Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа
Объектом исследования в данной работе является рассмотрение современного состояния международной торговли услугам.
Предметом исследования в данной работе является анализ степени вовлеченности России в международную торговлю услугами, определение проблем и перспектив.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть масштабы, структуру и значение международной торговли услугами.
Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:
Изучить международную торговлю услугами, как важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики;
Проанализировать формирование региональных рынков услуг;
Определить роль, тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы в сфере международной торговли
услугами ……………………...………………………………………………5
1.1 Содержание, классификация и формы международной торговли
услугами…………………………......................................................................5
1.2 Особенности и механизмы международной торговли услугами.............9
1.3 Особенности международного рынка услуг как предмет экспорта
и импорта……………………………………………………………………...12
2. Исследование международного рынка услуг…………………………...19
2.1 Состав и структура международного рынка услуг……………………19
2.2 Регулирование мирового рынка услуг………………………………….30
3. Основные направления и перспективы развития российского
рынка услуг………………..………………………………………………....33
3.1 Проблемы развития и совершенствования международной
торговли услугами в России………………………………………………..33
3.2 Россия на международном рынке транспортных и
туристических услуг………………..…………………….…………………
Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют Великобритания, Германия и Норвегия. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания и Франция.
Современная транспортная сеть и структура транспортных перевозок сложилась в процессе мирового экономического развития и международного разделения труда. Общая тенденция состоит в том, что международные перевозки грузов растут медленнее, чем международная торговля, поскольку объемы перевозимого сырья растут незначительно, материалоемкое производство перемещается к источникам сырья. Транспортная сеть возрастает, но неравномерно по различным видам транспорта. Доля транспорта в общемировом ВВП, и особенно в ВВП развитых стран, сокращается. Лидерами в экспорте и импорте в международной торговле транспортными услугами являются Европа, Азия и Северная Америка, на их долю в экспорте приходиться 351%, 182% и 82% соответственно, и 307%, 263%, 101% в импорте. В следствии экономического кризиса после 2007 года в международной торговле транспортными услугами наблюдается довольно значительный спад[19].
Таблица 3 – Показатели экспорта транспортных услуг по регионам.
Объем | Доля,% | Ежегодные изменения,% | |||
Экспорт | 2009 | 2009 | 2007 | 2008 | 2009 |
Мировой | 700 | 100 | 20 | 17 | -23 |
Северная Америка | 82 | 11,7 | 12 | 16 | -21 |
Южная и Центральная Америка | 21 | 3 | 16 | 20 | -18 |
Европа | 351 | 50,1 | 21 | 16 | -22 |
Страны ЕС | 318 | 45,4 | 21 | 16 | -23 |
Страны СНГ | 26 | 3,7 | 20 | 26 | -17 |
Африка | 20 | 2,9 | 12 | 19 | -14 |
Ближний Восток | 19 | 2,7 | 9 | 17 | -20 |
Азия | 182 | 26,0 | 24 | 18 | -26 |
Источник: [19]
Важное место во внешней торговле занимает доставка товара от продавца (экспортера) к покупателю (импортеру), так называемое товародвижение. Издержки обращения в системе товародвижения могут включать следующие расходы на услуги: на перевозку товара (транспортные расходы), исчисляемые как оплачиваемые транспортные тарифы; на транспортировку товара с предприятия в пункт перевозки; на перевозку товара с транспортных средств на склад покупателя; на погрузку товара у отправителя, выгрузку у получателя и возможные перегрузки в пути следования; на хранение товара в процессе перевозки, переупаковку, пересортировку; на поставку и содержание товара на складах до продажи; на упаковку, маркировку, оформление документации, страхование товара в пути; на оплату грузовых сборов в портах, оплату налогов, административных расходов и т.д.
Таблица 4 – Показатели импорта транспортных услуг по регионам.
Объем | Доля,% | Ежегодные изменения,% | |||
Импорт | 2009 | 2009 | 2007 | 2008 | 2009 |
Мировой | 835 | 100 | 18 | 17 | -22 |
Северная Америка | 101 | 12,1 | 5 | 10 | -22 |
Южная и Центральная Америка | 35 | 4,2 | 24 | 21 | -24 |
Европа | 307 | 36,7 | 18 | 13 | -24 |
Страны ЕС | 279 | 33,5 | 17 | 13 | -24 |
Страны СНГ | 18 | 2,2 | 32 | 41 | -31 |
Африка | 49 | 5,8 | 27 | 26 | -16 |
Ближний Восток | 62 | 7,4 | 33 | 36 | -15 |
Азия | 263 | 31,6 | 19 | 19 | -20 |
Источник: [19]
Мировая транспортная сеть растет постоянно, но неравномерно по видам транспорта. Так, поданным ООН, в период с 2005 года сеть железных дорог и внутренних водных путей сократилась, длина автомобильных дорог выросла почти в два раза, а воздушных путей - в три раза. Значительно увеличилась протяженность нефтепроводов.
Операции по международному туризму – это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристических услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста.
Международный туризм вносит сейчас, пожалуй, наибольший вклад в международную торговлю услугами (около 1/3 мирового экспорта). В 1996 г. число международных туристических поездок составило 592 млн., что в 23 раза больше, чем в 1950 г. Еще значительнее выросли поступления от туризма - с 2,1 млрд. до 423 млрд. дол. (не считая поступления от международных перевозок). По размерам доходов туризм уступает ныне только торговле нефтью и нефтепродуктами – мировому «товару № 1» [19].
Таблица 5 - Показатели экспорта туристических услуг по регионам.
Объем | Доля,% | Ежегодные изменения,% | |||
Экспорт | 2009 | 2009 | 2007 | 2008 | 2009 |
Мировой | 870 | 100,0 | 15 | 10 | -9 |
Северная Америка | 145 | 16,7 | 11 | 11 | -11 |
Юж.и Центр.Америка | 40 | 4,6 | 12 | 9 | -6 |
Европа | 395 | 45,3 | 14 | 9 | -13 |
Страны ЕС | 341 | 39,2 | 14 | 8 | -13 |
Страны СНГ | 17 | 1,9 | 27 | 23 | -22 |
Африка | 40 | 4,5 | 17 | 9 | -5 |
Ближний Восток | 37 | 4,2 | 21 | 16 | 2 |
Азия | 199 | 22,8 | 20 | 13 | -3 |
Источник: [19]
Международный туризм как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами. Он стал важным источником валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. Например, удельный вес доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг составляет более 35% в Испании, Австрии, Турции; около 20% -в Португалии;10-12% -в Швейцарии и Италии;52%- на Кипре.
Виды туристических услуг, предлагаемых в качестве товаров, довольно разнообразны. К ним относятся: услуги по размещению туристов; услуги по перемещению туристов до страны назначения и по стране различными видами транспорта; услуги по обеспечению туристов питанием; услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей и деловых интересов туристов; услуги по оформлению документации (паспорта, визы и др.). При осуществлении туристских операций складываются определенные отношения между производителями туристских услуг и туристскими фирмами, с одной стороны, и между туристскими фирмами и клиентами-туристами, - с другой. Характер и содержание этих соглашений различны.
В
системе ООН имеется
Таблица 6 - Показатели импорта туристических услуг по регионам.
Объем | Доля, % | Ежегодные изменения, % | |||
Импорт | 2009 | 2009 | 2007 | 2008 | 2009 |
Мировой | 790 | 100,0 | 16 | 8 | -9 |
Северная Америка | 110 | 14,0 | 9 | 6 | -9 |
Юж.и Центр.Америка | 27 | 3,5 | 26 | 16 | -1 |
Европа | 366 | 46,4 | 15 | 9 | -14 |
Страны ЕС | 334 | 42,3 | 15 | 9 | -15 |
Страны СНГ | 28 | 3,5 | 18 | 13 | -12 |
Африка | 21 | 2,7 | 24 | 16 | -9 |
Ближний Восток | 61 | 7,8 | 33 | 2 | 1 |
Азия | 175 | 22,2 | 14 | 7 | 0 |
Источник: [19]
В
классификации Всемирной
Туристический
спрос способствовал
Около 60% общего числа международных туристов
мира и более половины всех доходов от
международного туризма приходится на
Европу (включая Россию). Среди природных
районов Европы наиболее привлекают туристов
Альпы и берега Средиземного моря (более
100 млн.). Для некоторых западноевропейских
стран туризм является одной из главных
экспортных отраслей; у Испании и Австрии,
например, доходы от экспорта туристских
услуг эквивалентны почти 1/3 стоимости
товарного экспорта. Крупным экспортером
туристских услуг являются США, занимающие
второе место в мире по числу принимаемых
туристов и первое место по числу занимаемых
туристов.
Таблица 7 - Ведущие экспортеры туристических услуг по странам.
Объем | Доля, % | Ежегодные изменения, % | |||
Экспорт | 2009 | 2009 | 2007 | 2008 | 2009 |
Страны ЕС | 341,4 | 42 | 14 | 8 | -13 |
США | 120,3 | 20,6 | 12 | 13 | -11 |
Австралия | 39,7 | 3,4 | 10 | 10 | -3 |
Турция | 25,9 | 2,0 | 26 | 12 | 3 |
Макао, Китай | 21,3 | 1,6 | 10 | 19 | -3 |
Гонконг, Китай | 17,9 | 0,6 | 38 | 28 | 7 |
Тайланд | 16,4 | 1,2 | 18 | 11 | 7 |
Информация о работе Механизм осуществления международной торговли услугами