Лекции по "Международной єкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:49, курс лекций

Описание работы

Цель курса “Международная экономика”: изучение теоретических основ мировой экономики, специфики формирования, особенностей и тенденций современного развития.
Предметом теории международной экономики являются:
Законы, закономерности, тенденции и особенности функционирования и развития в международном масштабе рыночной системы хозяйствования.
Закономерности формирования совокупного спроса и совокупного предложения на товары и факторы производства, находящиеся в международном обороте.

Содержание

Тема 1. Характеристика основных понятий и положений международной экономики 3
1.Сущность международной экономики. 3
2. Этапы формирования и развития международной экономки. 4
3. Структура современной международной экономики. 8
4. Основные показатели развития мирового хозяйства. 13
Тема 2. Система и среда развития международных экономических отношений 16
1.Сущность, объекты, субъекты, формы международных экономических отношений. 16
2.Международное разделение труда. 18
3.Среда международных экономических отношений. 22
4.Основные типы государств и их экономических объединений. 24
Тема 3. Международная торговля 28
1. Классические теории международной торговли 28
2.Сущность и формы международной торговли 33
3.Показатели международной торговли 36
4.Ценообразование в международной торговле 37
5.Государственное регулирование мировой торговли 40
Тема 4. Международное движение капитала 46
1.Сущность, причины и формы международного движения капитала 46
2.Международный кредит и его виды 48
3.Мировой рынок ссудных капиталов 50
4.Инвестиционный климат в Украине 51
Тема 5. Международная миграция рабочей силы 53
1. Сущность, история развития, причины международной трудовой миграции 53
2.Виды, типы и направления международной миграции рабочей силы 55
3. Последствия международной миграции рабочей силы 57
4.Регулирование международных миграционных процессов 58
Тема 6. Международное движение технологий 62
1.Основы развития международного движения технологий 62
2.Формы международного движения технологий 63
3.Регулирование международного движения технологий 66
Тема 7. Мировая валютная система 68
1.Понятие и структура мировой валютной системы 68
2.Понятие валюты, классификация валют, валютный курс и его формирование 70
3.Регулирование валютных отношений 74
4.Основные этапы эволюции МВС 76
5. Валютные рынки: виды и структура 80
Тема 8. Международная экономическая интеграция 83
1.Сущность и основные черты МЭИ 83
2.Формы МЭИ 84
3.Предпосылки и цели МЭИ 86
4.Основные интеграционные группировки мировой экономики 88
Тема 9. Интеграция Украины в современную мировую систему 94
1.Предпосылки и пути интеграции Украины в мировую систему 94
2. Перспективы участия Украины в европейских интеграционных процессах 97
3. Украина в интеграционных процессах восточноевропейских стран 101
Тема 10. Сущность международного бизнеса 105
1. Сущность и черты МБ, причины и цели его развития. 105
2. Этапы развития МБ. 108
3. Типы, виды и формы МБ. 112
4. Характерные черты современного МБ. 116

Работа содержит 1 файл

Ivanenko_I.A._Megdunarodnaya_ekonomika.rtf

— 2.07 Мб (Скачать)

Отличительными признаками МНК являются:

      1. наличие многонационального акционерного капитала;
      2. ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;
        1. наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка либо группы взаимосвязанных компаний;
        2. бессрочный характер существования МНК.

3) комплектование администрации иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия. (свойственно многим ТНК).

Границы между ТНК и МНК весьма размыты.

3.Глобальные корпорации представляют собой крупные и крупнейшие финансово-производственные научно-технологические, торгово-сервисные объединения. Глобальные корпорации концентрируют всю мощь современного мирового финансового капитала. Значительную долю международного производства, в том числе основную часть наукоемкого, контролируют приблизительно 500 наиболее мощных ТНК. В наибольшей степени к глобализации тяготеют химическая, электротехническая. Электронная, нефтяная, автомобильная, информационная и банковские отрасли.

Стратегия международной корпорации является глобальной, если для поведения компании на мировых рынках характерно:

  • рассмотрение рынка и конкуренции с мировых позиций;
  • хорошее знание своих конкурентов и методов ведения глобальной конкурентной борьбы;
  • осуществление своей деятельности в общемировом или крупном региональном масштабе;
  • направление значительной части своих прибылей на НИОКР, прежде всего на изучение высокотехнологичных производств;
  • интегрирование своих предприятий и производственных филиалов в единую международную сеть управления;
  • заключение интеграционных соглашений с другими ТНК.

В настоящее время принято выделять следующие виды международных корпораций:                

  • горизонтально интегрированные корпорации с предприятиями, выпускающими большую часть продукции (сеть предприятий “Fast Food”);
  • вертикально интегрированные корпорации, объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие сферы в производстве конечного продукта. В частности, в нефтяной промышленности добыча сырой нефти часто осуществляется в одной стране, рафинирование - в другой, а продажа конечных нефтепродуктов - в третьих странах;
  • диверсифицированные транснациональные корпорации, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией. Типичным примером корпорации такого типа является шведская корпорации Nestle, имеющая 95% своего производства за рубежом и занятая ресторанным бизнесом, производством продуктов питания, реализацией косметики, вин и т.д. Число таких компаний в последние годы быстро растет.

В практике современного МБ выработаны разнообразные, в том числе достаточно гибкие, формы МБ, числу которых относятся:

  • лицензионный договор - использование авторского права, товарного знака, патента;
  • сопроизводство - изготовление комплексного изделия или его компонент одним из зарубежных партнеров;
  • контракт-менеджмент - передача одним из партнеров другому ноу-хау в области менеджмента;
  • франчайзинг - выдача лицензии на определенную деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки;
  • стратегический альянс - формальный или неформальный союз, создаваемый с целью объединения ресурсов для решения задач реорганизации, повышения рыночной эффективности и т. д., либо достижения "эффекта масштаба", либо с другими целями;
  • совместное предприятие - одна из распространенных форм стратегичского альянса, сопряженная с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями;
  • многонациональная компания - наиболее "жесткая" форма международного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и/или других способах корпоративного контроля.

Международный стратегический альянс (МСА) - относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, которое предусматривает совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из них.

В широком смысле к МСА относятся функциональные соглашения (например, по совместным НИОКР, развитию производства, совершенствованию продукции, консорциумы и др.), соглашения об участии в активах как с созданием новой организации (например, совместные предприятия), так и без образования новой организации (взаимный обмен акциями, приобретение небольшой доли участия). Таким образом, МСА являются функциональными структурами, основанными на формальном или неформальном договоре. Организации-учредители осуществляют совместное управление и контроль за совместной деятельностью.

Международный стратегический альянс отличает: во-первых, происхождение партнеров по крайней мере из двух различных стран; во-вторых, стратегическая значимость для каждого партнера.

Согласно обследованию, проведенному американским экономистом Дж. Мурреем на основе базы данных журнала "Wall Street Journal", в 1989-1992 гг. фирмами США были образованы 778 стратегических альянсов, из которых 61% были международными, т.е. были созданы между американскими и иностранными фирмами. При классификации по странам и регионам примерно 57% из общего числа альянсов составляли соглашения между американскими фирмами, с одной стороны, и западноевропейскими либо японскими - с другой (примерно в равной пропорции). Самый неожиданный и "выдающийся", по словам Муррея, феномен конца 1980-х - начала 1990-х гг. - рост числа МСА с участием российских фирм: за исследуемый период примерно 10% всех МСА, созданных американскими фирмами, приходилось на союзы с участием российских партнеров.

Стратегическая значимость альянса для участников достигается за счет межорганизационных соглашений, которые:

  • компенсируют слабые стороны или создают конкурентные преимущества участников;
  • соответствуют долгосрочным стратегическим планам партнеров;
  • имеют целенаправленные "рациональные цели для связей одной фирмы с другой".

Международные стратегические альянсы играют заметную роль в жизнедеятельности ключевых отраслей мировой экономики. Это наглядно видно на примере распределения по отраслям МСА, базирующимся в США:  

производство компьютеров

7,3%

телекоммуникации

8,0%

фармацевтика

6,8%

индустрия развлечений

6,2%

добывающая промышленность

5,9%

автомобилестроение

5,4%

финансы

5,3%

продукты питания и напитки

4,6%

аэрокосмическая промышленность

4,1%

металлургия

4,0%

производство программных продуктов

2,6%

электроэнергетика, газо- и водоснабжение

1,9%


 

В Украине процес транснационализации развивают американские, немецкие, английськие, южнокорейские, российские и прочие мировые конгламераты. К сожалению, наша страна пока является только наблюдателем общемирового процесса интеграции и глобализации ТНК.

4. Характерные черты современного МБ.

Являясь мощным инструментом экономической интеграции страны в мировую экономику, а следовательно и инструментом глобализации, МБ в современных условиях определяется следующими характерными чертами:

1.Доступность и всеобщность. Хотя МБ и регулируется соответствующими законодательствами стран, он все больше и больше превращается в своего рода неотъемлемую возможность практически для любой фирмы почти каждой страны, принципиально изменяя стратегические и тактические перспективы фирм и открывая перед ними невиданные ранее потенциальные поля деловой активности. В то же время здесь есть, конечно, и свои ограничения.

2.Ступенчатость развития. Вхождение фирмы в МБ, как правило, начинается с простейших форм обычной зарубежной торговли и по мере развития достигает высшей формы мультинациональной корпорации. Суть этой особенности не сводится к естественному требованию накопления опыта и наращивания потенциала и само вхождение в МБ, и дальнейшие достижения в нем будут заставлять фирму преодолевать своего рода пороги: если на начальном этапе это как минимум порог, например, качественного уровня товаров фирмы и рациональности ее издержек, то по мере ее развития это и вопросы грамотного развития дистрибьюции, эффективного использования международных рынков капиталов и рабочей силы, грамотной работы с международными транспортными сетями и т. д.

3.Технологическая глобализация. Возможности компьютеризации, информатизации и телекоммуникаций принципиально изменили характер МБ, который в современных условиях приобрел три принципиально новые черты:

  • может эффективно осуществляться не выходя из офиса;
  • может осуществляться в режиме реального времени;
  • может с помощью телекоммуникаций охватывать все интересующие бизнес рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации и т. д.

4.Финансиаризация: финансовое содержание международных деловых операций, начиная от их замысла и кончая реальным результатом, становится сердцевиной МБ, тем своеобразным центром, вокруг которого вращаются все интересы, решения, стратегии.

Конечно, и до эпохи глобализации прибыль была главной целью МБ, но особенность нового периода заключается в том, что поиск и использование международных конкурентных преимуществ теперь стали жестко опираться на достижения финансового менеджмента, новейшие и многочисленные финансовые инструменты, вырастающие из гигантских возможностей мирового финансового рынка. Накладываясь на уникальные возможности компьютеризации и телекоммуникаций, финансиаризация стала, по существу, мерилом совершенства любого МБ.

5.Сложное взаимодействие национального и интернационального. С одной стороны, глобализация явно ведет к конвергентным процессам: начиная от джинсов, телевизоров и гамбургеров до формирования некоей мультинациональной деловой культуры, определенные принципы и правила которой разделяются практически большинством серьезных бизнесменов мира. Но, с другой стороны, нарастает национальная и культурная дифференциация, которая в крайних формах национализма и/или религиозной нетерпимости проявляется в тяжелых конфликтных формах; очевидно совершенно естественное стремление народов и этнических общностей сохранить свои культурные и национальные ценности, установки, стереотипы поведения, защитить их от размывающего влияния некоей усредненной (в основном, конечно, американской) массовой культуры. Зачастую это стремление принимает формы разного рода ограничений и запретов именно на международную экономическую деятельность в той или иной стране.

Эффективная стратегия любой фирмы (за редким исключением) в эпоху глобализации должна сочетать в себе максимальное использование национального везде, где это можно. Во всех крупнейших и даже средних центрах бизнес-подготовки в мире столь большое внимание уделяется сегодня дисциплинам страноведческого и национально-культурного циклов. Эти знания востребованы сегодня передовой практикой МБ, а она-то и является в этом смысле наиболее объективным критерием и существования самой проблемы, и ее реальной значимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Література до курсу

"Міжнародна економіка"

 

Основна література:

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: ИКТЦ "Маркетинг", 2001.- 340 с.
  2. Киреев А.П. Международная экономика. Ч.1., Ч2.- М.: "Международные отношения", 2001.- 416 с.
  3. Мировая экономика. Под ред. Ломакина. - М.: Издательский центр “Анкил”, 1995.
  4. Румянцев А.П., Румянцева Н.С. Міжнародна економіка: Короткий конспект лекцій. - К.: МАУП, 1999. - 104 с.
  5. Філіпенко А.С., Вергун В.А., Бураківський І.В. та ін. Економіка зарубіжних країн.-Київ: Либідь, 1996.

 

Додаткова література:

  1. Басовский Л.Е. Мировая экономика.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 208 с.
  2. Федосеева Г.А. Мировая экономика м международные экономические отношения. Практикум. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 352 с.
  3. Україна і світове господарство: взаємодія на межі століть / А.С.Філіпенко, В.С.Будкін, А.С. Гальчинський та ін.- К.:"Либідь", 2002.- 470 с.
  4. Международные экономические отношения / Рыбалкин В.Е., Щербанин Ю.А., Балдин Л.В. и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 503 с.
  5. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономичекие отношения. - М.: "Финансы и статистика", 2001. - 144 с.
  6. Міжнародні валютно-кредитні відносини / Філіпенко А.С., Мазуренко В.І., Сікора В.Д. - К.: "Либідь", 1997. - 208 с.
  7. Устинов И.Н. Мировая торговля: статистическо-аналитический справочник. - М.:ОАО "НПО "Изд-во "Экономика", 2000. - 356 с.
  8. Толкачев С.А. Международная экономика: теория и практика. - М.: Компания Спутник, 2001. - 178с.
  9. Світова економіка: Підручник / А.С.Філіпенко, О.І.Рогач, О.І.Шнирков та ін.- К.:Либідь, 2000. - 582с.
  10. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебное пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2001. - 256с.
  11. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. - Москва: ИНФРА-М, 2001. - 446с.
  12. Козик В.В., Панкова Л.А., Даниленко Н.Б. Міжнародні економічні відносини: Навч. Посіб. - К.: Знання-Прес, 2002. - 406 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

питання до іспиту

з диспипліни “Міжнародна економіка”

 

  1. Визначення міжнародної економіки, міжнародної мікро- та макроекономіки.
  2. Світове господарство та його основні риси
  3. Етапи формування і розвитку міжнародної економіки
  4. Особливості міжнародної економіки на сучасному етапі
  5. Функціональна структура  міжнародної економіки
  6. Характеристика товарів, що торгуються, та товарів, що не торгуються
  7. Фактори виробництва, їх категорії та типи. Міжнародна мобільність факторів виробництва
  8. Організаційно-інституційна структура міжнародної економіки
  9. Основні показники розвитку світового господарства
  1. Визначення міжнародних економічних відносин, їх основні форми та особливості
  2. Об'єкти та суб'єкти міжнародних економічних відносин
  3. Сутність та форми міжнародного поділу праці
  4. Основні типи міжнародних ринків
  5. Чинники формування та розвитку міжнародного поділу праці
  6. Міжнародна спеціалізація виробництва
  7. Міжнародна кооперація виробництва
  8. Показники розвитку міжнародного поділу праці
  9. Середовище міжнародних економічних відносин та його основні елементи
  10. Основні типи держав та їх економічних об'єднань
  1. Теорія меркантилізму (сутність, переваги, недоліки)
  2. Теорія абсолютних переваг А. Сміта (сутність, переваги, недоліки)
  3. Теорія порівняльних переваг Д. Рікардо (сутність, переваги, недоліки)
  4. Теорія співвідношення факторів виробництва Хекшера-Оліна (сутність, переваги, недоліки)
  5. Парадокс Леонтієва (сутність, переваги, недоліки)
  6. Альтернативні теорії міжнародної торгівлі
  7. Сутність і форми міжнародної торгівлі
  8. Показники міжнародної торгівлі
  9. Зустрічна торгівля та її різновиди
  10. Ціноутворення в міжнародній торгівлі
  11. Державне регулювання світової торгівлі
  1. Сутність, причини і форми міжнародного руху капіталу
  2. Прямі та портфельні іноземні інвестиції
  3. Міжнародний кредит та його основні види
  4. Світовий ринок позичкових капіталів
  5. Інвестиційний клімат в Україні (значення для економіки, сучасний стан, способи покращення)
  1. Сутність, історія розвитку та причини міжнародної трудової міграції
  2. Види, типи та напрямки міжнародної міграції робочої сили
  3. Наслідки міжнародної міграції робочої сили (для країн-експортерів та для країн-імпортерів)
  4. Регулювання міжнародних міграційних процесів
  1. Сутність, передумови та канали міжнародного руху технологій
  2. Форми міжнародного руху технологій
  3. Регулювання міжнародного руху технологій
  1. Поняття і структура світової валютної системи
  2. Сутність поняття „валюта”, класифікація валют
  3. Валютний курс і чинники, що на нього впливають
  4. Регулювання валютних відносин
  5. Основні етапи еволюції міжнародних валютних систем
  6. Валютні ринки: види і структура
  1. Сутність і основні риси міжнародної економічної інтеграції
  2. Форми міжнародної економічної інтеграції
  3. Передумови і цілі міжнародної економічної інтеграції
  4. Основні інтеграційні угрупування світової економіки
  1. Передумови і шляхи інтеграції України у світову систему
  2. Перспективи участі України в європейських інтеграційних процесах
  3. Україна в інтеграційних процесах східноєвропейських країн
  1. Сутність міжнародного бізнесу, причини і цілі його розвитку
  2. Етапи розвитку міжнародного бізнесу
  3. Типи, види і форми міжнародного бізнесу
  4. Характерні риси сучасного міжнародного бізнесу

Информация о работе Лекции по "Международной єкономике"