Механизм осуществления международной торговли услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной работе является рассмотрение современного состояния международной торговли услугам.
Предметом исследования в данной работе является анализ степени вовлеченности России в международную торговлю услугами, определение проблем и перспектив.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть масштабы, структуру и значение международной торговли услугами.
Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:
Изучить международную торговлю услугами, как важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики;
Проанализировать формирование региональных рынков услуг;
Определить роль, тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы в сфере международной торговли
услугами ……………………...………………………………………………5
1.1 Содержание, классификация и формы международной торговли
услугами…………………………......................................................................5
1.2 Особенности и механизмы международной торговли услугами.............9
1.3 Особенности международного рынка услуг как предмет экспорта
и импорта……………………………………………………………………...12
2. Исследование международного рынка услуг…………………………...19
2.1 Состав и структура международного рынка услуг……………………19
2.2 Регулирование мирового рынка услуг………………………………….30
3. Основные направления и перспективы развития российского
рынка услуг………………..………………………………………………....33
3.1 Проблемы развития и совершенствования международной
торговли услугами в России………………………………………………..33
3.2 Россия на международном рынке транспортных и
туристических услуг………………..…………………….…………………

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

Существует  полезное с аналитической точки зрения деление международных сделок с услугами в зависимости от характера поведения продавца и покупателя услуг. Как видно, данная классификация включает не только услуги в традиционном смысле, но и движение факторов производства, которые являются носителями этих услуг.  
 

    1.2 Особенности и механизмы международной торговли услугами 

        Международная торговля услугами имеет свою специфику:

  • Неосязаемость;
  • Невидимость;
  • Неразрывность производства и потребления;
  • Неоднородность и изменчивость качества;
  • Неспособность услуг к хранению.

      Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.

      В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи  с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю.  Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

      Услуги  – весьма специфический товар, чаще всего не имеющий овеществленной формы, однако, как и обычный товар предназначен для удовлетворения той или иной потребности потребителя. В международной практике торговля услугами рассматривается как совокупность различных видов деятельности, производящих в основном неовеществленный, немательальный продукт.

      Международная торговля услугами по сравнению с  торговлей товарами имеет следующие особенности[4, с. 215]:

  • Регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается);
  • Услуги, главным образом не овеществленные, производятся и потребляются практически одновременно. Они производятся и одновременно потребляются, они не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контрактах между их производителями и потребителями;
  • Регулирование мировой торговли услугами обеспечивается в большой степени на основе внутренних, национальных законов, правил и норм. (Как известно, транспортное и коммуникационное обслуживание, наука, образование, здравоохранение и многие другие важные сферы услуг находятся, как правило,  или в полном распоряжении государства, или им контролируются, в связи с чем эти отрасли более эффективно защищены государством от конкуренции со стороны иностранных поставщиков услуг.);
  • Международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико воздействие сферы услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг;
  • Не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли. Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот.

      Ключевым, в торговле услугами является то, что  в большинстве случаев в какой–то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли–продажи услуги состоится. Услуги, если ими торгуют на мировом рынке, по своей экономической природе ничем не отличаются от обычного торгуемого товара. Поэтому все теории спроса и предложения в между народной торговле полностью применимы и к торговле нефакторными услугами. Например, в модели сравнительных преимуществ Рикардо классические сукно и вино, как торгуемые товары, могут быть вполне заменены на страховой полис и транспортную накладную, как торгуемые услуги, если они продаются нерезидентам. Услуги являются разнородными товарами, что не позволяет объединить их все в одну группу и утверждать, что в области услуг одна страна имеет относительное преимущество перед другой страной. Ключевым в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится.

      Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами[4, с. 223]:

  • Мобильность покупателя. Покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов);
  • Мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана либо на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом характере самой услуги (строительство);
  • Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представительства Мирового банка в страны СНГ для оказания технической помощи).
 

    1.3 Особенности услуг как предмета экспорта и импорта 

     Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) является составной частью пакета соглашений, лежащих в основе Всемирной торговой организации. ГАТС представляет собой многосторонний свод принципов и правил, регулирующих торговлю услугами. Так в ГАТС предусмотрены четыре способа предоставления услуг: трансграничная поставка, потребление за рубежом, коммерческое присутствие, перемещение физических лиц.

     Различные виды поставки услуг отличаются друг от друга по двум главным признакам:

  • место нахождения поставщика и потребителя услуги в момент оказания услуги;
  • гражданство или место регистрации лиц, потребляющих или поставляющих услуги (первое касается физического лица, второе – юридического лица).

      Способы предоставления услуг[13, с. 112].:

  • Трансграничная поставка.

      В настоящее время объем трансграничной торговли быстро растет благодаря развитию телекоммуникационных сетей, прогрессу информационной технологии и появлению Интернета (электронной торговли). Ожидается, что новые технологии придадут ей еще больший импульс даже в тех областях, в которых во время проведения Уругвайского раунда такая торговля считалась технически невозможной. Лишь в половине или даже меньшей доле обязательств членов ВТО предусматривается полное открытие доступа на рынок для трансграничных торговых потоков. Это связано со стремлением защитить национальные рынки услуг.

     Информационная  технология делает отдельные способы  предоставления услуг взаимозаменяемыми, возможности для трансграничного оказания услуг растут. С любой информацией, которую можно записать в цифровой форме, можно работать на расстоянии, а оперативные технологии Интернета открывают возможности для интерактивной связи и не дорогостоящего видеоконференциального обслуживания. Экспортеры услуг все чаще используют трансграничную торговлю для внутрифирменного оказания услуг, электронную связь с клиентами, стратегическими партнерами.

     Трансграничная  торговля включает транспортные услуги, на которые продолжают сохраняться  довольно жесткие ограничения. В то же время следует отметить, что права на осуществление воздушных перевозок не охватываются нормами ГАТС, переговоры по морским перевозкам в рамках ГАТС провалились из-за проблем в крупнейших странах, а процесс либерализации наземных перевозок идет довольно трудно даже в контексте региональных соглашений. Трансграничная торговля занимает важное место в поставке почтовых, медицинских, туристических и других видов услуг.

     Развитие  электронной торговли открывает  новые возможности практически для всех видов поставок услуг, сокращая время, материальные издержки на поставки услуг, часто меняя и сам характер поставки услуги.

  • Потребление за рубежом.

     Как уже отмечалось выше, этот способ поставки услуг связан с тем, что потребитель услуги (как физическое, так и юридическое лицо) перемещается на территорию производителя услуги.

     Это важный способ экспорта услуг, в первую очередь медицинских, туристических, транспортных и учебных. Хотя торговля ими напрямую и не регулируется, это не значит, что торговых барьеров вовсе не существует: требования, действующие в других секторах, например ограничения географического охвата медицинского страхования или на перевод платежей на иностранные инвестиции, могут препятствовать расширению торговли услугами путем «потребления за рубежом в других секторах».

     В рамках этого способа предоставления услуг наиболее важную роль играют поездки отдельных потребителей на экспортные рынки в качестве туристов, а затем подготовка студентов или руководящих работников за рубежом. Продажа услуг иностранным фирмам, работающим на национальных рынках, также является разновидностью этого способа поставки услуг и создает для поставщиков услуг многих стран, в том числе и, России, эффективный метод развития экспорта услуг путем их предоставления иностранным фирмам, находящимся на национальной территории этих стран.

  • Коммерческое присутствие.

     Это довольно распространенный способ предоставления услуг. Он связан с привлечением иностранных инвестиций и созданием иностранных фирм или их филиалов, продающих услуги в стране присутствия. Режим иностранных инвестиций во многих странах ограничивает доступ иностранным коммерческим структурам ко многим отраслям производства услуг. Существуют ограничения, связанные с предоставлением национального режима в этой области. Примерно 70-80% обязательств в области коммерческого присутствия имеют ограниченный характер. Особенно это касается финансовых услуг (84%), коммуникационных услуг (91%). Можно предположить, что будущие переговоры по либерализации рынка услуг будут связаны с попытками найти решения в сложной и противоречивой области коммерческого присутствия.

     С учетом высоких первоначальных, а  также и последующих расходов на организацию коммерческого присутствия  за рубежом такой метод в настоящее время на первый взгляд малоперспективен для России. Однако, если верны периодически появляющиеся данные о размерах средств, вывезенных из России в последние пять лет, именно этот способ может стать важным направлением восстановления позиций России на рынках услуг.

  • Присутствие физических лиц.

     Согласно  ГАТС перемещение физических лиц  и их присутствие, связанное с оказанием услуг на зарубежном рынке труда, должны быть ограниченными по времени и иметь целью оказание услуг. Физические лица могут оказывать услуги либо самостоятельно, либо в процессе работы на иностранной фирме, либо на основе контрактов на оказание услуг, подписанных с зарубежной или национальной компанией.

     В общих словах либерализация этого  способа предоставления услуг свелась  к горизонтальным обязательствам о  расширении временного перемещения управленческого персонала и специалистов в связи с коммерческим присутствием. Некоторые страны взяли на себя также обязательства по конкретным секторам и категориям, обставив их в то же время серьезными ограничениями.

Информация о работе Механизм осуществления международной торговли услугами