Организация внешнеэкономической деятельности в сфере малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение малого предпринимательства на международном, федеральном и региональном уровнях, а так же определение места и роли малого предпринимательства в экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ НЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ ВЭД.
1.1. Понятия, признаки и роль малых предприятий в экономике.
1.2 Формы и виды внешнеэкономической деятельности малого пред-приятия
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МА-ЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗАРУБЕЖОМ И В РОССИИ
2.1 Участия малого предпринимательства в международном бизнесе в условиях новой конкуренции
2.2 Государственная политика стимулирования внешнеэкономической актив-ности малых предприятий в зарубежных странах
2.3. Методы государственного регулирования и поддержки внешнеэкономи-ческой деятельности.
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЭД МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ.
3.1. Со-временные проблемы развития ВЭД малого бизнеса в России.
3.2 Меры по преодолению проблем развития ВЭД малых предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

готовый курсач мой.docx

— 107.10 Кб (Скачать)

 

2.2  Государственная политика стимулирования внешнеэкономической активности малых предприятий в зарубежных странах 

     В большинстве стран-членов ЕС определение  национальной политики в отношении малого предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Все государства ЕС помогают малому получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные, более присущие для определенных национальных экономик рычаги. Так страны Великобритания и Нидерланды в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа для малого бизнеса. Франция, Италия, Испания создают особые резервы для поддержания малого бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.

     Главным принципом, лежащим в основе системы  государственной поддержки «миттельштанда» (в переводе на русский «средний слой»; этот термин объединяет малый и средний бизнес Германии), является оказание помощи, стимулирующей развитие самопомощи. Для этого в Германии разработано несколько специальных инструментов и конкретных программ.

     - Структурно-политические мероприятия,  осуществляемые федеральным правительством ФРГ. Они нацелены на обеспечение нормальных условий конкуренции для «миттельштанда». Главный инструмент здесь – картельное право, законодательно оформленное в 1957 г. Ведомство по надзору за картелями (по нашей терминологии, антимонопольный комитет), во-первых, тщательно следит за слияниями крупных фирм, во-вторых, облегчает кооперацию мелких предприятий, снимая ненужные запреты.

     Вторая  составляющая мероприятий по поддержке  «миттельштанда» - обеспечение его равноправного участия в распределении государственных контрактов. С 1976 г. в Германии существует особое положение, регулирующее обязательное участие мелких поставщиков в дележе госзаказов. В случаях дискриминации мелкие фирмы могут обратиться в специально учрежденные в этих целях инстанции.

     - Налоговые льготы. Этот инструмент, активно используемый сейчас  в новых землях ФРГ, включает три главных разновидности: 1) специальные нормы амортизационных отчислений; 2) создание резервов необлагаемой налогом прибыли; 3) инвестиционные надбавки, выплачиваемые налоговыми ведомствами.

     - Финансовая поддержка. Кредиты  с относительно низкой ставкой  процента и льготными условиями  возврата денег, предоставляемые  федеральным правительством, - существенное подспорье для «миттельштанда». Кредиты выдаются мелким фирмам не непосредственно, а через их банки, предоставляющие гарантии своевременного возврата денег. Специальные кредиты, стимулирующие создание новых рабочих мест и улучшение региональной структуры экономики, предоставляются правительствами земель.

     - Помощь в инновационной сфере.  Организационные формы такой  помощи многообразны: индустриальные  и научные парки, инновационные  центры, где имеются возможности снять помещение, получить доступ к информационным банкам, консультациям, капиталу. Государственная поддержка инноваций в сфере мелкого бизнеса осуществляется также содействием совместной работе «миттельштанда» с научными учреждениями, созданием необходимой информационной и консультационной инфраструктуры, облегчением передачи технологии, помощью в обучении научного персонала.

     Значительная  роль в стимулировании развития мелких фирм Великобритании принадлежит бюджетной  политике правительства. К мерам  общего характера относится установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций. Запись доходов и издержек ведется только по факту независимо от того, к какому периоду они относятся.

     Огромное  значение в развитии малого бизнеса  Великобритании имеют Программы оказания финансовой помощи: «Схема грантов», «Агентства помощи предприятиям местного значения», которые осуществляют финансовую поддержку мелких фирм на региональном уровне; «Схема содействия в создании предприятий» предусматривает финансовую помощь безработным, намеренным начать собственное дело. Специальные программы обеспечивают финансовую помощь молодежи при создании либо расширении их бизнеса, подготовку предпринимателей в сфере мелкого бизнеса; помощь муниципальным властям в деле создания нового и развития существующего мелкого бизнеса в городах. Профессиональную подготовку мелких бизнесменов осуществляют специальные советы по подготовке специалистов.

     В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантирует компенсацию возможных убытков венчурных фондов.

     В странах Востока, в частности  в Японии практикуется выделение  субсидий и ссуд – прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым  предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес), также предоставление долгосрочной (на 5-20 лет) ссуды объединению малых предприятий из средств государственного (через Государственную корпорацию по развитию малого предпринимательства) и местного бюджетов. Безвозвратная финансовая помощь выделяется только под научно-технические программы.

     Широкое распространение получило в Японии выделение субсидий, покрывающих до 50 % затрат, на создание центров повышения технического уровня малых фирм, консультирование, повышение квалификации работников и т.п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий.

     Государство и местные власти Японии в равных долях ассигнуют средства на информационное обслуживание малого бизнеса через  сеть местных информационных центров, каковых имеется 17.

     Для стимулирования модернизации производства в Японии создан фонд лизинга для передачи оборудования в аренду сроком до 7 лет или долгосрочного кредитования стоимости оборудования под низкие процентные ставки с рассрочкой погашения средств. Размер кредита, сроки погашения, отсрочки, процентная ставка определяются государством.

     Интересен для нас может быть опыт финансовой поддержки малого бизнеса в странах Юга, где рыночные отношения еще не устоялись окончательно, и государство выступает в основном не как собственник предприятий, а как координатор и организатор. Так в Индии политика государства по поддержке и развитию малого бизнеса осуществляется на двух уровнях: 1) микроуровень, когда цель этой политики непосредственно малые предприятия. Для них вводятся налоговые и кредитные льготы, им оказывают консультационные услуги, защищают от конкуренции крупных производителей, помогают в подготовке кадров и т.д.; 2) макроуровень – организация и защита государством среды развития малого бизнеса, что, в конечном счете, создает долгосрочные стимулы роста экономики, включая мелкое производство. Особую роль играет проводимый Индией курс защиты внутреннего рынка от активной иностранной конкуренции, что существенно облегчило выживание мелких предприятий, ориентированных на бедные слои населения. Эта стратегия характерна для самой массовой группы традиционных мелких предприятий, действующих преимущественно в старых отраслях – текстильной, обувной, кожевенной, стекольной, где мелкие предприятия составляют до 70-80 % общего числа. Государство Индии проводит политику их поддержки, используя для этого административные рычаги, к которым, в первую очередь, относится резервирование за мелкой промышленностью значительной группы товаров, запрещенных производить крупным предприятиям. Кроме того, свыше тысячи видов товаров в Индии частично закреплены преимущественно за мелкими предприятиями и закупаются государством по фиксированным ценам, обеспечивая тем самым гарантированный сбыт, что позволило сохранять цены на низком уровне, доступном для массового потребителя.

     США - пример системы государственной  поддержки малого бизнеса, которая  во многом является типовой для стран  с развитой рыночной экономикой. Государственную политику развития сектора малого бизнеса (МБ) США реализует Администрация малого бизнеса (АМБ), которая создана в 1953 г. и подотчетна только президенту и конгрессу. Главные программы АМБ связаны с кредитованием. Причем кредиты выдают коммерческие финансовые организации, а АМБ предоставляет гарантии на возмещение убытков в случае их невозврата. Программа государственных гарантий под кредиты малого бизнеса в США получила название «7а» - по номеру формы для заявки. Цель программы «7а» - предоставить возможность получить кредит малому предприятию, которое по каким-либо причинам не может взять его у заимодателя (банка) обычным путем. По этой программе кредитуются, в основном, начинающие предприниматели. В зависимости от цели, срока и суммы займа гарантия предоставляется: на 75% займа для суммы не более 750 тыс. долларов, на 80% - не более 100 тыс. Сроки весьма длинные – до 10 лет по кредитам на пополнение оборотных средств и до 25 лет на основной капитал; процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа10.

     Другая  программа АМБ – «504» направлена на кредитование модернизации уже действующих  малых предприятий. Получив соответствующую  информацию о деятельности компании, по программе «504» можно получить долгосрочный кредит с фиксированной  ставкой финансирования для покупки  недвижимого имущества, оборудования, технологий. АМБ предоставляет гарантию под 40% займа, при этом максимальная сумма гарантии не должна превышать  одного миллиона долларов. 72% бюджета  АМБ направляется на кредитование по программе «7а»; 19,6% - по программе  «504». Оставшиеся 7,2% идут на финансирование малых предприятий, создаваемых совместным инвестированием двух и более компаний; и всего 0,5% составляют микрокредиты (до 35тыс. долл.).

     В настоящее время администрация  малого бизнеса США оценивает  свои потребности в финансировании за счет средств федерального бюджета в 678,4 млн долл. США. Эта сумма позволяет увеличить финансовый потенциал АМБ по предоставлению предпринимателям кредитов в рамках основных программ кредитования субъектов малого предпринимательства. Также АМБ оценила потребности в финансировании гарантий по займам в рамках программы «7а» в 12,5 млрд долл. США, что на 30% больше, чем в 2008 финансовом году. Рекордное количество гарантий по займам в рамках программы «7а» было предоставлено в 2003 г., что свидетельствует о постоянном расширении масштабов государственной финансовой поддержки малого бизнеса в США в течение 50 лет, начиная с 1953 года – года создания АМБ.

     Таким образом, Соединенные Штаты с  их традиционным культом свободного частного предпринимательства, рынка и частной инициативы проводят целенаправленную государственную политику поддержки развития малого бизнеса. По мере укрепления его позиций в американской экономике прямые методы государственной поддержки постепенно уступили место косвенным. Американский опыт развития малого бизнеса подтверждает ключевую роль МБ в решении проблемы занятости, ускорении темпов социально-экономического развития за счет формирования среднего класса, сглаживает негативные последствия социальной напряженности в обществе, которая с годами не только не ослабевает, а, напротив, усиливается.

     Таким образом, и в зарубежных странах  с высоким уровнем экономического развития и развитой рыночной инфраструктурой, и в развивающихся зарубежных странах поддержка малого бизнеса  осуществляется путем реализации комплекса  мер государственными органами федерального и, особенно, регионального и местного уровня. При этом меры осуществляются дифференцированно, выборочно, с тем, чтобы содействие оказывалось определенным приоритетным направлениям малого предпринимательства  – молодежным, женским и высокотехнологичным  микрофирмам; сохранению существующих рабочих мест и стимулированию работодателей к созданию новых малых предприятий. 
 

2.3. Методы государственного регулирования и поддержки внешнеэкономической деятельности. 

     Во  всех странах внешнеэкономическая деятельность рассматривается как часть внешней политики государства, а также национальной экономической политики, поэтому подлежит регулированию со стороны государства.

     Основные  принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации11:

     • защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

     • единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

     • единство таможенной территории Российской Федерации;

     • приоритет экономических мер регулирования;

     • равенство всех участников ВЭД и их недискриминация, если другое не предусмотрено федеральным законом;

Информация о работе Организация внешнеэкономической деятельности в сфере малого бизнеса