Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 18:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение малого предпринимательства на международном, федеральном и региональном уровнях, а так же определение места и роли малого предпринимательства в экономике.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ НЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ ВЭД.
1.1. Понятия, признаки и роль малых предприятий в экономике.
1.2 Формы и виды внешнеэкономической деятельности малого пред-приятия
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МА-ЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗАРУБЕЖОМ И В РОССИИ
2.1 Участия малого предпринимательства в международном бизнесе в условиях новой конкуренции
2.2 Государственная политика стимулирования внешнеэкономической актив-ности малых предприятий в зарубежных странах
2.3. Методы государственного регулирования и поддержки внешнеэкономи-ческой деятельности.
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЭД МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ.
3.1. Со-временные проблемы развития ВЭД малого бизнеса в России.
3.2 Меры по преодолению проблем развития ВЭД малых предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обычно на практике выделяют три вида франчайзинга: товарный, или дилерский, производственный и деловой1. Два первых вида иногда объединяют в так называемый дилерский франчайзинг, а последний — в корпоративный франчайзинг.
В
условиях новой конкуренции более
соответствует реалиям
Все эти виды франчайзинга присутствуют и активно используются в международном бизнесе. Первый вид — реализация продукции конечным потребителям от имени головной компании (дилерские сети по торговле автомобилями, бензоколонки и пр.) — широко используется мелкими фирмами, выступающими в качестве дилеров известных международных компаний, например, British Petroleum, «Форд мотор», «Рено», «ФИАТ» и т.д. Второй вид — продажа головной фирмой мелким фирмам-партнерам технологии и сырья для изготовления безалкогольных напитков — практикуется фирмой «Кока-Кола». Специфика этого вида франчайзинга в том, что «Кока-Кола», как головная фирма, предоставляет оператору для изготовления идущего в продажу продукта концентрат напитка «Кока-Кола», который, как известно, выпускается только в США.
И, наконец, третий вид франчайзинга — «бизнес-формат» — охватывает практически все элементы производственно-хозяйственного цикла: от сырья и технологий до организационных схем и методов отчетности. При этой форме малые фирмы-операторы включаются в полный цикл хозяйственной деятельности головной компании, что наиболее эффективно в условиях новой конкуренции, так как позволяет мелким фирмам-операторам конкурировать с другими фирмами, опираясь на новые технологии, технические требования, стандарты и условия соблюдения качества головной компании, участвовать в единой системе обмена информацией, получать от франчайзера необходимую помощь и консультационные услуги. Корпоративная форма франчайзинга дает возможность мелким предприятиям успешно соответствовать требованиям новой конкуренции и включаться на ее основе в конкурентные отношения зарубежных рынках. Эта форма франчайзинга чаще всего используется при организации предприятий питания, розничной торговли промышленными товарами, в обслуживании бизнеса, услугах по продаже недвижимости, прокату и т.д. Типичным примером данной формы является бизнес-система, характерная, например, для участия мелких фирм в работе с фирмой «Макдоналдс», которая разместила свои предприятия в 44 странах мира и подключила к работе этих предприятий более 7 тыс. мелких фирм-операторов. Поскольку указанная форма в наибольшей степени соответствует условиям новой конкуренци», постольку в настоящее время на эту форму приходится основной рост системы франчайзинга.
Ведущей сферой кооперирования мелкого и крупного предпринимательства в международном бизнесе на современном этапе в условиях новой конкуренции постепенно становится инновационная сфера. Причина такого положения не только в том, что инновации — основное орудие новой конкуренции, к которой малым предприятиям, так же как и крупному международному бизнесу, надо приспосабливаться. Главная движущая сила совместной деятельности мелких и крупных фирм в инновационной области связана с тем, что именно в инновациях малый бизнес имеет наиболее весомый потенциал и преимущества.
Малое предпринимательство, будучи новаторским по природе, поскольку его создают обладающие духом инициативы и стремлением к нововведениям первопроходцы в той или иной отрасли промышленности, определяет способность экономики к инновациям, ее инновационный потенциал, высоту инновационных волн, меняющих лицо общества. Чем больше малых предприятий, тем мощнее и выше инновационные волны, тем интенсивнее экономика подключается к мировому техническому процессу и переходит на рельсы новых технологий.
По данным исследований, приведенных Национальным научным фондом США, малый инновационный бизнес производит в 2,5 раза больше нововведений, чем крупные фирмы. Темпы нововведений в малых инновационных фирмах на треть выше, чем у крупных. Причем небольшим фирмам требуется в среднем 2,2 года, чтобы выйти со своими нововведениями на рынок, тогда как крупным — 3,5 года. Малые инновационные фирмы становятся пионерами в создании и освоении многих научно-технических достижений. Например, в США ими осуществляется до 50% нововведений. По разным экспертным оценкам, если продвижение научной разработки, сделанной коллективом ученых, проводится через технологические малые фирмы, то она обходится в 2 раза дешевле.
Эффективность инновационной деятельности малых предприятий в условиях «новой конкуренции», в том числе их подключения к международному бизнесу, во многом зависит, как показывает практика, от развития предпринимательских сетей «высоких технологий», которые объединяют крупную производственную компанию, фирмы венчурного капитала и малые инновационные предприятия и дают возможность создать гибкую мобильную систему венчурного предпринимательства, что особенно необходимо, учитывая особенности и требования новой конкуренции.
Подобное сотрудничество позволяет реализовывать проекты, которые, с одной стороны, обладают очень высоким потенциалом разработки новых технологических процессов и продукции широкого спектра применения, а с другой — характеризуются сильной неопределенностью возможных результатов и высокими рисками. Такое взаимодействие обеспечивает централизацию инновационных проектов, доведение их до практической реализации и финансирование, диверсификацию риска между субъектами структуры, компенсацию убытков одних партнеров за счет прибыли других, а также доступ к зарубежным достижениям передовой технологии в случае международной интеграции.
Формирование
сетей «высоких технологий» может
происходить по разным схемам, которые
применяются и в международном
бизнесе. Возможно, во-первых, внедрение
в крупные производственные предприятия
мелких организационных структур в
виде проектных и научно-
По
мере роста венчурного отделения
в отношении объемов
Если же крупная компания ставит задачу освоения принципиально новых продуктов, проникновения в новые области деятельности, то в венчурные сети могут привлекаться малые предприятия со стороны, которые самостоятельно занимаются как разработкой проектов, так и внедрением их на рынок.
Подобные венчуры обладают большой устойчивостью, высокой степенью независимости от основного производства и нередко находятся на значительном «расстоянии» от него.
Интеграция предприятий в венчурные сети на практике осуществляется двумя способами, которые базируются на специфических организационных и правовых процедурах, оговариваемых в контракте.
Прямая
форма взаимодействия представляет
собой покупку акций малого предприятия
без активного участия
Наиболее часто используется в практике косвенная форма — через специальную партнерскую группу, которая подбирает, с одной стороны, фирмы, нуждающиеся в финансовой поддержке, с другой — первичных доноров в виде крупного производственного предприятия, коммерческих банков, страховых компаний, пенсионных фондов, а также оказывает обеим сторонам информационные и консультационные услуги.
В свою очередь, косвенная интеграция осуществляется в двух вариантах.
При первом варианте донор включается в качестве держателя акций в венчурное партнерство. Предоставляемый им капитал образует инвестиционный фонд, за счет которого финансируется акционерный капитал рискованного предприятия. В этом случае донор берет на себя все расходы, а также покрытие убытков.
При втором варианте партнер играет лишь роль посредника, который ищет для донорского капитала вложение в рисковые малые предприятия. Аккумулируя средства крупных компаний в размере от 10 до 50 млн дол., фирма венчурного капитала обычно вносит 1% и становится генеральным партнером. Крупные инвесторы вносят остальные 99% и становятся ограниченными партнерами без права распоряжаться фондами.
Собранный капитал распределяется между 10—15 малыми предприятиями, входящими в венчурную сеть и занимающимися инновациями.
Венчурные фонды на базе квалифицированных экспертных оценок финансируют только надежные и перспективные проекты, количество которых незначительно и составляет примерно 1% от общего числа поступивших предложений.
Наряду с совместным осуществлением малыми и крупными предприятиями международного бизнеса в мировой экономике развивается и другой путь выхода малого предпринимательства на внешний рынок — это путь непосредственного взаимодействия с зарубежными партнерами. Такое взаимодействие осуществляется как по линии обычной внешней торговли (экспорт, импорт), так и по каналам ввоза и вывоза капитала, а также технологического обмена.
Практика ориентирует малые и средние предприятия на развитие конкурентного «коллективизма» при участии в экспортных и импортных операциях. Это проявляется в том, что малые и средние предприятия некотооых стран все чаще начинают создавать межнациональные союзы, которые расширяют производственно-финансовый потенциал малого бизнеса и позволяют малым предприятиям участвовать во внешнеэкономических связях не только в форме прямого и косвенного экспорта и импорта, но и включаться в процесс зарубежного инвестирования, т.е. осваивать новые для себя формы деятельности на зарубежных рынках.
В
некоторых странах для
— клубы предприятий, которые изучают зарубежные рынки, организуют общие стенды на выставках, общие каталоги продукции, создают за рубежом торговые филиалы.
— объединения экспортеров, объединяющие предприятия, выпускающие однородную продукцию, конкурирующую между собой на внутреннем рынке.
— иностранные закупочные бюро — филиалы иностранных сбытовых компаний, действующих на территории Франции и специализирующиеся на закупках потребительских товаров. Характерные особенности их деятельности — закупки небольшими партиями и отказ от собственной марки.
— общества международной торговли, распространяющиеся на франкоговорящие африканские страны.
При экспорте капитала основная цель МСП — закрепиться на внешних рынках путем создания зарубежных филиалов, СП и пр. Специалисты по маркетингу рекомендуют после определенного успеха на зарубежном рынке переходить к его локализации, что требует создания филиалов и позволяет сократить издержки и транспортные расходы.
По
оценкам некоторых
В технологическом обмене МСП с зарубежными партнерами преобладают такие формы, как9:
— продажа патентов;
— продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков и знаков обслуживания;
— продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности — ноу-хау, секреты производства, технологический опыт, инструкции, чертежи, схемы, спецификации, технологические карты.
Малым и средним фирмам США, например, принадлежит около 50% всех лицензий, продаваемых американскими компаниями за границу. В европейских странах эта доля меньше — 30—40%, в Японии — более 20%. Свои лицензии и ноу-хау МСП продают, как правило, независимым зарубежным фирмам, тогда как у ТНК подавляющий объем международного технологического обмена приходится на внутрифирменные каналы.
Информация о работе Организация внешнеэкономической деятельности в сфере малого бизнеса