Механизм осуществления международной торговли услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной работе является рассмотрение современного состояния международной торговли услугам.
Предметом исследования в данной работе является анализ степени вовлеченности России в международную торговлю услугами, определение проблем и перспектив.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть масштабы, структуру и значение международной торговли услугами.
Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:
Изучить международную торговлю услугами, как важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики;
Проанализировать формирование региональных рынков услуг;
Определить роль, тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы в сфере международной торговли
услугами ……………………...………………………………………………5
1.1 Содержание, классификация и формы международной торговли
услугами…………………………......................................................................5
1.2 Особенности и механизмы международной торговли услугами.............9
1.3 Особенности международного рынка услуг как предмет экспорта
и импорта……………………………………………………………………...12
2. Исследование международного рынка услуг…………………………...19
2.1 Состав и структура международного рынка услуг……………………19
2.2 Регулирование мирового рынка услуг………………………………….30
3. Основные направления и перспективы развития российского
рынка услуг………………..………………………………………………....33
3.1 Проблемы развития и совершенствования международной
торговли услугами в России………………………………………………..33
3.2 Россия на международном рынке транспортных и
туристических услуг………………..…………………….…………………

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

Источник: [17] 

     На  протяжении последних лет объем  внешней торговли услугами вырос примерно на 40%. Однако соотношение экспорта и импорта услуг складывается с пассивом для России. Российские услуги на мировом рынке представлены достаточно слабо. Доля нашей страны составляет приблизительно около 1% объема мировой торговли услугами.

     Динамика  экспорта и импорта услуг определяется главным образом изменениями по статьям «поездки» и «транспорт». Они составляют почти 3/4 объема торговли услугами в России.

     В структуре российского экспорта услуг практически отсутствуют  маркетинговые, управленческие, консалтинговые, аудиторские, компьютерные услуги. Слабо представлены финансовые услуги. Строительные услуги неконкурентоспособны, в связи с низким качеством, устаревшей технологией и сроками выполнения.

     В качестве конкурентоспособных услуг  можно назвать услуги в области связи (космические разработки), услуги по запуску объектов в космос, услуги в сфере некоторых научно-технических разработок и небольшое число других услуг.

     В международном обмене услугами основными  для России, в отличие от большинства  стран, являются в отношении экспорта трансграничная торговля, а в отношении импорта — услуги иностранных компаний на территории России.

     На  российском рынке услуг крайне мало развитых секторов, большая часть  отраслей производства услуг находится  в процессе формирования. Поэтому достаточно трудно моделировать их будущее. Однако даже самый общий анализ регулирования торговли услугами показывает, что режим торговли услугами в России излишне либерален. По существу во всех секторах, кроме банковского, туристического и страхового, Россия практически не применяет ограничений для деятельности иностранных поставщиков услуг. Более того, режим их работы нисколько не отличается от режима, предусмотренного для отечественных компаний, а в некоторых случаях (валютное регулирование, импорт оборудования для сферы услуг) иностранцы находятся даже в лучших условиях, нежели отечественные поставщики услуг.

     Потенциал российских рынков услуг достаточно велик и перспективен. Особенно это  касается таких видов услуг, как  транспорт, туризм, строительные и телекоммуникационные услуги, аудит и консалтинговые услуги, реклама, лизинг и многие другие. Российские компании в этих областях отличаются большим интеллектуальным потенциалом, квалифицированной рабочей силой, опытом и знанием российской действительности. Однако их конкурентоспособность не велика. Поэтому в настоящее время в преддверии присоединения России к ВТО одна из главных задач в области регулирования внешней торговли услугами заключается в создании разумной протекционистской системы, которая, сохранив конкурентную среду на рынке услуг, позволила бы российским поставщикам услуг достичь в течение нескольких лет достаточной степени зрелости. Важность этой задачи определяется еще и тем, что, присоединившись к ВТО, России придется участвовать в будущих переговорах в рамках ГАТС по дальнейшей либерализации торговли услугами, а это означает, что российский режим торговли услугами должен иметь достаточный запас прочности для таких переговоров. В этой связи уже сейчас в процессе присоединения к ВТО государственным органам России необходимо разработать и принять достаточно взвешенное законодательство, которое содержало бы разумный компромисс между общенациональными интересами, интересами российских и иностранных производителей и потребителей услуг.

     Предварительно  можно назвать следующие направления, где целесообразно ограничить деятельность иностранных компаний: туристические, транспортные, строительные, рекламные, аудиовизуальные услуги, а также телекоммуникационные, консалтинговые услуги, аудит, оптовая и розничная торговля и ряд других. Вместе с тем, защищая российских производителей услуг, необходимо иметь в виду, что только достаточная иностранная конкуренция заставит российских производителей услуг поднять свой профессиональный уровень, использовать современные технологии и формы работы и защитит потребителя услуг от неоправданного завышения цен на поставляемые услуги.

     Защита  внутреннего рынка услуг должна производиться в соответствии со ст. XVI ГАТС. Ограничения на базе этой статьи могут касаться:

  • максимального уровня иностранных инвестиций в каждый 
    сектор услуг;
  • количества представительств иностранных компаний, могущих действовать на отечественном рынке;
  • доли предоставляемых иностранцами услуг;
  • соотношения иностранного и отечественного персонала;
  • выбора организационной формы иностранной компании;
  • общего числа иностранных поставщиков услуг в каждом секторе.

     Сформулированные  в соответствии с этими ограничениями  специфические обязательства России, с одной стороны, защитят национальных производителей услуг, а с другой — будут гарантией для иностранных поставщиков услуг того, что режим доступа на рынок России не станет более жестким.

     Открывать отечественный рынок услуг придется. Однако этот процесс должен быть регулируемым, а не разовым, связанным с обязательствами, взятыми на себя при присоединении к ВТО.

     Недостаточное развитие сферы услуг в России, слабая правовая и экономическая защищенность российских производителей услуг послужили причиной довольно быстрого расширения иностранной деятельности на этом участке экономики государства.

     Число совместных и иностранных предприятий  в российской сфере услуг за последние годы превысило 6 тысяч. Стимулирующими факторами для иностранных инвестиций в эту сферу послужили: достаточно емкий рынок, персонал с хорошей профессиональной подготовкой, сравнительно низкие издержки на зарплату и практическое отсутствие конкуренции. Кроме того, предприятия сферы услуг, как правило, не требуют крупных капиталовложений, позволяют рассчитывать на сравнительно быструю отдачу финансовых средств и получение валютной выручки.

     Как уже отмечалось выше, важную роль в  этом сыграла открытость многих секторов услуг с правовой точки зрения. Наряду с этим сказались ограниченность внутренних источников финансирования отечественных отраслей услуг, отсутствие на внутреннем рынке достаточного предложения со стороны национальных производителей и правовые ниши, которые открыли дорогу иностранным предприятиям.

     Надо  сказать, что активное участие иностранных  компаний привело к определенным положительным результатам: увеличилось число рабочих мест; появились новые виды услуг, отсутствовавших ранее; предприятия сферы услуг оснащались высокопроизводительным оборудованием, необходимым для осуществления высокотехнологичных процессов; реконструировались и обновлялись здания и сооружения, особенно в крупных городах.

     Не  обошлось и без негативных последствий: во многих случаях иностранные фирмы нарушали или обходили несовершенное российское законодательство в сфере услуг; происходило поглощение российских предприятий иностранными; иностранные компании довольно широко, использовали недобросовестные методы конкуренции на российском рынке.

     Учитывая  быстро растущую роль сферы услуг  в мировой экономике, России предстоит  решить ряд сложных задач: развитие современных конкурентоспособных видов услуг; создание условий для широкого использования всех четырех видов поставок услуг, особенно коммерческого присутствия за рубежом; развитие современной правовой базы в сфере торговли услугами, содержащей основные положения ГАТС; и, наконец, перелом тенденции к постоянно существующему пассивному сальдо платежей в сфере услуг. 
 

3.2 Россия на международном  рынке туристических  и транспортных 

услуг 
 

     Для большинства стран мира, в настоящее  время, туризм - один из основных источников дохода. Туризм занимает первое место в мире среди всех остальных секторов экономики по количеству рабочих мест. Если в 1998 г. в сфере туризма было занято 115 млн чел., то по прогнозу в 2020 году будет создано 550 млн рабочих мест.

     Объем международного туристического потока неуклонно продолжает расти даже в условиях время от времени возникающих проблем в экономическом, политическом, экологическом, энергетическом и ряде других кризисов.

     Почти все регионы мира последние годы демонстрируют быстрый рост объемов туристического потока, но наиболее значительных результатов добился Азиатско-Тихоокеанский регион, где число путешественников стало на 255% больше, чем в 2000 г. Этот успех объясняется активными рекламными кампаниями государств региона, а также поддержанием цен на «кризисном» уровне. Значительных результатов за последние восемь лет достигли так же государства Восточной и Центральной Европы.

     Значительные  результаты в туризме в последние  года были достигнуты во многом благодаря  большому числу масштабных событий, таких как, Летние Олимпийские игры в Китае, а также Зимние Олимпийские игры в Канаде, Чемпионат мира по хоккею, Европейский чемпионат по футболу и другие. Более 65% всех передвижений иностранных туристов и 75% создаваемых во всем мире поездок совершаются гражданами промышленно развитых стран. Долгосрочные перспективы развития индустрии туризма представляются специалистам оптимистическими. Ожидается, что в 2010 г. в мире будет путешествовать 1 млрд чел., а к 2020 г. - 1,5 млрд чел. и доходы от гостинично-туристских услуг составят примерно 2 трлн долл[12, с. 234].

         Анализируя положение в Российской Федерации, можно обозначить, что для нее, как и для большого количества стран Европы, характерны постепенное старение общества, увеличение количества городского населения в сравнении с сельским населением, довольно высокий уровень образованности, большое количество праздничных и выходных дней, возрастающий интерес россиян к людям в других странах и городах. Все эти факторы закладывают хорошие основы для туризма. Однако "тормозящим" фактором для развития въездного и выездного туризма является довольно низкий уровень жизни основного количества граждан страны. Если в ближайшие годы станет возможным переломить эту негативную тенденцию и стимулировать рост доходов, то российский туризм ожидает дальнейший подъем.

     Отметим что в сравнении с 2008 г. в 2009 г. в целом выездной туризм снизился на 15,5%, люди в период кризиса предпочли сэкономить на отдыхе. В то же время въездной туризм снизился лишь на 8,5%. Хотя тройка лидеров наиболее предпочтительных для россиян туристических направлений осталась неизменной – это, как и в прошлом году, Египет, Турция и Китай, но произошли довольно значительные изменения и перераспределение российских туристов, выбравших для путешествий эти страны.

     Наибольшие  изменения коснулись Китая, который  потерял более 51% российских туристов. Как считают эксперты, такое резкое снижение численности россиян, основная масса которых посещают Китай исключительно с целью шопинга, произошло из-за ужесточения таможенного режима с российской стороны и снижения покупательной способности россиян вследствие кризиса.

     Турция  потеряла более 11% туристов из России, в основном, из-за нежелания турецких туроператоров и хотельеров снижать цены во время кризиса, в то же время примерно на 13% возросло количество российских туристов, отправившихся отдыхать в Египет, что свидетельствует о более гибкой политике местных туроператоров и привлекательных для россиян ценах на путевки, особенно в осенне-зимний сезон.

     Отмена  визового режима между Россией и Израилем чрезвычайно благоприятно сказалась на туристическом обмене между странами. Несмотря на кризис, число российских туристов посетивших Израиль увеличилось на 36%. Соответственно, на 42% увеличилось число туристов из Израиля, посетивших Россию.

     Также увеличилось количество российских граждан, посетивших Германию, Швейцарию, Великобританию, США, Корею, Нидерланды и Латвию. Во многом, увеличение спроса на путешествие в эти страны является исключительной заслугой их правительств и предпринимаемыми мерами, направленными на преодоление негативного влияния экономического кризиса на развития рынка туристских услуг. Например в Корее для привлечения иностранных туристов разработана государственная программа VISIT KOREA YEAR на 2010-2012 гг., которая предполагает гибкую систему скидок, поощрений и распродаж для туристов, а для российских туроператоров, рекламирующих это направление в СМИ, оплату их расходов на рекламу в размере 70% и выше. Большое значение в привлечении туристов так же играют отмена и упрощение визовых режимов. Планируется отмена визовых режимов с Турцией, ЕС и Египтом, что значительно увеличит поток россиян по данным направлениям.

     Страны  не предпринимающие никаких активных действий по увеличению туристического потока, продолжают катастрофически терять русских туристов. Так, от 20% до 90% наших туристов потеряли за 2009 г. Хорватия, Литва, Япония, Норвегия, Мальта, Иордания, Эстония и Канада.

     По  въездному туризму, как уже было отмечено, показатели в 2009 г. изменились не так значительно как по выездному, и наша страна, несмотря на кризис, остается привлекательной для иностранцев.

     По-прежнему, наибольшим спросом пользуется Россия у граждан Германии, США, Великобритании, Финляндии, Китая и Италии, причем, если интерес граждан Великобритании и Финляндии к нашей стране повысился, то китайцы и итальянцы немного охладели к путешествиям по России.

     Увеличилось количество визитов в Россию и  из таких стран как Израиль, Австрия, Швеция, Швейцария, Египет, Куба и Тунис. Практически не изменилось число туристов из Греции. Более чем на 20% по сравнению с 2008 г. снизилось из Турции, Кореи, Польши, Чехии, Кипра, Словакии, Филиппин и ОАЭ.В 2014 г. планируется значительное количество иностранных туристов в связи с проведением Зимних Олимпийских игр в Сочи.

     Транспорт - важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем  числе занятых в экономике  страны равна примерно 7%, в производственных фондах 20% Транспорт – единственный вид российских услуг, где стоимость экспорта превосходит стоимость импорта, обеспечивая активный результат для платежного баланса.

Информация о работе Механизм осуществления международной торговли услугами