Организация внешнеэкономической деятельности в сфере малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение малого предпринимательства на международном, федеральном и региональном уровнях, а так же определение места и роли малого предпринимательства в экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ НЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ ВЭД.
1.1. Понятия, признаки и роль малых предприятий в экономике.
1.2 Формы и виды внешнеэкономической деятельности малого пред-приятия
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МА-ЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗАРУБЕЖОМ И В РОССИИ
2.1 Участия малого предпринимательства в международном бизнесе в условиях новой конкуренции
2.2 Государственная политика стимулирования внешнеэкономической актив-ности малых предприятий в зарубежных странах
2.3. Методы государственного регулирования и поддержки внешнеэкономи-ческой деятельности.
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЭД МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ.
3.1. Со-временные проблемы развития ВЭД малого бизнеса в России.
3.2 Меры по преодолению проблем развития ВЭД малых предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

готовый курсач мой.docx

— 107.10 Кб (Скачать)

     Очевидно, что выдержать конкуренцию на внешнем рынке смогут лишь те производители. Которые в состоянии чутко улавливать изменения в характере спроса, гибко приспосабливаться к нему. Такой подход представляется более продуктивным, по сравнению с традиционной подготовкой программ, исходя из производственных возможностей и финансовых потребностей российских предприятий.

     Также, следует сказать, что дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий и их интеграция в мировое хозяйство невозможно без наличия кооперационных связей с иностранными партнерами. анализ тенденций в мировом хозяйстве убеждает в необходимости приоритетного развития международной кооперации в производстве и экспорте наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Кооперирование производства позволит предприятиям осваивать новые технологии, методы организации и управления в производстве. Кооперация производства дает российским предприятиям возможность беспрепятственного выхода на внешние рынки, а также успешно реализовывать кооперированную продукцию на внутренних рынках.

     Включение российских предприятий в мировой  кооперационный процесс должно идти синхронно с налаживанием или поддержанием ранее сложившихся кооперационных связей внутри страны. Без этого трудно налаживать МКП с зарубежными партнерами. Такая кооперация представляет собой реальную интеграционную основу, на которой может лучше развиваться МКП, так как она имеет громадный интеллектуальный, научно-технический, производственный и природно-ресурсный потенциал.

     Также российским предприятиям в мировом  интеграционном процессе необходима двухрыночная ориентация, то есть одновременное изготовление продукции и на российский и на внешний рынок. Только таким путем можно постепенно заполнять отечественный рынок продукцией высокого качества, побудить наши предприятия к повышению конкурентоспособности своей продукции на внутреннем и внешнем рынках. Ведь включение в МКП выдвигает главным требование высокой конкурентоспособности.

     Всем  предприятиям России требуется обновление основных производственных фондов, по причине их физического и морального устаревания, а также обновление технологического уклада и структуры  производства. Все это требует  существенного объема инвестиций. А  так как в стране наблюдается  дефицит собственных инвестиционных ресурсов, то возникает необходимость в привлечении иностранных. Для этого необходимо заинтересовать иностранного инвестора рациональным инвестиционным проектом, который, к сожалению, отсутствует у большинства предприятий. Хотя и в последнее время были привлечены инвестиции в большом количестве, но большого сдвига в вопросе о ОФ не произошло.

     На  стадии формирования планов стратегического  партнерства российские предприятия должны иметь четкую оценку мотивов и целей инвестора. При разработке механизмов сотрудничества необходимо учесть такие, которые не позволяют партнеру блокировать вхождение нашего предприятия на новые рынки и тем самым выводить из конкуренции его перспективную продукцию.

     Привлечение иностранных инвестиций и приходящих с ними новых технических разработок и методов управления дает отечественному производителю мощный толчок для  становления собственного конкурентоспособного производства. В качестве наглядного примера можно привести Южную Корею. Они отличаются высокой динамикой роста продаж за рубежом и уже начинают конкурировать с прежними и нынешними стратегическими партнерами (Daewoo – General Motors, KIA – Ford, Mazda).

     Но  стоит сказать, что иностранные  инвесторы не особо стремятся  делать масштабные вложения в отечественную экспортоориентированную промышленность. Западные фирмы, как правило, инвестируют капитал в основном в добывающие отрасли, и совсем не заинтересованы в создании конкурирующих производств в финишных отраслях.

     Нужно сказать, что эффективное осуществление  внешнеэкономической деятельности российских предприятий невозможно без государственной поддержки. В частности, для государства целесообразно финансировать конкурентоспособные отрасли и предприятия. Финансирование и кредитование может осуществляться из специально созданного фонда, формируемого за счет части доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности государства, таких как таможенных платежей, а также зарубежных активов российских экспортеров и коммерческих банков, представляющих собой, по сути, кредит России Западу. Целесообразно было бы использовать средства фонда для государственного кредитования экспорта продукции с длительным циклом изготовления, страхования экспортных кредитов. При этом кредиты могли бы предоставляться на более льготных условиях, чем это делается коммерческими банками.

     Государством  также должны применяться такие  меры по стимулированию экспорта, как льготное налоговое и таможенное обложение приоритетных отраслей и их субсидирования. Правительство также должно ограничить открытость российской экономики, в целях защиты собственных предприятий.

     Реализация  вышеобозначенных предложений требует подкрепления соответствующими правовыми и организационными мерами. Для их осуществления необходимы совершенствование налогового законодательства, кредитование и финансирование приоритетных производств из федерального бюджета14.

     Со  стороны государства необходимо заключение договоров со странами дальнего зарубежья, их союзниками и группировками, в которых бы четко фиксировались принципы недискриминационного к российским предприятиям.

     Важно также дальнейшее расширение границ таможенного союза стран СНГ.

     Большое значение имеет усиление координации  действий экспортеров и импортеров на внешнем рынке.

     Так же на территории стран СНГ осуществляется проект TACIS "Поддержка экспортно-ориентированных инновационных малых и средних предприятий"15

     Общая цель деятельности проекта "Поддержка  экспортно-ориентированных инновационных МСП", инициированного Российским Агентством и реализуемого на его базе, заключается в поддержке и содействии процессу развития инновационных и экспортно-ориентированных малых и средних предприятий (ЭОИ МСП) с целью расширения торговых взаимоотношений между странами ЕС и Российской Федерацией, а также формирования "общего экономического пространства".

     Цели  проекта:

     - развитие благоприятной бизнес-среды для экспортно-ориентированных инновационных МСП;

     - улучшение возможностей организаций  поддержки бизнеса по содействию  экспортно-ориентированных инновационных МСП;

     - содействие развитию экспортно-ориентированных инновационных МСП;

     - установление и развитие связей  между российскими экспортно-ориентированными  инновационными МСП и их европейскими  партнерами, Центрами поддержки  экспорта, развитие соответствующей  информационной среды, распространение передового опыта.

     В ходе Проекта планируется подготовить  группу пилотных предприятий (не менее 20), отобранных в пилотных регионах в соответствии со специальной процедурой (конкурсом), к выходу на европейские рынки с инновационными продуктами и услугами. Для предприятий будет организовано необходимое содействие, направленное на преодоление тех трудностей, с которыми они сталкиваются при развитии своей экспортной деятельности - сертифицирование по стандартам ISO и проведение маркетинговых исследований. Особое внимание будет уделяться расширению доступа МСП к кредитно-финансовым ресурсам.

     Кроме практической поддержки пилотной группы МСП по выходу на рынки стран ЕС, в задачу проекта также входит содействие формированию благоприятной среды и инфраструктуры поддержки ЭОИ МСП в России. В последующем предполагается подключение данной инфраструктуры к соответствующей европейской деловой информационной сети путем создания Евро Инфо Центра. Кроме того, разработанная в ходе проекта методология развития экспортно-ориентированной деятельности инновационных МСП будет распространена на другие регионы России в рамках программ, осуществляемых Министерством экономического развития и торговли РФ. Это серьезные задачи, но их успешная реализация даст возможность разработать и апробировать в рамках проекта ряд стандартных базовых пакетов услуг для МСП, которые в будущем будут предоставляться во всех регионах страны соответствующей инфраструктурой поддержки экспортно-ориентированных инновационных предприятий малого и среднего бизнеса.

     Партнером Проекта является Российское Агентство  поддержки малого и среднего бизнеса, на базе которого осуществляется вся текущая деятельность.

     Проект  осуществляется под руководством специально созданного Управляющего Комитета.

     Деятельность  Проекта на первом этапе ведется  в пяти пилотных регионах, утвержденных Управляющим Комитетом - это Калужская, Ленинградская, Московская, Ростовская и Томская области. Далее, на последующих этапах, мероприятия Проекта охватят шесть дополнительных регионов - Астраханская, Волгоградская, Иркутская и Кемеровская области, а также Краснодарский и Красноярский край.

     Таким образом, из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что существуют следующие  пути развития внешнеэкономической  деятельности российских предприятий и выхода их из кризиса16:

  • обновление производственных фондов, внедрение новейших технологий производства;
  • повышение научно-технического потенциала, проведение НИОКР и внедрение их результатов в производство, разработка программного обеспечения;
  • повышение уровня конкурентоспособности производимой продукции, доведение уровня ее качества до мировых стандартов;
  • повышение наукоемкой продукции в общем производстве и экспорте;
  • торговля патентами и лицензиями;
  • широкое применение маркетинга в сфере внешнеэкономической деятельности;
  • привлечение иностранных инвестиций в производство;
  • включение в мировой процесс интеграции и МКП, международного научно-технического сотрудничества;
  • применение современных форм управления и организации производства, повышение уровня квалификации персонала;
  • создание отечественными предприятиями союзов производителей и экспортеров;
  • государственная поддержка и стимулирование внешнеэкономической деятельности российских предприятий, создание единой государственной сети внешнеэкономической информации.
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент  рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Малые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малые предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

    В условиях России, находящейся на начальном  этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

    Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей.

    Учитывая  сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в  виду, что базисом этих реформ и  гарантом их необратимости может  служить только многочисленный средний  класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно малые предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.

    Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе  социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и  развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы. 

Информация о работе Организация внешнеэкономической деятельности в сфере малого бизнеса