Механизм осуществления международной торговли услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной работе является рассмотрение современного состояния международной торговли услугам.
Предметом исследования в данной работе является анализ степени вовлеченности России в международную торговлю услугами, определение проблем и перспектив.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть масштабы, структуру и значение международной торговли услугами.
Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:
Изучить международную торговлю услугами, как важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики;
Проанализировать формирование региональных рынков услуг;
Определить роль, тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы в сфере международной торговли
услугами ……………………...………………………………………………5
1.1 Содержание, классификация и формы международной торговли
услугами…………………………......................................................................5
1.2 Особенности и механизмы международной торговли услугами.............9
1.3 Особенности международного рынка услуг как предмет экспорта
и импорта……………………………………………………………………...12
2. Исследование международного рынка услуг…………………………...19
2.1 Состав и структура международного рынка услуг……………………19
2.2 Регулирование мирового рынка услуг………………………………….30
3. Основные направления и перспективы развития российского
рынка услуг………………..………………………………………………....33
3.1 Проблемы развития и совершенствования международной
торговли услугами в России………………………………………………..33
3.2 Россия на международном рынке транспортных и
туристических услуг………………..…………………….…………………

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

министерство  образования и  науки

  российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 

Факультет Внешнеэкономической деятельности

Кафедра Мировая экономика 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Организация и техника внешнеторговых операций»

на тему «Механизм осуществления международной торговли услугами» 

Выполнена студентом Кукченко Ольгой Евгеньевной

4 курса МЭ-071 шифр группы очной формы обучения

специальности Мировая экономика  
 

Руководитель  к.э.н., доцент, Месяц М.А.

                (ученая степень, звание, Ф.И.О.) 

Отметка о допуске (недопуске) к защите _______________________________

«___»_____________20__г.                  _________________________________

              (подпись  руководителя) 

Кемерово 2011г 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3

  1. Теоретические основы в сфере международной торговли

     услугами  ……………………...………………………………………………

    1. Содержание, классификация и формы международной торговли

    услугами…………………………......................................................................5

   1.2 Особенности и механизмы международной торговли услугами.............9

    1.3 Особенности международного рынка услуг как предмет экспорта

    и импорта……………………………………………………………………...12

  1. Исследование международного рынка услуг…………………………...19
    1. Состав и структура международного рынка услуг……………………19
    2. Регулирование мирового рынка услуг………………………………….30
  2. Основные направления и перспективы развития российского

    рынка услуг………………..………………………………………………....33

    3.1 Проблемы развития и совершенствования международной

     торговли  услугами в России………………………………………………..33

    3.2 Россия на международном рынке транспортных и

    туристических услуг………………..…………………….…………………38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….50
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы, существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом.

     В основе мирового рынка услуг лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - национальные сферы услуг.

     Как известно, в последние годы наблюдается  тенденция повышения роли услуг, причем рост сферы услуг опережает  рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами.  Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 – 74% мирового ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63 – 75% общей численности занятых, кроме того, она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. Причем ни в одной стране, где это происходит, подобная тенденция не оценивается негативно.

     Как правило, при выходе на мировой рынок  услуг, появляются различного рода проблемы, особенно если это касается Российской Федерации, где доля услуг в ВВП отстает от доли услуг в развитых Европейских странах.

     Итак, можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий сфера  услуг является одним  из наиболее динамично развивающихся  секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.

     Объектом  исследования в данной работе является рассмотрение современного состояния международной торговли услугам.

       Предметом исследования в данной работе является анализ степени вовлеченности России в международную торговлю услугами, определение проблем и перспектив.

     Цель  данной курсовой работы – рассмотреть масштабы, структуру и значение международной торговли услугами.

     Исходя  из цели работы, можно выделить следующие  задачи:

    • Изучить международную торговлю услугами, как важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики;
    • Проанализировать формирование региональных рынков услуг;
    • Определить роль, тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами.

     Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения,  списка использованной литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ     ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

    1. Содержание, классификация и формы международной торговли

услугами 

     Характерной чертой современного общества является производство услуг, значительно превышающее производство товаров. Это подтверждается данными США, стран Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, с 2000 доля ВВП, произведенного в сфере услуг возросла в США, в Японии, странах Евросоюза и России. Сейчас в США в сфере услуг работает 75% всех занятых, при этом здесь сконцентрировано более 80% работников умственного труда и 87% кадров высшей квалификации. Это касается прежде всего науки, образования, здравоохранения, телекоммуникаций, компьютерных, инжиниринговых, управленческих услуг.

     Таким образом, из индустриальной экономика  человеческого общества превратилась в сервисную: сегодня в развитых странах до 80% валового национального продукта создается в сфере услуг, где работает 4/5 всего активного населения. В России в сервисе занято почти 60% населения и создается 55% ВНП. Основная особенность сервисной экономики состоит в том, что она предполагает оказание услуг, следовательно, непосредственный контакт между работником и потребителем. Коренным образом меняются условия производственной деятельности большинства сотрудников, требования к ним, а соответственно и методы организации труда и управления.

     Услуги  – это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме[3, с. 28].

     Во  время международных переговоров о либерализации торговли используется классификация ГАТТ/ВТО, включающая более 600 разновидностей услуг. Классификация услуг основана на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира.

     Торговля  услугами наряду с некоторыми другими  статьями входят в счет текущих операций платежного баланса любой страны. Переговоры о либерализации торговли услугами ведутся параллельно с переговорами о либерализации торговли товарами.

     Именно  в силу неосязаемости и невидимости  большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом и импортом. Более того, в отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы (модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке).

     Несмотря  на всю условность определения понятия и классификации услуг, многие из них, особенно в последние десятилетия, являются предметом международной торговли, поэтому являются предметом рассмотрения наукой о международной экономике. В соответствии с руководством по составлению платежного баланса МВФ, которым пользуются практически все страны мира, в состав торгуемых услуг входят следующие их виды.

     В соответствии с положениями Всемирной  торговой организации (ВТО) все услуги подразделяют на 12 секторов[3, с. 98]:

  • Транспорт - международную перевозку пассажиров и грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг;
  • Поездки - товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки) и личным вопросам (туризм);
  • Связь - услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами;
  • Строительство - строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами;
  • Страхование - страхование нерезидентов страховыми компаниями-резидентами;
  • Финансовые услуги - финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (комиссия за открытие аккредитивов, за обмен валюты, брокерские услуги и т.д.);
  • Компьютерные и информационные услуги - консультации в области компьютерных программ, информационные услуги (обработка данных, пользование базами данных, подписка на информационные линии), обслуживание компьютеров;
  • Роялти и лицензионные платежи - пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии;
  • Другие бизнес-услуги - комиссию за посредничество, лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования, правовые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, а также услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведыванию полезных ископаемых;
  • Личные, культурные и рекреационные услуги - производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков, гонорары артистов;
  • Правительственные услуги - показ выставок, проведение спортивных и иных мероприятий, поставку товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира.

     При этом наиболее неоднородным является сектор услуг для бизнеса, который включает множество услуг, заслуживающих самостоятельности. Точно так же финансовые, дистрибуционные, транспортные услуги — это огромные блоки самостоятельных видов деятельности. Поэтому, на наш взгляд, все многообразие услуг можно объединить в три блока:

  • услуги, тесно связанные с воспроизводственным процессом;
  • услуги, связанные с человеком, воспроизводство личного фактора производства, или рекреационные;
  • услуги глобального характера.

     Однако  существует еще и классификация, рекомендуемая МВФ. Она исходит  из признака: торгуемые и неторгуемые товары. Торгуемые товары -это товары, которые могут передвигаться между различными странами. Неторгуемые товары - это товары, которые потребляются в той же стране, где и произведены, и не перемещаются между странами. Таким образом, очень часто неторгуемые товары становятся торгуемыми услугами, учитываемыми в счете текущих операций платежного баланса.

        В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг обычно группируют по различным признакам. В Мировом банке, например, принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода. Услуги делятся на[3, с. 103].:

  • Факторные услуги - платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);
  • Нефакторные услуги - остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

        Это деление особенно важно для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах.

        Очевидно также, что предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. Поэтому в соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:

  • услуги, связанные с инвестициями - банковские, гостиничные и профессиональные услуги;
  • услуги, связанные с торговлей - транспорт, страхование;
  • услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей - связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.

Информация о работе Механизм осуществления международной торговли услугами