Механизм осуществления международной торговли услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной работе является рассмотрение современного состояния международной торговли услугам.
Предметом исследования в данной работе является анализ степени вовлеченности России в международную торговлю услугами, определение проблем и перспектив.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть масштабы, структуру и значение международной торговли услугами.
Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:
Изучить международную торговлю услугами, как важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики;
Проанализировать формирование региональных рынков услуг;
Определить роль, тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы в сфере международной торговли
услугами ……………………...………………………………………………5
1.1 Содержание, классификация и формы международной торговли
услугами…………………………......................................................................5
1.2 Особенности и механизмы международной торговли услугами.............9
1.3 Особенности международного рынка услуг как предмет экспорта
и импорта……………………………………………………………………...12
2. Исследование международного рынка услуг…………………………...19
2.1 Состав и структура международного рынка услуг……………………19
2.2 Регулирование мирового рынка услуг………………………………….30
3. Основные направления и перспективы развития российского
рынка услуг………………..………………………………………………....33
3.1 Проблемы развития и совершенствования международной
торговли услугами в России………………………………………………..33
3.2 Россия на международном рынке транспортных и
туристических услуг………………..…………………….…………………

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

     Транспортная  система России включает железнодорожный, автомобильный, водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт.

     Ведущую роль в транспортной системе России занимает железнодорожный транспорт. Это обусловлено не только природными, экономическими и др. особенностями страны, но и рядом его технико-экономических преимуществ перед другими видами транспорта. Современная железнодорожная сеть России складывалась на протяжении длительного времени. Наиболее густую и разветвленную сеть железных дорог имеет европейская часть страны. В структуре грузовых перевозок железнодорожного транспорта значительная доля (почти 9/10 всей его грузовой работы) приходится на уголь, минерально-строительные, нефтяные, лесные и хлебные грузы, руду и черные металлы, минеральные удобрения. Железнодорожный транспорт играет существенную роль и в пассажирских перевозках, хотя перевозки пассажиров в приведенной продукции железнодорожного транспорта составляют небольшую долю (менее 10%).

     Таблица 9 – Показатели экспорта транспортных услуг России.

  Всего в том  числе
2005 2008 2009 в страны дальнего зару-

бежья

в страны СНГ
2000 2005 2008 2009 2000 2005 2008 2009
Общее 9113 15024 12369 2741 7378 11697 10459 814 1735 3327 1911
Виды:                      
водный 2830 3696 3107 1144 2787 3624 3075 4 43 72 32
воздушный 3498 6165 5431 1180 2968 5076 4704 304 530 1089 726
прочие  виды 2784 5164 3832 417 1623 2997 2679 506 1162 2166 1153

      Источник: [17] 

     Экспорт транспортных услуг Российской Федерации вырос с 3 млрд.долл. в 1999 г. до 7 млрд.долл. в 2008 г. Заявив в 2000 г. о том, что у нас есть транспортные коридоры «Север-Юг», Транссиб, глубоководные речные пути, к 2005 г. мы подходим совсем не с теми транзитными показателями, о которых говорилось на Первой и Второй международных евроазиатских конференциях по транспорту. Перспективным направлением развития транзитных услуг для России является развитие транспортного коридора «Север – Юг»). Это позволит «перехватить» грузопотоки между Азией (Индия, Иран и др.) и Скандинавскими, и другими европейскими странами.

     Морской транспорт России в транспортной системе - один из ведущих. Особенно велика его роль в перевозках экспортно-импортных  грузов (90% грузооборота в международном сообщении). В составе перевозок морским транспортном преобладают нефтяные грузы, руды, строительные материалы, лес, каменный уголь, хлебные грузы. Доля перевозок пассажиров невелика. Первое место в грузообороте морского транспорта России принадлежит портам Дальневосточного бассейна, на долю которых приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов.

     Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в пассажирских перевозках и транспортировке грузов. Автомобильные трассы проложены параллельно железнодорожным магистралям, поэтому наибольшей густотой сети отличаются районы европейской части. В грузообороте автомобильного транспорта выделяются строительные материалы, вскрышные породы и грунт, сельскохозяйственные и лесные грузы, черные металлы, товары народного потребления.

     Речной  транспорт в нашей стране один из старейших. Преимущества речного  транспорта оказались недостаточными для того, чтобы сделать его  конкурентоспособным в отношении других видов транспорта. Поэтому доля речного транспорта в перевозке грузов и людей невелика (2,5 и 0,25% соответственно) и обнаруживает устойчивую тенденцию к сокращению.

     Воздушный транспорт выполняет роль одного из главных перевозчиков пассажиров на большие расстояния. По удельному весу в пассажирообороте страны (примерно 16%) он уступает только железнодорожному и автомобильному транспорту, но значительно превосходит остальные. Объем грузов, перевозимых авиационным транспортом, относительно невелик, в их составе преобладают особо ценные, скоропортящиеся и срочные грузы. В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты 1/5.

     Трубопроводный  транспорт среди других видов  транспорта самый молодой, но по объему выполняемой работы - ведущий. Он предназначен для транспортировки жидких (нефть и нефтепродукты) и газообразных продуктов. Доля трубопроводного транспорта в грузообороте страны с каждым годом растет, что обусловлено рядом его эксплуатационных преимуществ (надежность, высокая пропускаемость, низкая себестоимость продукта и т.д.) Из основных нефтедобывающих и газодобывающих районов (Западная Сибирь, Урало-Поволжский Северный районы) нефтепроводы и газопроводы проложены в Европу.

     В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт  является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.

     Взаимодействие  между Россией и Европейским  союзом в области транспорта, а  это главный торговый партнер  страны, должно получить дальнейшее развитие за счет приложения совместных усилий в деле формирования общих пространств России и расширенного ЕС в соответствии с решениями саммита, состоявшегося в мае 2003 года в Санкт-Петербурге. Сотрудничество между Россией и ЕС в области транспорта, наряду с реализацией концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) и развитием энергодиалога, призвано стать ключевым составным элементом будущего общего пространства «Россия-ЕС» в области экономики и торговли, формирование которого позволит вывести отношения между ними на качественно новый уровень.

     Основными направлениями международной интеграции в области транспорта являются: интеграция российского транспорта в европейскую транспортную систему; формирование и развитие общего транспортного пространства стран СНГ; развитие взаимодействия в рамках регионального сотрудничества; повышение роли России в создаваемой интегрированной транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона; участие в международных транспортных проектах и программах.

     Государственная поддержка отечественных транспортных организаций, работающих на международных рынках транспортных услуг, осуществляется в следующих основных направлениях: создание для российских перевозчиков благоприятных экономических условий ведения бизнеса на тех сегментах рынка, где они работают, прежде всего, по уровню налогообложения операторов; создание для отечественных международных перевозчиков не менее благоприятных режимов при выполнении таможенных и пограничных процедур, чем для перевозчиков других стран; создание условий для приобретения российскими перевозчиками современной транспортной техники, обеспечивающей не только конкурентоспособность на международных рынках, но и принципиальную доступность этих рынков для отечественных операторов; разработка механизмов оперативного принятия ответных мер в случаях, когда российские перевозчики подвергаются дискриминации за рубежом; повышение эффективности механизмов национального регулирования сегментов рынка международных перевозок, на которых действует двусторонняя разрешительная система; проведение согласованной «наступательной» политики в международных организациях, осуществляющих допуск на международные рынки транспортных услуг; разработка и реализация мер, стимулирующих отечественных грузоотправителей к заключению договоров поставки на базисных условиях, предусматривающих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями.

     Использование транзитного потенциала России должно быть не только приоритетом развития транспортной системы, но и самостоятельной точкой роста экономики.

     В общей сложности до нынешнего  года Россия планировала вложить  в реализацию проектов, связанных  с развитием евроазиатских транспортных коридоров, порядка 15 млрд. USD.

     Скорость  сообщения в основных международных  коридорах должна возрасти на 20-30%. Объем перевозок по ним утроится и достигнет 60-70 млн. тонн в год.

     Россия  будет активно участвовать в  формировании общего транспортного пространства стран СНГ и ЕврАзЭС, в создании интегрированной транспортной системы Азиатско-Тихоокеанского региона и Шанхайской организации сотрудничества.

     Особое  место отводится созданию общеевропейского транспортного пространства, в том  числе - совместной работе с Евросоюзом.

     Целый ряд проектов, предусмотренных стратегией, непосредственно направлен на решение этой задачи. Должны получить развитие и те результаты, которые были достигнуты при совместном решении вопросов транспортного обеспечения Калининградской области.

     В ближайшие годы на Балтике будет  открыт ряд паромных линий, соединяющих Санкт-Петербург, порты Ленинградской области, Калининград, порты Германии. На Балтийские паромы предполагается привлечь значительные потоки грузового автотранспорта.

     Проанализировав выше изложенную информацию, можно сделать некоторые выводы по третьей главе. Внешняя торговля России в сфере услуг, отражаемая в платежном балансе страны, как свидетельствуют данные за 2009 г., развивалась несколько более благоприятно, чем в предшествовавшие годы. Доля услуг в российском экспорте растет, в 2009 г. она составила 17% суммы вывоза товаров и услуг. В импорте эта доля составила 28%. Доля нашей страны составляет приблизительно около 1% объема мировой торговли услугами.

     Среди транспортных услуг наибольшее значение в российском экспорте занимают услуги воздушного и водного транспорта (соответственно 45 и 32%). Особенно велика его роль в перевозках экспортно-импортных грузов (90% грузооборота в международном сообщении). В сравнении с 2008 г. в 2009 г. в целом выездной туризм снизился на 15,5%, люди в период кризиса предпочли сэкономить на отдыхе. В то же время въездной туризм снизился лишь на 8,5%. Хотя тройка лидеров наиболее предпочтительных для россиян туристических направлений осталась неизменной – это, как и в прошлом году, Египет, Турция и Китай, но произошли довольно значительные изменения и перераспределение российских туристов, выбравших для путешествий эти страны.

       В структуре российского экспорта услуг практически отсутствуют маркетинговые, управленческие, консалтинговые, аудиторские, компьютерные услуги. Слабо представлены финансовые услуги. Строительные услуги неконкурентоспособны, в связи с низким качеством, устаревшей технологией и сроками выполнения. Потенциал российских рынков услуг достаточно велик и перспективен. Особенно это касается таких видов услуг, как транспорт, туризм, строительные и телекоммуникационные услуги, аудит и консалтинговые услуги, реклама, лизинг и многие другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Статистические данные о динамике международной торговли услугами свидетельствуют о сравнительно быстром ее развитии, опережающем темпе роста «видимой» торговли. Налицо тенденция к увеличению доли услуг в международном обмене и во внешнеторговом обороте отдельных стран.

     Заметный динамизм характерен и для прямых заграничных инвестиций в сферу услуг. В последние два десятилетия отмечается их опережающий рост по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в обрабатывающую промышленность.

     Примерно 1/4 международной торговли услугами приходится на транспортные услуги, около 1/3 составляет туризм. Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю   современными  услугами, связанную прежде всего с научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами). Лидерами в экспорте и импорте в международной торговле услугами являются Европа, Азия и Северная Америка.

     Россия  входит в число 30 экспортеров и  в «двадцатку» мировых импортеров услуг. Но позиция России на мировом рынке услуг в настоящее время не очень устойчива: она входит в тридцатку крупных стран – участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4 % мирового импорта услуг и 1,0 % мирового экспорта. Доля услуг в российском экспорте растет, в 2009 г. она составила 17% суммы вывоза товаров и услуг. В импорте эта доля составила 28%. Доля нашей страны составляет приблизительно около 1% объема мировой торговли услугами. Но все же не стоит говорить, что состояние сферы услуг в России и Сибирском регионе «безнадежно». Сфера эта действительно молодая, получившая развитие в основном в последнее десятилетие. Но во главе компаний этой отрасли в отличие от промышленности и сельского хозяйства стоят, как правило, динамичные, инициативные специалисты с широкими зарубежными связями, легко усваивающие все новое, понимающие уровень конкурентоспособности своей фирмы на отечественном и мировом рынках, потребность в протекционистской защите.

Информация о работе Механизм осуществления международной торговли услугами