Лекции по "Международной єкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:49, курс лекций

Описание работы

Цель курса “Международная экономика”: изучение теоретических основ мировой экономики, специфики формирования, особенностей и тенденций современного развития.
Предметом теории международной экономики являются:
Законы, закономерности, тенденции и особенности функционирования и развития в международном масштабе рыночной системы хозяйствования.
Закономерности формирования совокупного спроса и совокупного предложения на товары и факторы производства, находящиеся в международном обороте.

Содержание

Тема 1. Характеристика основных понятий и положений международной экономики 3
1.Сущность международной экономики. 3
2. Этапы формирования и развития международной экономки. 4
3. Структура современной международной экономики. 8
4. Основные показатели развития мирового хозяйства. 13
Тема 2. Система и среда развития международных экономических отношений 16
1.Сущность, объекты, субъекты, формы международных экономических отношений. 16
2.Международное разделение труда. 18
3.Среда международных экономических отношений. 22
4.Основные типы государств и их экономических объединений. 24
Тема 3. Международная торговля 28
1. Классические теории международной торговли 28
2.Сущность и формы международной торговли 33
3.Показатели международной торговли 36
4.Ценообразование в международной торговле 37
5.Государственное регулирование мировой торговли 40
Тема 4. Международное движение капитала 46
1.Сущность, причины и формы международного движения капитала 46
2.Международный кредит и его виды 48
3.Мировой рынок ссудных капиталов 50
4.Инвестиционный климат в Украине 51
Тема 5. Международная миграция рабочей силы 53
1. Сущность, история развития, причины международной трудовой миграции 53
2.Виды, типы и направления международной миграции рабочей силы 55
3. Последствия международной миграции рабочей силы 57
4.Регулирование международных миграционных процессов 58
Тема 6. Международное движение технологий 62
1.Основы развития международного движения технологий 62
2.Формы международного движения технологий 63
3.Регулирование международного движения технологий 66
Тема 7. Мировая валютная система 68
1.Понятие и структура мировой валютной системы 68
2.Понятие валюты, классификация валют, валютный курс и его формирование 70
3.Регулирование валютных отношений 74
4.Основные этапы эволюции МВС 76
5. Валютные рынки: виды и структура 80
Тема 8. Международная экономическая интеграция 83
1.Сущность и основные черты МЭИ 83
2.Формы МЭИ 84
3.Предпосылки и цели МЭИ 86
4.Основные интеграционные группировки мировой экономики 88
Тема 9. Интеграция Украины в современную мировую систему 94
1.Предпосылки и пути интеграции Украины в мировую систему 94
2. Перспективы участия Украины в европейских интеграционных процессах 97
3. Украина в интеграционных процессах восточноевропейских стран 101
Тема 10. Сущность международного бизнеса 105
1. Сущность и черты МБ, причины и цели его развития. 105
2. Этапы развития МБ. 108
3. Типы, виды и формы МБ. 112
4. Характерные черты современного МБ. 116

Работа содержит 1 файл

Ivanenko_I.A._Megdunarodnaya_ekonomika.rtf

— 2.07 Мб (Скачать)

Это очень аспект, поскольку в условиях рыночной экономики отличия в законодательстве стран могут привести к росту стоимости коммерческих операций от затрат, связанных с необходимотсью получения информации о законодательстве, до затрат на выполнение его требований. Т.о. отличия в законодательстве можно рассматривать как нетарифные барьеры в международных инвестициях и торговле. Следует отметить, что европейскими странами-членами ЕС было принято около 300 нормативных актов, направленных на сближение их законодательств по вопросам свободного движения капиталов,  товаров, услуг на территории ЕС.

Европейская Комиссия считает, что для Украины необходимо сближение законодательства в 9 отраслях, среди которых: законодательство по внешней торговле и иностранным инвестициям; законодательство о банках, банковской деятельности, ценных бумагах, фондовой бирже, страховании, валютном регулировании.

3.Уровень международной конкурентоспособности основной массы украинских предприятий на сегодня отстает от уровня ЕС. Достаточно полную информацию о конкурентоспособности украинской экономики дает знакомство с материалами мирового отчета о конкурентоспособности отдельных национальных экономик за 2005 год, составленного специалистами организации Всемирного экономического форума (WEF). В сводном рейтинге Украина занимает 84 место из 117, уступая Пакистану (83), Молдове (82) и Вьетнаму (81).

4. Согласно с Маастрихтским Договором к странам, которые претендуют на вступление в ЕС, предъявляются  достаточно жесткие экономические требования, выполнить которые Украина еще долго будет не в состоянии.

Основные из них:

  • Ограничения по бюджетному дефициту: как свидетельствует мировой опыт, относительно безопасным является бюджетный дефицит в размере 2-3% ВВП, как указано в Маастрихтском Договоре. Сейчас дефицит госбюджета Украины превышает этот предел (3,4% в 2004 г.), а сократить его можно только при одном условии - обеспечить устойчивый экономический рост, что достаточно проблематично;
  • По требованию ЕС соотношение внешнего государственного долга к ВВП не должно превышать 60%. В украине это соотношение на 31.12.2005 составило  Государственный внешний долг Украины ($8,7 млрд. по итогам 2005 г., уменьшился на 1,2% по сравнению с предыдущим годом, что обусловлено снижнием курса доллара и евро по отношению к гривне) хоть и не превысил эту отметку, но в перспективе, очевидно, будет расти. Кроме того, известно, что основным источником покрытия внешней задолженности являются экспортные поступления, которые в Украине последнее время не только не увеличиваются, а наоборот уменьшаются;
  • Темп инфляции не должен превышать 3,3% годовых. В Украине этоит показателдь, как известно, значительно выше. Так, в 2005 г. инфляция составила более 10,3%. За этим показателем Украина отстает от многих восточноевропейских стран.

5.К странам, желающим вступить в ЕС, предьявляются требования к состоянию их финансовых систем. В первую очередь это касается восточноевропейских стран, в том числе и Украины, что связано со снижением для Евросоюза затрат на его потенциальное расширение. Так, по западным расчетам, прием стран Восточной Европы стоил бы ЕС приблизительно 60 млрд. ЄКЮ в год, т.е. требовал бы увеличения бюджета ЕС вдвое и отказ от финансирования многих приоритетных проэктов. Западные экономисты подсчитали, что для приема в ЕС новых членов дополнительно нужно было 150 млрд. долл. США на год.

6.Также серьйозной преградой на пути к ЕС становится необходимость выделения в таком же объеме, как и на Западе, средств на охрану окружающей среды, социальную безопасность и др. Так, например, выполнения всех этих требований для Польши стоило 40 млрд. долл. США.

7.Кроме приведенных критериев, необходимо отметить, что существует  большая разница в национальной прибыли на душу населения в бывших социалистических стран и странах ЕС. Среди ассоциированных стран Восточной Европы только Словения приближается к уровню Греции (самой бедной страны ЕС). Разница в уровнях прибыли является серьозной проблемой на пути вступления Украины в ЕС.

По мере возможности Украина медленно, но все-таки делает постепенные шаги к интеграции в ЕС. Первым из них стало законодательное урегулирование со стороны Украины своих отношений с Европейским Сообществом и государствами -членами путем подписания Договора о партнерстве и сотрудничестве (ДПС) от 14 июня 1994 г. (который заменил Договор о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве, который Европейское Сообщество  и СССР подписали в 1989 г.). В экономическом аспекте ДПС является важным шагом к привлечению Украины к правовому полю единого европейского рынка и ГАТТ/ВТО. Положения ДПС, регулирующие вопросы перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов в значительной степени определят правовое поле регулирования соответствующих отношений, влияя на внутреннее законодательство обеих Сторон и особенно Украины, поскольку нормативные акты ЕС в основном отвечают всем правилам, определенным в ДПС.

Одним из следующих шагов на пути интеграции в ЕС должны стать вступление Украины в Всемирную организацию торговли (ВТО), членами которой уже является 81 страна мира. Прямыми общеэкономическими последствиями от членства Украини в этой организации будут обеспечение гарантованного доступа к мировым рынкам товаров, работ, услуг за счет получения соответствующих прав для защиты своих интересов на мировых рынках, значительное расширение объемов привлекаемых иностранных инвестиций и защита интересов национального товаропроизводителя. Членство Украины в ВТО является предпосылкой начала переговоров с ЕС об ассоциированном членстве.

На первом заседании Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом, которое состоялось в середине 1998 г. в Люксембурге, впервые официально было заявлено о попытках Украины получить статус ассоциированного члена в ЕС. Договором о ЕС предусмотрены два типа ассоциированного членства, один з которых четко определяет возможность страны в будущем стать полноправным членом ЕС, а другой не предусматривает такой возможности. Добиваясь сразу статуса ассоциированного членства в ЕС, Украина, прежде всего, расчитывает на юридическое признание со стороны ЕС возможности для страны при определенных условиях стать полноправным членом.

Т.о. Украина находится только на первой институциональной ступени в построении отношений с ЕС - заключении договора о партнерстве и сотрудничестве. Это наиболее простая форма взаимодействия, которую от полного членства отделяют еще две ступени - договор о свободной торговле и статус ассоциированного члена ЕС.

На сегодняшнем этапе развитие сотрудничества Украины с ЕС охватывает около 30 отраслей народнохозяйственного комплекса. ЕС является вторым после СНГ торговым партнером Украины и наибольшим источников финансовой помощи. Товарооборот Украины с ЕС составил в 1999 г. более 50% общего объема ее торговли со всеми странами Европы. Украина экспортирует в ЕС в основном металлоизделия, продукцию химической и горной промышленности. Вторая крупная группа экспортных товаров - это текстиль, транспортное, машинное, энергетическо оборудование. По всем этим товарным группам Украина объективно является торговым конкурентом несольких стран ЕС. Например, экспорт украинськой стали и проката сталкивается с серьезным протистоянием со стороны Германии (собственный потенциал которой 50 млн. т в год), Италии (25 млн. т), Франции (20 млн. т), Великобритании (19 млн. т), Испании (13 млн. т) и Бельгии (11 млн. т). Аналогичная ситуация и на рынках химикатов, текстиля, строительных материалов, сахара и ряда других продовольственных товаров.

Процесс интеграции в Европейский Союз достаточно длительный и трудный, и одних деклараций о выборе европейского пути развития для его достижения недостаточно. Из-за большого количества неразрешенных проблем Украина в очереди кандидатов в ЕС оказалась даже после Боснии и Македонии, т.е. так далеко, как это только можно себе представить. Это подтверждают и результаты Хельсинского саммита глав стран-членов ЕС. На нем вопрос о вступлении Украины в вышуказанное объединение практически не рассматривался. Украиская тема на саммите фактически звучала как в 1994 г. Основная причина в том, что Украина практически не продвинулся в направлении осуществления рыночных реформ и демократической трансформации общества.

На современном этапе, вместе с демократизацией общества, Украине необходимо осуществить полную финансовую стабилизаци экономики, завершить приватизацию, а также начать осуществление ряда мер по приближенияю своего законодательства об иностранных инвестициях, валютном регулировании, регулювании фондового рынка к европейскому, с чем будут связаны определенные дополнительные затраты. Украине нужно развивать внутренний рынок капиталов, создавать привлекательный для иностранных инвесторов инвестиционный климат, а также самой выходить на международные финансовые рынки. Все это, в конечном счете, должно создать благоприятную рыночную среду для эффективного функционирования предприятий разных форм собственности в производстве и сфере услуг, что стане предпосылкой экономического подьема.

3. Украина в интеграционных процессах восточноевропейских стран

Интеграционные процессы стран Восточной Европы после II Мировой  войны развивались преимущественно в рамках СЭВ - Совета Экономической Взаимопомощи - межправительственной организации социалистических стран. СЭВ был создан в 1949 г. (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, ССРР и Чехословакия). В том же году вступила Албания (вышла в 1961 г.), в 1950 г. - Восточная Германия, в 1962 г. - Монголия, 1972 - Куба, 1978 - Вьетнам. В разные периоды и на разных уровнях с СЭВ сотрудничали Югославия, Китай, Ангола, Лаос, Эфиопия, Финляндия, Ирак, Мексика и др., а также международные экономические организации.

СЭВ представляла собой высокоинтегрированное обьединение, развивавшееся по законам и в пределах МРТ. Общий кризис социалистической системы хозяйствования и геополитические изменения привели к самоликвидации СЭВ в 1991 г. Проявились основные недостатки механизмов социалистической интеграции:

  • идеологизация экономических взаимоотношений, которая привела к самоизоляции СЭВ;
  • экстенсивные подходы с ориентацией на валовые показатели развития;
  • преимущественно межотраслевое разделение труда, сверхспециализация одельных отраслей;
  • формальное использование рыночных регуляторов, особенно при обеспечении условий функционирования расчетной денежной единицы;
  • монополизация государственных внешнеэкономических связей, блокировавшая  участие в экономическом сотрудничестве непосредственно производителей.

Доминирующим политическим фактором несостоятельности СЭВ стал распад СССР, а экономическим - переход от преимущественно бартерной торговли к расчетам в СКВ.

В 90-е годы развитие интеграционных процессов восточноевропейских стран характеризуется широкой многовариантностью, как например:

  • создание новых, субрегиональных интеграционных объединений. С 1990 г. Литва, Латвия, Эстония договариваются о поэтапном создании Балтийского Рынка, а с 1991 г. они создают Таможенный Союз.
  • с 1993 г. действует соглашение о свободной торговле между странами Вышеградской четверки (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия);
  • создание в 1992 г. Карпатского Еврорегиона охватывает отдельные территории Украины (ассоциированный член), Польши, Венгрии, Словакии
  • Черноморская зона экономического сотрудничества (декларацию о ее создании в 1992 г. подписали Албания, Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, Греция, Россия, Румыния, Турция, Украина.
  • интеграция на корпоративном уровне для сохранения рациональных связей стран бывшего СССР и СЭВ, что не исключает транснациональную интеграцию в отдельных, наиболее взаимозависимых отраслях.

Отдельного внимания заслуживает оценка возможностей экономической интеграции на основе Содружества Независимых Государств (СНГ), куди вошли все страны-бывшые республики СССР, кроме стран Балтии, - в 1993 г. страны подписали соглашение о создании Экономического Союза (Украина - ассоциированный член).

Главные цели Союза:

  • формирование условий стабильного развития стран-участниц;
  • поэтапное создание общего экономического пространства на основе рыночных отношений;
  • обеспечение равных возмоностей для всех хлзяйствующих субьектов;
  • реализация общих экономических проэктов;
  • решение актуальных социально-экономических задач.

Сотрудничество со странами СНГ является одним из наиболее приоритетных направлений во внешнеторговой деятельности Украины, что обусловлено  историческими связями, взаимосвязью экономик, подобием экономических проблем. Перспективным направлением развития внешней торговли со странами СНГ является налаживание прямых связей с отдельными ее регионами. Такие связи уже развиваются с Башкорстаном, Татарстаном, Дагестаном, Бурятией, Якутитей, Санкт-Петербургом.

В пределах СНГ существуют условия для дальнейшего развития торговли с Беларусией и Молдовой, а также углубление отношений со странами Центральной Азии, прежде всего с Узбекистаном, Туркменистаном, Казахстаном, которые обладают большими природными ресурсами (топливно-энергетическими и минерально-сырьевыми). Среди других стран СНГ привлекательны связи со странами Закавказья, которые способствуют выходу Украины на рынки Центральной Азии и Ближнего Востока.

Информация о работе Лекции по "Международной єкономике"