Организация внешнеэкономической деятельности в сфере малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение малого предпринимательства на международном, федеральном и региональном уровнях, а так же определение места и роли малого предпринимательства в экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ НЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ ВЭД.
1.1. Понятия, признаки и роль малых предприятий в экономике.
1.2 Формы и виды внешнеэкономической деятельности малого пред-приятия
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МА-ЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗАРУБЕЖОМ И В РОССИИ
2.1 Участия малого предпринимательства в международном бизнесе в условиях новой конкуренции
2.2 Государственная политика стимулирования внешнеэкономической актив-ности малых предприятий в зарубежных странах
2.3. Методы государственного регулирования и поддержки внешнеэкономи-ческой деятельности.
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЭД МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ.
3.1. Со-временные проблемы развития ВЭД малого бизнеса в России.
3.2 Меры по преодолению проблем развития ВЭД малых предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

готовый курсач мой.docx

— 107.10 Кб (Скачать)

     Помимо  этого, следует отличать операции неторгового характера, невидимый экспорт: услуги, туризм, страхование, банковские операции, реализация которых осуществляется на уровне международной торговли. Например, деньги, которые иностранные туристы тратят в стране пребывания, представляют для этой страны невидимый экспорт, поскольку она получает при этом иностранную валюту. Точно так же дивиденды от заграничных инвестиций и доходов, получаемые от страховой деятельности, образуют неоцениваемый невидимый экспорт, в то время как затраты правительства за рубежом представляют собой невидимый импорт.

     Разновидностью  экспортно-импортных операций являются реэкспортные, которые предусматривают обратный вывоз ранее ввезённого из-за границы товара без какой-либо переработки, и реимпортные - ввоз ранее вывезенного товара, также не подвергавшегося переработке Основанием для реэкспорта могут быть несколько ситуаций. Во-первых, использование традиционно сложившихся организационных форм торговли на внешнем рынке, таких как международные биржи и аукционы. Реэкспорт в этом случае является естественным продолжением торговой операции, требующей для продажи через биржу или аукцион ввоза товара в страну их местонахождения с последующим его вывозом покупателем третьей страны. Во-вторых, ситуация вынужденного реэкспорта может возникнуть в процессе прерывания нормального хода внешнеторговой операции в случае отказа покупателя оплатить товар в момент прибытия его в порт назначения или состояния банкротства покупателя, наступившего на период отправки ему товара. Реэкспорт выступает также составной частью более сложной внешнеторговой операции, например, при реализации крупных проектов строительства объектов за рубежом, требующих закупок отдельных видов материалов и комплектного оборудования в третьих странах, часто минуя завоз его в страну реэкспортёра. Реэкспортные операции могут, кроме того, быть использованы с целью получения прибыли за счёт перепродаж на различных рынках и разницы в ценах.

     Основными ситуациями для реимпортных операций могут служить: ввоз ранее вывезенного и не проданного на аукционе или бирже товара, возврат товара с консигнационного склада или товаров, забракованных покупателем и др.

     Осуществление всех видов основных внешнеторговых операций и их содержание обеспечиваются условиями таможенных режимов, устанавливаемых государствами.

     К обеспечивающим внешнеторговым операциям  можно отнести транспортные, страховые, финансово-расчётные (предоставление кредита, передачу залога, акцепт переводного векселя), таможенные, подачу заявки на торговую марку или патент, а также посреднические услуги через договоры и соглашения, например, по проведению рекламной кампании, исследованию конъюнктуры рынка, по доставке груза, обеспечению платёжных операций через банки и т.п. Эти операции могут выполняться как непосредственно самими экспортёрами и импортёрами, так и другими обслуживающими внешнюю торговлю фирмами и организациями на основании комиссионных соглашений и договоров, в зависимости от сложности основной внешнеторговой операции. Практика свидетельствует, что на одну основную операцию приходится более десяти вспомогательных.

     Таким образом, внешнеторговая операция охватывает разнообразную сферу взаимоотношений  экономического, финансового и правового  характера между партнёрами, которые  осуществляются на основе заключаемых  внешнеторговых сделок.

     Многообразие  видов внешнеторговых сделок в мировой  торговле находится в тесной взаимосвязи  с предметом сделки (товар, услуги, результат интеллектуальной деятельности, аренда оборудования и т.д.), его особенностями (сырьевые товары, готовая машинно-техническая продукция и т.п.) и организационными формами торговли на мировом рынке, а также в зависимости от каналов сбыта и характера взаимоотношений между внешнеторговыми партнёрами. В данном случае внешнеторговые сделки могут заключаться напрямую - непосредственно между экспортёром и импортёром - или с участием посредников и посреднических фирм.

 

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  АКТИВНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗАРУБЕЖОМ И В РОССИИ
 

     2.1 Участия малого предпринимательства в международном бизнесе в условиях новой конкуренции

     Малый бизнес может действовать при  освоении зарубежных рынков как самостоятельно, прочерчивая собственную траекторию хозяйственных отношений с зарубежной клиентурой, так и выступать на внешних рынках во взаимодействии с большим бизнесом, используя его платформу и позиции на этих рынках.

     Эффективность работы малого предпринимательства  по обоим отмеченным направлениям зависит  от применяемых форм и схем взаимодействия: в первом случае он взаимодействует с зарубежными партнерами непосредственно, во втором — через интеграцию с большим бизнесом своей страны.

     Наиболее  масштабным каналом подключения  мелкого предпринимательства к  международному бизнесу является его  выступление на зарубежных рынках совместно с крупными корпорациями, что позволяет малым предприятиям использовать инфраструктуру большого бизнеса на рынках других стран. Для работы МСП на зарубежных рынках совместно с большим бизнесом характерно применение разнообразных форм: субподрядная система, франчайзинг, лизинг, венчурное предпринимательство. Субподрядная интеграция малого бизнеса в производственные комплексы крупных фирм используется в сфере производства, система франчайзинга — в сфере обращения, лизинг — в финансовой сфере, а венчурное предпринимательство — в инновационной деятельности.

     Эффективность субподрядной системы как для  субподрядчика (мелкая фирма), так и для заказчика (крупная фирма) зависит от согласованной ими схемы взаимодействия. На практике возможны два варианта такой схемы:

     1) осуществление связей между субподрядчиком  и заказчиком через рынок;

     2) развитие субподрядных отношений  через интеграцию мелких и средних фирм в экономический комплекс крупных корпораций.

     В первом варианте мелкие и средние  предприятия используют рыночные отношения, при которых крупный бизнес заинтересован лишь в ценах на продукцию, производимую на мелких предприятиях, и если они ниже, чем себестоимость собственного производства, крупные фирмы идут на кооперацию с субподрядчиком. Как производятся соответствующие товары, из какого сырья, на каком оборудовании — им безразлично. Отношения между партнерами в этом варианте довольно свободные. Их взаимная зависимость регулируется рынком.

     Для мелкой фирмы-субподрядчика в этом варианте важно заботиться о том, чтобы не оказаться в орбите слишком ограниченного круга заказчиков, поскольку в противном случае мелкая фирма окажется слишком привязанной к своему заказчику и потеряет возможность маневра независимо от того, на какой рынок работает заказчик – внутренний или внешний. Типичный пример такого положения приводит В.А. Рубе в своей монографии по малому бизнесу, описывая, как господство крупной международной корпорации IBM во французском регионе Лангедок привязало мелкие фирмы этого региона к международному бизнесу IBM и поставило их в зависимость от перспектив этого бизнеса. Мелкие субподрядчики IBM, специализируясь на одном продукте для этой фирмы, могли существовать, только продолжая договор с нею. Юридически это было обусловлено статьей договора, согласно которой заказчик имеет «исключительное право» на своего подрядчика.

     Единственный  выход из такого положения — начать производить новые виды продукции. По мнению специалистов, максимальный процент оборота, который может быть посвящен одному заказчику, не должен превышать 30%. Причем желательно, чтобы остальные заказчики принадлежали к разным отраслям промышленности из разных стран, с тем чтобы не зависеть от конъюнктуры рынка в одной стране. Конечно, решить эту проблему малому предприятию далеко не просто, но возможно.

     Связь мелких субпоставщиков с чековыми производителями  через рыночные отношения особенно характерна для американской системы субконтрактации, где господствуют классические рыночные принципы. Ее специфическая черта — независимость субподрядчиков от изготовителей конечной продукции. Контракты заключаются в основном на один год. Их главный критерий — цена на продукцию субподрядчика.

     На  других принципах — с использованием сетевых межфирменных производственных отношений — строятся схемы субконтрактной системы японскими фирмами, которые, используя долгосрочные контракты, закладывают в схемы субподряда в разных отраслях разные идеи и производственные концепции.

     В автомобилестроении, например, используется принцип «эшелонированной субконтрактации». Суть этой системы состоит в том, что крупная фирма-заказчик имеет дело только с субподрядчиками первого уровня, которые, в свою очередь, заключают самостоятельные контракты с вторичными и третичными субподрядчиками. Эти контракты носят долгосрочный характер. Еще одна особенность японской модели и основной критерий, применяемый при оценке возможности заключения контракта,— это специфичность активов или технологическая совместимость оборудования. Поэтому часто мелкие фирмы в целях участия в субконтрактных поставках вынуждены менять свое оборудование. Делается это с помощью крупных фирм, которые, заключая долгосрочные контракты, инвестируют в субподрядные фирмы часть своего капитала, по существу, превращая их таким образом в свои дочерние или ассоциированные компании. Такие подходы со стороны японских фирм порождены условиями новой конкуренции при которой совместимость оборудования облегчает и ускоряет его переналадку, повышает гибкость производственной системы, способствует более быстрому и адекватному приспособлению к требованиям рынка и потребительским предпочтениям клиентуры. Примером изложенной схемы является деятельность мелких фирм в субконтрактной системе с японской международной компанией «Тойота» в автомобильной промышленности. Автомобиль, как известно, комплектуется примерно из 20 000 деталей. В качестве прямых субпоставщиков деталей для «Тойоты» в первом эшелоне субконтрактной системы участвует примерно 300 мелких и средних фирм, которые в свою очередь используют услуги 5000 поставщиков второго эшелона, а те координируют 2000 поставщиков третьего и четвертого эшелона. В результате развиваются сетевые межфирменные производственные отношения7.

     Пример  другой производственной концепции  субконтрактного производства, успешно практикуемой японскими фирмами в международном бизнесе для ускорения выпуска новой продукции,— это частичный «нахлест» последовательных стадий разработки продукта. Несколько лет назад руководство американской компании «Ксерокс» столкнулось с ситуацией, когда их рыночная доля размывалась японскими конкурентами, которые разрабатывали новые продукты в 2 раза быстрее при вдвое меньших издержках и завоевывали появляющиеся рыночные ниши. Здесь налицо случай новой конкуренции, ответить на которую можно, естественно, только с помощью ее же методов, для чего их необходимо по крайней мере понять, а затем освоить. Преимущества японских фирм были обусловлены применением новой, более эффективной системы организации разработки нового продукта. При старой системе разработка продукта осуществлялась последовательно, функционально специализированными отделами крупной фирмы: отдел проектирования передавал результаты своих разработок (прототип нового изделия) в технологический отдел. Инженеры-технологи разрабатывали требуемые изменения в системе планирования производства и оборудования и передавали документацию, связанную с новым продуктом, в отдел по производству и инженерам организационного департамента. Последние решали вопросы, связанные с работой сборочной линии. После того как новый продукт сходил со сборочной линии, он передавался в отдел сбыта. Такая сложная, многоступенчатая система разработки нового продукта, естественно, тормозила его прохождение к финальному этапу — сбыту клиенту, которому он был нужен.

     В японской системе выделяются три организационные характеристики: «самоорганизующиеся» команды (группы) разработчиков; частично перекрывающие друг друга фазы разработки и обязательство непрерывного совершенствования идеи нового продукта в процессе его разработки. В группах разработки участвуют как специалисты малых инновационных, так и крупных фирм. При этом разработчики продукта работают вместе от момента зарождения новой идеи до ее созревания в новом продукте. Причем фазы проектирования изделия, разработки и коммерциализации частично перекрывают друг друга для того, чтобы к решению проблемы приступали одновременно на всех стадиях (проектировочной, технологической, производственной, сбытовой). Группа разработки продукта подходит к решению всех проблем коллективно.

     По  ходу развития сегментированное разделение труда заменяется долевым разделением  труда. Осуществляется перекрестный обмен  идеями. Таким образом реализуется новая организационная идея, вытекающая из новой конкуренции — применение принципа потока к процессу разработки нового продукта, что в несколько крат ускоряет финальный выход продукта и позволяет, используя «новую конкуренцию», завоевать соответствующую рыночную нишу.

Принципы  новой конкуренции оказали влияние  и на другие формы подключения малых форм производства к международному бизнесу — франчайзинг и особенно венчурное (рисковое) предпринимательство. В сфере франчайзинга это проявилось во все большем выдвижении на первый план наряду с использованием мелкими и крупными фирмами торговой марки и имени фирмы также такого элемента франчайзинговых отношений, как технология рабочего процесса франшизера, его производственных, маркетинговых и других методов предпринимательской деятельности. Пассивный франчайзинг (использование малым бизнесом только имени головной фирмы) под влиянием новой конкуренции уступает место в международном бизнесе малых предприятий активному франчайзингу, при котором малое предприятие, действуя от имени крупной, известной фирмы, активно использует ее информационный и маркетинговый механизм Для поиска деловых партнеров, активно подключается к веб-сайтам франшизера и создает свои веб-сайты, использует технологические производственные процессы франшизера. Отмеченные тенденции проявляются во франчайзинговых сетях малых предприятий с такими известными международными компаниями, как «Кока-Кола», «Макдоналдс», «Пицца-Хат», «Баскин Робинс», «Кодак» и др., где наблюдается широкая интеграция мелких предприятий в структуру крупных компаний при освоении зарубежных рынков.

Информация о работе Организация внешнеэкономической деятельности в сфере малого бизнеса