Организация внешнеэкономической деятельности в сфере малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение малого предпринимательства на международном, федеральном и региональном уровнях, а так же определение места и роли малого предпринимательства в экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ НЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ ВЭД.
1.1. Понятия, признаки и роль малых предприятий в экономике.
1.2 Формы и виды внешнеэкономической деятельности малого пред-приятия
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МА-ЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗАРУБЕЖОМ И В РОССИИ
2.1 Участия малого предпринимательства в международном бизнесе в условиях новой конкуренции
2.2 Государственная политика стимулирования внешнеэкономической актив-ности малых предприятий в зарубежных странах
2.3. Методы государственного регулирования и поддержки внешнеэкономи-ческой деятельности.
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЭД МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ.
3.1. Со-временные проблемы развития ВЭД малого бизнеса в России.
3.2 Меры по преодолению проблем развития ВЭД малых предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

готовый курсач мой.docx

— 107.10 Кб (Скачать)

     • взаимность в отношении другого государства (группы государств);

     • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во ВЭД, нанесения ущерба ее участникам и экономике страны в целом;

     • обеспечение выполнения обязательств Российской Федерацией по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

     • выбор мер государственного регулирования по принципу достаточности;

     • гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

     • обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

     • обеспечение обороны страны и безопасности государства;

     • обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц;

     • единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

     Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние экономические связи может быть определенным образом систематизировано:

     1) Все меры могут быть разделены, в зависимости от направленности действия на экономические процессы, на протекционистские и либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. В современной мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции: протекционизм и либерализация;

     2) все меры в зависимости от  характера воздействия на экономические процессы могут быть разделены на административные и экономические. К административным относятся меры прямого ограничения экспорта и (или) импорта, в частности установление квот, лицензий, эмбарго и др., к экономическим — меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников, например политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов, система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др. Россия в процессе регулирования внешнеэкономической деятельности в основном отказалась от применения административных мер и перешла к экономическим мерам;

     3) в зависимости от характера  и разновидности применяемых  приемов регулирование внешнеэкономической деятельности согласно Закону РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» осуществляется посредством:

     • таможенно-тарифного регулирования;

     • нетарифного регулирования;

     • запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных законом.

     Порядок применения таможенно-тарифных мер государственного регулирования ВЭД в РФ регламентируется Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими нормативными актами (более подробно рассмотрен в гл. 13).

     Согласно  действующему законодательству на территории Российской Федерации действуют следующие основные таможенные и экономические таможенные режимы:

     • выпуск для внутреннего потребления;

     • экспорт;

     • международный таможенный транзит;

     • переработка на таможенной территории;

     • переработка для внутреннего потребления;

     • переработка вне таможенной территории;

     • временный ввоз;

     • таможенный склад.

     Меры, относимые к нетарифным, отличаются большим разнообразием. Всю совокупность этих методов можно разделить на три

     категории.

     К. первой относятся меры прямого ограничения, направленные на защиту интересов национальной экономики, — лицензирование и квотирование. Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и (или) импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). С помощью лицензирования осуществляется государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 24 Закона РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

     Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

     Лицензии  выдаются федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством РФ непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности (в настоящее время Минэкономразвития РФ), как правило, после согласования с соответствующими министерством и ведомствами или их территориальными органами.

     Другим  инструментом прямого количественного  ограничения является квотирование (контингентирование). Квоты — это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды). В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта (voluntary export restrictions). Добровольные ограничения экспорта означают обязательство одного из государств-партнеров или взаимное обязательство ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны. Например, в феврале 1995 г. было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащее такое обязательство по некоторым видам изделий из стали. В 1994 г., например, были введены «добровольные» ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров.

     Аналогично  может быть установлен барьер по минимальным  ценам на рынке страны-импортера. Это соглашение должно строго соблюдаться  экспортирующими фирмами при  заключении контрактов. В случае снижения экспортной цены ниже минимального уровня импортирующая страна вводит антидемпинговую  пошлину, применение которой может  привести вообще к закрытию рынка  для страны-экспортера. Хотя данная процедура заключения соглашений об установлении минимальных импортных цен, строго говоря, и не является мерой количественного ограничения экспорта, но ее действие аналогично установлению квот в связи с «добровольным» ограничением экспорта.

     Меры  прямого ограничения экспорта и  импорта могут вводиться в  исключительных случаях Правительством Российской Федерации. Как сказано в ст. 21 Закона «Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности», «экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляется без количественных ограничений».

     К государственному регулированию внешнеэкономической  деятельности следует отнести ряд мер государственной поддержки экспорта. Можно выделить пять основных направлений государственной поддержки российского экспорта: финансовая поддержка, налоговое стимулирование, таможенно-тарифное стимулирование, специальные мероприятия и меры общеэкономического характера.

     1. Государственная финансовая поддержка  осуществляется на возвратной  и платной основе. Для осуществления  финансовой поддержки в федеральном  бюджете выделяются отдельной строкой средства, которые предназначены для:

     • предоставления Правительством РФ в лице Минфина РФ гарантийных обязательств в отношении кредитных ресурсов, привлекаемых Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными специализированными банками для обеспечения оборотными средствами экспорто-ориентированных предприятий и организаций;

     • гарантирование и страхование экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих и политических рисков;

     • прямое льготное кредитование экспортеров машин и технической продукции из средств федерального бюджета;

     • долевая государственная поддержка эффективных инвестиционных проектов;

     К наиболее актуальным вопросам государственной  финансовой поддержки экспорта промышленной продукции можно отнести:

     • государственную поддержку экспорта промышленной продукции как возмещения части процентных ставок по экспортным контрактам;

     • предоставление государственных кредитов на цели сооружения объектов за рубежом.

     2. К мерам налогового стимулирования экспорта следует отнести отсрочку платежей по налогу на прибыль. Такую отсрочку получили предприятия — экспортеры машинно-технической продукции в 1996 г. Доходы от экспорта не учитывались при исчислении налога на прибыль в течение года, тогда как согласно действующему законодательству сумма налога должна была бы ежеквартально исчисляться нарастающим итогом с уплатой авансовых взносов исходя из предполагаемой прибыли. Тем самым предприятия-экспортеры получили временно свободные денежные ресурсы для пополнения оборотных средств.

     3. К мерам таможенно-тарифного стимулирования экспорта прежде всего машинно-технической продукции следует отнести изменения, касающиеся:

     • снижения ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование;

     • полного освобождения от таможенных пошлин ввозимых на территорию Российской Федерации компонентов, необходимых для производства продукции на экспорт;

     • сокращения перечня товаров, подпадающих под обложение экспортными пошлинами:

     Таможенный  кодекс Российской Федерации, действующий  в России с 1 января 2004 г., сократил время  оформление таможенных Документов до трех дней и четко определил документы, необходимые для таможенного  оформления.

     4. К мерам специальной поддержки экспортеров относят информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам.

     Согласно  Закону РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» система внешнеторговой информации должна содержать сведения:

     • о федеральных и региональных программах развития внешнеторговой деятельности;

     • о российских и иностранных лицах, осуществляющих внешнеторговую деятельность на российском рынке;

     • о российском и иностранном законодательстве в сфере внешнеторговой деятельности;

     • о деятельности торговых представительств Российской Федерации за рубежом;

     • о деятельности специализированного Российского экспортно-импортного банка и других организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию;

     • о таможенной статистике РФ;

     • о конъюнктуре по основным товарным группам на зарубежных рынках;

     • о правовых актах РФ по стандартизации и сертификации;

     • о правонарушениях в сфере внешнеторговой деятельности;

     • о перечне товаров, запрещенных для ввоза на территорию РФ и вывоза с ее территории.

     В систему внешнеторговой информации входят также другие сведения, полезные для ведения внешнеторговой деятельности.

     Согласно  Закону (ст. 47) Минэкономразвития РФ обязано в разумный срок предоставить необходимую внешнеторговую информацию российскому или иностранному лицу, участвующему во внешнеторговой деятельности, за плату, не превышающую стоимости оказанных услуг по предоставлению такой информации.

Информация о работе Организация внешнеэкономической деятельности в сфере малого бизнеса