО «Коммунарка» 21109 20223 16143 4077 20220 17,4
СП ОАО «Спартак» 28879 27622 19704 7531 27235 23,8
ОАО «Слодыч» 9571 9294 9044 91 9135 8
ОАО «Красный пищевик» 15153 14321 11698 3178 14876 12,3
ОАО «Красный мозырянин» 4405 3777 2356 1387 3743 3,3
ОАО «Ивкон» 6952 7065 2350 4746 7097 6,1
ОАО «Конфа» 3655 3824 3367 327 3694 3,3

     Примечание. Источник: Собственная разработка на основании данных отдела маркетинга ОАО «Коммунарка». 

     Из  данных таблицы 2.1.1. видно, что снижение объемов производства (отрицательный  темп роста) кондитерских изделий в 2005 г. наблюдается у таких предприятий, как ОАО «Коммунарка» (96%), СП ОАО «Спартак» (96%), ОАО «Слодыч» (97%), ОАО «Красный пищевик» (94,5%), ОАО «Красный мозырянин» (86%). Увеличение производства в 2006 г. по сравнению с уровнем 2005 г. произошло у ОАО «Ивкон» (102%), у ОАО «Конфа» (105%).

     Графически  удельный вес продукции предприятий  кондитерсокй отрасли в общем  объеме производства в Республике Беларусь в 2006 г. представлен на рис. 2.1.1. 

     

     Рис. 2.1.1. Удельный вес продукции предприятий  кондитерсокй отрасли в общем объеме производства в Республике Беларусь в 2006 г. 

     Примечание. Источник: Собственная разработка на основании данных отдела маркетинга ОАО «Коммунарка». 

     В 2006 г. на долю крупнейших предприятий  кондитерской отрасли ОАО «Коммунарка» и СП ОАО «Спартак» пришлось 41,2% выпускаемых кондитерских изделий, тогда как в 2005 г. – 42,1%. По сравнению с 2005 г. этот показатель снизился на 0,9%. Можно говорить о ежегодном увеличении дельных весов в объеме производства продукции таких предприятий, как ОАО «Конфа», ОАО «Ивкон», а также предприятий, не входящих в состав концерна.

     Внешнеэкономическая деятельность ОАО «Коммунарка» связана  с инвестиционной деятельностью  предприятия, направленной на покупку  за пределами Республики Беларусь технологического оборудования, комплектующих к технологическим линиям по переработке молока, в связи с тем, что оборудование данного типа не производится в РБ. Субъектами инвестиционной деятельности во внешнеэкономической сфере являются иностранные лизинговые компании Швейцарии, Австрии. Кредитное финансирование некоторых инвестиционных проектов осуществляется за счет валютных средств банков Республики Польша. На ОАО «Коммунарка» в учетной политике предусмотрен метод определения выручки от реализации по факту отгрузки продукции и при заключении импортных контрактов предусматривается переход права владения по мере отгрузки продукции покупателям. В соответствии с «Положением о порядке контроля за проведением внешнеторговых операций», предприятие представляет в течение 5 рабочих дней после зачисления денежных средств от экспорта товаров в обслуживающий банк документы (контракты, счета, паспорта сделок и др.). В течение 5 календарных дней с даты отгрузки товаров со склада таможенным органам предоставляется статистическая декларация.

     Учитывая, что инвестиционная политика ОАО  «Коммунарка» ориентирована на достижение высокого качества продукции на уровне зарубежных стандартов, и в конечном итоге, повышение рентабельности производства, постоянно ведется работа по расширению рынков сбыта не только в Республике Беларусь, но и за ее пределами. В последние годы налажены связи с партнерами из Российской Федерации, Республики Польша, Германии, Голландии.

Информация о работе Основные направления развития внешнеэкономических связей предприятия (на примере ОАО "Коммунарка")"