Организация внешнеэкономической деятельности в сфере малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение малого предпринимательства на международном, федеральном и региональном уровнях, а так же определение места и роли малого предпринимательства в экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ НЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ ВЭД.
1.1. Понятия, признаки и роль малых предприятий в экономике.
1.2 Формы и виды внешнеэкономической деятельности малого пред-приятия
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МА-ЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗАРУБЕЖОМ И В РОССИИ
2.1 Участия малого предпринимательства в международном бизнесе в условиях новой конкуренции
2.2 Государственная политика стимулирования внешнеэкономической актив-ности малых предприятий в зарубежных странах
2.3. Методы государственного регулирования и поддержки внешнеэкономи-ческой деятельности.
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЭД МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ.
3.1. Со-временные проблемы развития ВЭД малого бизнеса в России.
3.2 Меры по преодолению проблем развития ВЭД малых предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

готовый курсач мой.docx

— 107.10 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ 

    В становлении и развитии социально-ориентированной  рыночной экономики немаловажная роль отводится малому предпринимательству. Малое предпринимательство является существенной составляющей и массовой субъектной базой цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемым элементом присущего ему конкурентного механизма.

    Предпринимательский характер малого бизнеса придает  рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и  производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный  потенциал. Малый бизнес служит одним из факторов структурной перестройки, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

    В условиях современного российского  общества энергичное развитие сектора  малого бизнеса может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей ориентацию всех основных участников экономических и социальных процессов на объективно определенное участие в функционировании рыночного механизма.

    В настоящее время почти треть  трудоспособного населения России в той или иной мере связана  с малым бизнесом. В эту группу входят несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших и ежедневно проходящих суровую школу выживания в российских условиях.

    Малый бизнес зародился более чем 40 веков  назад в восточной части средиземноморья. Хотя малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

    Актуальность  курсовой работы обусловлена тем, что, во-первых, формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность  антимонопольной политики и успех  рыночных преобразований; во-вторых, малый  бизнес не получил в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах.

    Рыночные  преобразования в России активизировали исследования по проблемам предпринимательства, конкуренции, малого бизнеса. Среди наиболее важных исследований, следует отметить работы таких авторов, как Л. Абалкин, А. Афанасьев, А. Блинов, Н. Иванова, Г. Поляк А. Шулус, Н. Шмелёв.

    Целью курсовой работы является изучение малого предпринимательства на международном, федеральном и региональном уровнях, а так же определение места  и роли малого предпринимательства  в экономике.

    Информационной  базой для курсовой работы послужили нормативно-правовые акты, регламентирующие состояние и развитие малого предпринимательства в России, учебно-методическая литература, материалы периодической печати, данные Госкомстата РФ. 

 

  1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ НЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ ВЭД.
 
     
    1. Понятия, признаки и роль малых предприятий в экономике.
 

     Основным фактором отнесения предприятия к малым является среднесписочный состав работников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как объем продаж, стоимость активов и др. Законодательно в России субъекты малого предпринимательства определены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (редакция от 2.02.2006г.). Направлением закона является реализация права граждан на реализацию своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

     Согласно  закону под субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, общественных и  религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия)1:

     в промышленности - 100 человек;

     в строительстве - 100 человек;

     на  транспорте - 100 человек;

     в сельском хозяйстве - 60 человек;

     в научно-технической сфере - 60 человек;

     в оптовой торговле - 50 человек;

     в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 человек;

     в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности -50 человек.

     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

     Организационно-правовая форма МП устанавливается в соответствии с Гражданским Кодексом, а также законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью". Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) предприятий.

     Рассмотрим  основные преимущества и недостатки малого бизнеса по сравнению с крупным, оценим его роль в экономике.

     К преимуществам  малого бизнеса можно отнести  следующее2:

  • сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
  • По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
  • Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков
  • Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
  • Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
  • Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
  • Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности.
  • Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

      

     К недостаткам малого бизнеса малого предпринимательства относим3:

  • По сравнению  с крупными предприятиями малые  предприятия обладают более высоким  уровнем риска, и, следовательно, высокой  степенью неустойчивости на рынке.
  • Малые предприятия зависимы от крупных компаний.
  • Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.
  • Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
  • Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
  • МП не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой
  • Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не велики.
  • Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

     Из  приведенной выше характеристики можно  сделать вывод о том, что малые  предприятия обладают значительными  конкурентными преимуществами и  способны к более эффективной деятельности, чем крупные предприятия в некоторых сферах деятельности.

     Что может дать эффективно функционирующий  малый бизнес экономике страны?

     Малый бизнес может дать экономике4:

  • необходимую насыщенность и мобильность рынка;
  • тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;
  • ускорение процесса внедрения новых технологий;
  • среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам;
  • глубокую специализацию и кооперацию;
  • среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

     Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП. Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Для страны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики. Формирование конкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеет первостепенное значение для нашей экономики. 
 

     1.2 Формы и виды внешнеэкономической деятельности малого предприятия 

     Формой  связи между производителями  продукции разных стран выступает  внешняя торговля, обслужи-вающая сферу товарного обращения (включая услуги и посредников) через внешнеторговые операции, которые носят коммерческий характер.

     Классификация операций5:

     1. по направлениям торговли:

     1.1. основные (экспортные, импортные, реэкспортные, реимпортные);

     1.2. вспомогательные (кредитные, расчётно-платёжные, рекламные, страховые, таможенные, валютные, транспортные (транзитные, бондовые, погрузочно-разгрузочные, фрахтование, агентирование).

     2. по предмету сделки:

     2.1. товары и продукция;

     2.2. полуфабрикаты, и готовая продукция;

     2.3. сырье;

     2.4. результаты интеллектуальной деятельности, работы и услуги

     3. по степени самостоятельности:

     3.1. прямые обменные (купля-продажа);

     3.2. посреднические (комиссионные, агентские, консигнационные, брокерские).

     Классификация сделок6:

     1. в торговле машинами и оборудованием и услуг:

     1.1. подрядные (инжиниринговые);

     1.2. арендные (лизинговые);

     2. в торговле технологии и ноу-хау:

     2.1. лицензионные (чистые, сопутствующие),

     3. во встречной торговле, производственной кооперации и научно-техническом сотрудничестве:

     3.1. бартерные;

     3.2. давальческие;

     3.3. встречной закупки;

     З.4.  выкуп устаревшей продукции.

     Внешнеторговые  операции представляют собой комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) видов коммерческой деятельности, то есть набор технических приемов, последовательное применение которых обеспечивает реализацию договора купли-продажи. Основным их видом являются экспортно-импортные операции. При этом экспортная операция -это деятельность, направленная на продажу товара иностранному партнёру (покупателю) с вывозом его из страны продавца. Импортная – представляет деятельность, связанную с закупкой у иностранного продавца и ввозом иностранных товаров технологий и услуг в страну покупателя для последующей реализации на внутреннем рынке.

Информация о работе Организация внешнеэкономической деятельности в сфере малого бизнеса