Механизм осуществления международной торговли услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной работе является рассмотрение современного состояния международной торговли услугам.
Предметом исследования в данной работе является анализ степени вовлеченности России в международную торговлю услугами, определение проблем и перспектив.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть масштабы, структуру и значение международной торговли услугами.
Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:
Изучить международную торговлю услугами, как важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики;
Проанализировать формирование региональных рынков услуг;
Определить роль, тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы в сфере международной торговли
услугами ……………………...………………………………………………5
1.1 Содержание, классификация и формы международной торговли
услугами…………………………......................................................................5
1.2 Особенности и механизмы международной торговли услугами.............9
1.3 Особенности международного рынка услуг как предмет экспорта
и импорта……………………………………………………………………...12
2. Исследование международного рынка услуг…………………………...19
2.1 Состав и структура международного рынка услуг……………………19
2.2 Регулирование мирового рынка услуг………………………………….30
3. Основные направления и перспективы развития российского
рынка услуг………………..………………………………………………....33
3.1 Проблемы развития и совершенствования международной
торговли услугами в России………………………………………………..33
3.2 Россия на международном рынке транспортных и
туристических услуг………………..…………………….…………………

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

     Многие  страны для восполнения дефицита рабочей силы разрешают въезд высококвалифицированных кадров, с тем чтобы экономический рост не сдерживался из-за их недостатка либо в целях расширения доступа к мировым интеллектуальным ресурсам и знаниям. В настоящее время сформировался глобальный рынок квалифицированной рабочей силы. Обязательства в рамках ГАТС о допущении межфирменных перемещений  наглядно показывают, что движение физических лиц тесно связано с движением капитала. Проект многостороннего соглашения по инвестициям также разрешает временный въезд, пребывание и работу инвесторов и основного персонала.

     Тем не менее, между желанием привлекать или допускать в страну квалифицированную рабочую силу и стремлением сохранить рабочие места для местных кадров существует определенное противоречие, что объясняет отсутствие конструктивного диалога по вопросу о временном перемещении всех категорий физических лиц. Конкретные обязательства по такому способу предоставления услуг, как движение физических лиц, показывают, что на данный момент очень немногие страны обязались связать действующее иммиграционное законодательство и нормы регулирования.

     Непризнание профессиональной квалификации и требования к получению лицензий также мешают физическим лицам оказывать услуги на экспортных рынках.

     Важнейшим препятствием для данного способа предоставления услуг является тест на экономическую необходимость (ТЭН). Данный критерий позволяет соответствующим правительственным учреждениям, зачастую даже не на федеральном уровне, решать вопрос о  предоставлении доступа на рынок, руководствуясь собственной оценкой экономических потребностей населения, их способностью предлагать подобные услуги или спросом на них. Соответствующие условия могут носить как качественный, так и количественный характер в зависимости от местной рыночной конъюнктуры и наличия местных поставщиков услуг, демографических характеристик или каких-либо критериев, которые во многих случаях не указываются.

     Все четыре способа поставок - трансграничная торговля, потребление за рубежом, коммерческое присутствие и перемещение физических лиц - взаимозависимы. Более того, взаимозависимость способов поставок требует их комбинированного использования для получения эффективного ступа на рынки.

      Проанализировав выше изложенную информацию, можно сделать некоторые выводы по первой главе:

  • Услуги – это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме;
  • Существует множество классификация услуг, из которых основными являются классификации услуг ГААТ/ВТО и  МВФ;
  • Международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие;
  • Услуги, главным образом не овеществленные, производятся и потребляются практически одновременно, поэтому не могут храниться;
  • Регулирование мировой торговли услугами обеспечивается в большой степени на основе внутренних, национальных законов, правил и норм;
  • Экспорт и импорт многих видов услуг не носит трансграничного характер, т.е. услуга как товар не пересекает таможенной границы ни поставщика, ни импортера;
  • Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами: мобильность продавца, мобильность покупателя, одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильность самой услуги;
  • В ГАТС предусмотрены четыре способа предоставления услуг: трансграничная поставка, потребление за рубежом, коммерческое присутствие, перемещение физических лиц.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО  РЫНКА УСЛУГ

    2.1 Состав и структура международного рынка услуг 

      Современная международная торговля услугами быстро расширяется, оказывая все более  существенное влияние на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом: приобретает растущее значение в социальной жизни всех стран. Этот процесс является объективным следствием все возрастающих потребностей научно-технического прогресса и дальнейшего  углубления  разделения труда. Термин «международная торговля услугами» охватывает международный  обмен многими видами услуг, каждая из которых обладает конкретными особенностями. Однако при всей  многоликости международной торговли услугами в обмене услугами просматривается целый ряд общих закономерностей и тенденций, характерных для этой сферы международной торговли.

      Доля  ВВП, произведенного в сфере услуг, возростала с 2000- по 2008 года в США, в Японии, странах Евросоюза и России. В США в сфере услуг работает 75% всех занятых, при этом здесь сконцентрировано более 80% работников умственного труда и 87% кадров высшей квалификации. Но в связи с мировым экономическим кризисом в 2009 году в международной торговле услугами произошел некоторый спад [19].

     Таблица 1 – Годовые темпы роста показателей  экспорта, %.

           Услуги

Год

Транспортные  услуги Туристические услуги Прочие услуги
1990-1995 3 4 10
1995-2000 6 8 10
2000-2006 8 7 12
2007 20 15 23
2008 17 10 12
2009 -23 -9 -9

Источник: [19]

     Быстрый рост сферы услуг после 2000 года происходит прежде всего потому, что во многих странах мира достигнуты высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жизни населения. И как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами спрос растет прежде всего на услуги. Немаловажной причиной является и ускорившийся в условиях НТР процесс разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности, и прежде всего в сфере услуг.

      Выделение из материального производства все новых видов услуг и рост производства традиционных услуг способствует увеличению специализирующихся в этой отрасли компаний и организаций.

      Сейчас и в перспективе доминирующее положение в мировой торговле услугами занимали и будут занимать услуги, связанные в основном с обслуживанием трудовой деятельности, т.е. обусловленные процессом воспроизводства

     Таблица 2 – Показатели мирового экспорта и  импорта услуг.

 

Объем

Доля, %

Экспорт

2009

2000

2005

2007

2008

2009

Все виды услуг

3350

100

100

100

100

100

Транспортные  услуги

700

23,4

23,3

22,9

23,7

20,9

Туристические услуги

870

32,1

27,7

25,7

25,1

26,0

Прочие  услуги

1780

44,5

49,0

51,4

51,1

53,1

Импорт

2009

2000

2005

2007

2008

2009

Все виды услуг

3145

100

100

100

100

100

Транспортные услуги

835

28,7

29,1

29,1

30,0

26,6

Туристические услуги

790

29,8

27,1

25,6

24,4

25,1

Прочие  услуги

1520

41,5

43,8

45,4

45,5

48,3

Источник: [19] 

     Мировая статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является весомым сектором мирового хозяйства, что видно из данных таблицы 2. Общий объем всех видов услуг составил около 35% общей величины мирового экспорта, причем в 2009 году  эта величина, по приблизительным подсчетам, увеличилась еще на 30%. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей.

     Доля  экономически развитых стран на мировом  рынке услуг составляет около 75%, развивающихся и стран с переходной экономикой - 24% и международных организаций - 1%. Удельный вес экспорта услуг в экспорте товаров всей мировой системы приблизился к 30%. Надо полагать, что эта тенденция будет ускоряться.

     Среди развивающихся стран в международной  торговле услугами выделяются три группы стран.

     К первой относятся новые индустриальные страны, особенно азиатского региона. Республика Корея, Гонконг, Сингапур, о. Тайвань, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив на протяжении двух последних десятилетий ее объемы более чем в 6 раз.

     Вторую  группу составляют страны, для которых  производство услуг является главным  направлением развития экономики. Как правило, это островные или малые государства. Для них характерна ярко выраженная специализация на туристических, финансовых либо транспортных услугах. В целом последние два десятилетия эти страны развивались по пути углубления своей специализации.

     Третья  группа объединяет наименее развитые страны, являющимися экспортерами на мировой рынок преимущественно  сырья (Ангола, Гана, Ливия, Иран и т.д.). Для них торговля услугами во внешней  торговле составляет менее 10%[14, с. 128-131].

       Для государств Центральной и  Восточной Европы, Балтии и СНГ,  несмотря на некоторое наращивание  торговли услугами характерно  превышение ввоза услуг над вывозом. В этом регионе наибольший удельный вес в торговле услугами принадлежит России, а наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.

     Среди причин, стимулирующих быстрое возрастание  мирового рынка услуг, выделяются следующие:

  • зрелая экономика и высокий уровень жизни повышают спрос на услуги;
  • развитие всех видов транспорта стимулирует международную мобильность как предпринимателей, так и населения;
  • новые формы связи, в том числе спутники, иногда позволяют заменить личные контакты продавцов и покупателей;
  • ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, что ведет к образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.

     Примерно 1/4 международной торговли услугами приходится на транспортные услуги, около 1/3 составляет туризм. Из прочих услуг  следует отметить быстро растущую торговлю   современными  услугами, связанную прежде всего с научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами).

     Географическое  распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. При этом на 4 страны – США, Великобританию, Германию и Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

     Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней  торговле услугами (они экспортируют примерно 10% и импортируют 20% всех услуг). Это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика – на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.

     Рассматривая  в этом плане Россию, другие страны СНГ и Балтии, необходимо отметить, что хотя они и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база так же, как и недостатки хозяйственного механизма. Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

     Международная статистика дает ограниченный объем сведений о мировой торговле услугами. ВТО, например, разбивает эту торговлю всего лишь на три вида - транспортные услуги, туризм и прочие услуги. Около 1/4 мировой торговли услугами приходится на транспортные услуги, еще около 1/3 - на международный туризм.

     Транспортные  услуги - это одно из самых важнейших основ развития всей системы международной торговли услугами. Создание и развитие современного морского, грузового транспорта рассматривается многими странами как одно из главных направлений обеспечения национальной экономической безопасности и суверенитета.

Информация о работе Механизм осуществления международной торговли услугами