Механизм осуществления международной торговли услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной работе является рассмотрение современного состояния международной торговли услугам.
Предметом исследования в данной работе является анализ степени вовлеченности России в международную торговлю услугами, определение проблем и перспектив.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть масштабы, структуру и значение международной торговли услугами.
Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:
Изучить международную торговлю услугами, как важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики;
Проанализировать формирование региональных рынков услуг;
Определить роль, тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы в сфере международной торговли
услугами ……………………...………………………………………………5
1.1 Содержание, классификация и формы международной торговли
услугами…………………………......................................................................5
1.2 Особенности и механизмы международной торговли услугами.............9
1.3 Особенности международного рынка услуг как предмет экспорта
и импорта……………………………………………………………………...12
2. Исследование международного рынка услуг…………………………...19
2.1 Состав и структура международного рынка услуг……………………19
2.2 Регулирование мирового рынка услуг………………………………….30
3. Основные направления и перспективы развития российского
рынка услуг………………..………………………………………………....33
3.1 Проблемы развития и совершенствования международной
торговли услугами в России………………………………………………..33
3.2 Россия на международном рынке транспортных и
туристических услуг………………..…………………….…………………

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 402.50 Кб (Скачать)
 

                                                                                       

                                                                                      Продолжение таблицы 7

Малайзия  15,4 1,8 35 9 1
Швейцария 14,0 1,6 13 19 -3
Канада 13,7 1,6 7 1 -13
Мексика 11,3 1,3 6 3 -15
Египет 10,8 1,2 23 18 -2
Индия 10,6 1,2 24 10 -10
Япония 10,3 1,2 10 17 -5

Источник: [19]

     Как видно из таблицы, группа развивающихся стран, принимающих иностранных туристов, крайне неоднородна. С одной стороны, в нее входят небольшие и высокоспециализированные на индустрии туризма страны, в которых поступления от иностранного туризма составляют значительную долю ВВП: на Багамских островах - около 60%, на Барбадосе - около 30%, на Бермудских островах - около 40%, на Сейшельских - около 35% и т.д. С другой стороны, основную массу этой группы образуют все же страны, обладающие богатыми туристскими ресурсами и довольно развитой материальной базой, но с более низкой степенью специализации на туризме – Индонезия, Филиппины, Таиланд, Сингапур, Египет, Марокко, Мексика, Ямайка и др. Значительная часть туристской индустрии развивающихся стран контролируется западным капиталом.

     Развивающиеся страны в целом не являются поставщиками туристов. Бурно развивается туризм в КНР: если в начале 90-х гг. Китай  занимал по приему туристов 20-25-е место в мире, то сейчас он устойчиво входит в первую десятку стран как по числу принятых, так и по доходу от туристов.  
Развитию международного туризма в России мешают политическая нестабильность и экономические трудности, слабое развитие туристской инфраструктуры и низкое качество сервиса. Тем не менее в 1997 г. Россию посетило по линии организованного туризма почти 2,8 млн. чел. В том же году в страны дальнего зарубежья (включая страны Балтии) выехало с различными целями около 8 млн. человек, в том числе около 3,5 млн. чел. – по линии организованного туризма.
 

    1.2 Регулирование международного рынка услуг 

     Вплоть  до самого последнего времени рынок  услуг (за исключением финансов) представлял  собой поле деятельности мелких и  средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок транснациональных корпораций (далее ТНК), которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.

     Рост  международной торговли услугами, особенно современными, превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

     К настоящему времени действующая  система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие ряда специфических организаций.

     Существенную  роль играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой  является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейском союзе, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

     Важной  формой является регулирование торговли услугами в рамках международных  организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации (Организация международной гражданской авиации – ИКАО, Международная морская организация – ИМО, Всемирная туристическая организация – ВТО и др.), а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД).

     Основная  идея США – крупнейшего поставщика услуг на мировой рынок заключалась в том, чтобы в регулировании услуг использовались те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.

     На  пути осуществления этой программы, однако, стоят серьезные проблемы, связанные, прежде всего с тем, что поскольку потребление услуг и их производство осуществляются, как уже было отмечено, одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвестирования. В области инвестирования ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле) использует национальный режим по отношению к иностранным фирмам, т.е. предоставляет им те же права, что и национальным производителям.

     На  практике это означает, что США, проводя  регулирование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять аналогичных  требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как правило, государственных) фирм.

     Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся  сохранить за собой право контролировать деятельность иностранных фирм и прежде всего филиалов ТНК, т.е. ориентируются на режим наибольшего благоприятствования.

     Результатом переговоров Уругвайского раунда (с  сентября 1986 по 15 декабря 1993 года) было достижение соглашения о либерализации  торговли услугами. Расследованию подвергались услуги в области телекоммуникаций, филиалов и транспорта.

     С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании  торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой составляющей части в  пакет документов о создании Всемирной  торговой организации.

      Проанализировав выше изложенную информацию, можно сделать некоторые выводы по второй главе:

  • Современная международная торговля услугами быстро развилась, оказывая все более существенное влияние на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом, но в период экономического кризиса с 2008 года терпит значительный спад;
  • Доля экономически развитых стран на мировом рынке услуг составляет около 75%, развивающихся и стран с переходной экономикой - 24%;
  • Примерно 1/4 международной торговли услугами приходится на транспортные услуги, около 1/3 составляет туризм;
  • Лидерами в экспорте и импорте в международной торговле транспортными услугами являются Европа, Азия и Северная Америка, на их долю в экспорте приходиться 351%, 182% и 82% соответственно, и 307%, 263%, 101% в импорте;
  • Крупными экспортерами туристских услуг являются США и  страны ЕС, занимающие лидирующие места в мире по числу принимаемых и занимаемых туристов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА УСЛУГ

       3.1 Проблемы развития и совершенствования международной

                                        торговли услугами в России 

     Россия  входит в число 30 экспортеров и  в «двадцатку» мировых импортеров услуг.

     Позиции России на мировом рынке услуг  значительно уступают ее позициям на рынке товаров. Баланс ее международного обмена услугами в последние годы складывается с дефицитом. Однако доля услуг в российской внешней торговле растет, и в перспективе экспорт услуг может занять существенное место в экономике страны.

     Структура российского экспорта услуг определяется структурой их производства и, прежде всего, базируется на транспорте и туризме. Следует подчеркнуть, что сектор услуг в России может стать одной из приоритетных сфер для иностранных инвестиций.

     Внешняя торговля России в сфере услуг, отражаемая в платежном балансе страны, как свидетельствуют данные за 2009 г., развивалась несколько более благоприятно, чем в предшествовавшие годы, но не во всех секторах этой сферы. В частности, значительно уменьшилось отрицательное сальдо в обмене услугами, и увеличились экспортные операции в целом, особенно со странами дальнего зарубежья; вместе с тем фактически на прежнем уровне сохранились экспортные поступления от предоставления туристических и транспортных услуг, являющихся основными позициями в торговле России услугами. Доля услуг в российском экспорте растет, в 2009 г. она составила 17% суммы вывоза товаров и услуг. В импорте эта доля составила 28%.

     Сохраняет свое место российский экспорт транспортных услуг, причем в отношении со странами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Среди этих услуг наибольшее значение в российском экспорте занимают услуги воздушного и водного транспорта (соответственно 45 и 32%); положительное сальдо по статье «водный транспорт» уменьшилось почти втрое в связи с сокращением экспорта товаров и утратой отечественными перевозчиками позиций на мировом фрахтовом рынке. Обращает на себя внимание увеличение экспорта услуг в области связи. Среди других динамично развивающихся секторов сферы услуг следует выделить «роялти и лицензионные платежи».

     Таблица 8 – Показатели экспорта и импорта услуг России.

Годы Экспорт - всего в том  числе  Импорт - всего в том  числе 
в страны дальнего зарубежья в страны СНГ из стран  дальнего зарубежья из стран  СНГ
1995 10567 8456 2111 20205 17229 2976
2000 9565 7168 2396 16230 13108 3122
2001 11441 8692 2749 20572 17420 3152
2002 13611 10726 2885 24222 19718 3779
2003 16229 13158 3071 27122 23155 3967
2004 20595 16972 3622 33287 28724 4563
2005 24970 20589 4381 38865 33885 4979
2006 31102 25149 5953 44839 39599 5240
2007 39257 31585 7672 58145 52003 6142
2008 51132 40498 10634 75468 67982 7486
2009 41657 33998 7659 61746 55472 6274

Информация о работе Механизм осуществления международной торговли услугами