Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:49, курс лекций
Цель курса “Международная экономика”: изучение теоретических основ мировой экономики, специфики формирования, особенностей и тенденций современного развития.
Предметом теории международной экономики являются:
Законы, закономерности, тенденции и особенности функционирования и развития в международном масштабе рыночной системы хозяйствования.
Закономерности формирования совокупного спроса и совокупного предложения на товары и факторы производства, находящиеся в международном обороте.
Тема 1. Характеристика основных понятий и положений международной экономики 3
1.Сущность международной экономики. 3
2. Этапы формирования и развития международной экономки. 4
3. Структура современной международной экономики. 8
4. Основные показатели развития мирового хозяйства. 13
Тема 2. Система и среда развития международных экономических отношений 16
1.Сущность, объекты, субъекты, формы международных экономических отношений. 16
2.Международное разделение труда. 18
3.Среда международных экономических отношений. 22
4.Основные типы государств и их экономических объединений. 24
Тема 3. Международная торговля 28
1. Классические теории международной торговли 28
2.Сущность и формы международной торговли 33
3.Показатели международной торговли 36
4.Ценообразование в международной торговле 37
5.Государственное регулирование мировой торговли 40
Тема 4. Международное движение капитала 46
1.Сущность, причины и формы международного движения капитала 46
2.Международный кредит и его виды 48
3.Мировой рынок ссудных капиталов 50
4.Инвестиционный климат в Украине 51
Тема 5. Международная миграция рабочей силы 53
1. Сущность, история развития, причины международной трудовой миграции 53
2.Виды, типы и направления международной миграции рабочей силы 55
3. Последствия международной миграции рабочей силы 57
4.Регулирование международных миграционных процессов 58
Тема 6. Международное движение технологий 62
1.Основы развития международного движения технологий 62
2.Формы международного движения технологий 63
3.Регулирование международного движения технологий 66
Тема 7. Мировая валютная система 68
1.Понятие и структура мировой валютной системы 68
2.Понятие валюты, классификация валют, валютный курс и его формирование 70
3.Регулирование валютных отношений 74
4.Основные этапы эволюции МВС 76
5. Валютные рынки: виды и структура 80
Тема 8. Международная экономическая интеграция 83
1.Сущность и основные черты МЭИ 83
2.Формы МЭИ 84
3.Предпосылки и цели МЭИ 86
4.Основные интеграционные группировки мировой экономики 88
Тема 9. Интеграция Украины в современную мировую систему 94
1.Предпосылки и пути интеграции Украины в мировую систему 94
2. Перспективы участия Украины в европейских интеграционных процессах 97
3. Украина в интеграционных процессах восточноевропейских стран 101
Тема 10. Сущность международного бизнеса 105
1. Сущность и черты МБ, причины и цели его развития. 105
2. Этапы развития МБ. 108
3. Типы, виды и формы МБ. 112
4. Характерные черты современного МБ. 116
5.Снижение риска. Снижение рисков в процессе международной интеграции достигается путем страновой (региональной) диверсификации операций, выхода на новые перспективные рынки, использования более разнообразных каналов сбыта. С другой стороны, возможно снижение риска капиталовложений при вовлечении в кооперацию партнеров из числа национальных инвесторов.
Действуя в рамках альянса, фирма может достичь договоренности с партнером о разделении рынка на сферы влияния. С другой стороны, альянс, в сравнении с фирмой, действующей в одиночку, может уменьшить риск каждого из партнеров путем распределения этапов большого проекта между несколькими участниками, диверсификации номенклатуры товаров, обеспечения быстрого вхождения в рынок и более коротких сроков окупаемости, снижения затрат.
2. Этапы развития МБ.
Американский исследователь Р. Робинсон разделил историческое развитие МБ за пять последних веков на четыре эры:
1. Коммерческая эра (1500-1850 гг.)
Начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой XIX в. поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был той мощнейшей движущей силой, которая более трехсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Параллельно развивалась достаточно большая сфера, которую на современном языке можно было бы назвать бизнес-сервисом собственно МБ от инвестиционного и страхового (финансирование торговых экспедиций и страхование их) до инфраструктур (развитие складского и транспортного хозяйства). Также мощный толчок получила промышленность европейских стран: от судостроения и металлообработки до переработки иностранного сырья. Все это в значительно большей мере касалось таких передовых в смысле развития МБ стран, как Англия, Голландия, Испания, Германия, Франция, но в той или иной мере затронуло практически все европейские страны.
Эра коммерции впервые высветила и поставила перед предпринимателями развитых европейских государств следующие ключевые вопросы международного менеджмента (как системы управления международным бизнесом):
2. Эра экспансии (1850-1914 гг.)
Идет окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного индустриального развития европейских стран, а позднее США, вызванного промышленной революцией начала XIX в. и последующими достижениями технологического развития. Именно эти достижения и массовое индустриальное производство повернули развитые страны от вывоза экзотических заморских товаров к добыче сырья и систематическому плантационному хозяйству в колониальных регионах как к более выгодным и экономически перспективным сферам зарубежного бизнеса. Коренное изменение характера полезности колоний в свою очередь повело к резкому росту их значимости для индустриального развития Европы. Значительную часть своих конкурентных преимуществ развитые европейские страны, и в первую очередь Англия и Франция, черпали именно в дешевом сырье, производимом в их колониях. Но это в свою очередь требовало инвестиций уже в развитие колониальной сырье производящей индустрии. Одновременно росла и роль государственного колониального управления: защита колоний от внешней угрозы и сохранение самого колониального режима требовали от метрополий согласованных действий власти и национального бизнеса на территории колонии. Поскольку же в него уже начали вовлекаться массы работников-туземцев, а вывоз в колонии квалифицированной рабочей силы из метрополий был экономически невыгоден, то со всей остротой встали вопросы учета местных культурных особенностей, образования и социальных проблем местного населения.
Для МБ во второй эре своего развития уже были характерны главные мотивы его существования и развития, сохранившиеся и до наших дней:
3. Эра концессий (1914-1945 гг.)
В этот исторический период между двумя войнами качественно изменилась роль крупнейших компаний, оперировавших на колониальных рынках. Компании-концессионеры превращаются в своего рода автономные экономические государства, осуществляющие производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные, а нередко и полицейские функции не только для своих работников, но зачастую и для всех жителей прилежащих к их концессиям районов. На концессионных предприятиях происходит формирование значительного слоя туземных менеджеров среднего звена, которых специально обучали, нередко на предприятиях и в учебных заведениях самой метрополии. Одновременно растет и национальное самосознание колониальных народов.
Второй Великая депрессия 1929-1932 гг.: она со всей остротой поставила вопрос об эффективности МБ в соотношении с внутристрановым, и интернационализация использования людских ресурсов (столь характерная для эры глобализации) впервые заявила о себе именно в эти годы. Именно тогда отмечены первые массовые появления рабочих из Азии, Африки и Латинской Америки на предприятиях стран Запада.
Концессионная эра подготовила почву для самоопределения колониальных и полуколониальных стран в экономическом плане, а Вторая мировая война дала мощный политический импульс этим процессам. С другой стороны, такие явления, как интернационализация мирового рынка рабочей силы и обостряющееся соперничество на мировых рынках сырья, полуфабрикатов и готовых изделий, главные участники которого стараются приобрести конкурентные преимущества, используя возможности все более сложной структуры МБ, означали продвижение не только к следующей эре национальных государств, но и в известном смысле к глобализации бизнеса в целом.
4. Эра национальных государств (1945-1970 гг.)
Для этой эры характерны:
1) становление и бурное развитие десятков новых национальных государств, получивших в наследие от концессионной эры до известной степени развитый экономический базис и некоторую кадрово-технологическую структуру;
2) все пороки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем.
При всех издержках, а нередко и драматичных поворотах этого развития именно оно дало первоначальный толчок невиданному взрывному расширению МБ: ведь относительно закрытые для внешнеэкономической деятельности колониальные империи в исторически кратчайший срок превратились во множество самостоятельных игроков на внешнем рынке, активно ищущих рынки сбыта традиционных продуктов своего экспорта и столь же активных реципиентов для любого рода инвестиционных вливаний. Поскольку же активные акции на внешнем рынке требовали сами по себе значительной финансовой поддержки, то этот неадекватный спрос на финансовые услуги резко подтолкнул развитие международных рынков капиталов, появление и развитие ряда новых финансовых инструментов, рост сферы международного аудита и консалтинга.
С другой стороны, наиболее мощные американские корпорации, используя все преимущества доминирующего положения США в послевоенном мире, впервые практически осуществили прорыв к мультинациональному бизнесу, то есть к качественно новой ступени развития МБ фирмы, когда весь мир становится, по существу, ареной ее конкурентной борьбы и сферой фирменных интересов.
Дальнейшее развитие мультинациональности в международном бизнесе шло, с чисто внешней точки зрения, просто по пути возрастания числа МНК, хотя уже в 70-е, и тем более 80-е гг., здесь наблюдается интересный качественный прорыв: в число крупнейших МНК входят фирмы развивающихся стран, причем находящихся на различных ступенях своего развития: Южной Кореи, Филиппин, Индии, Тайваня и т. д. Но внутреннее содержание этого процесса как раз и подготовило переход МБ к наиболее высокой (на данный момент) точке его развития глобализации.
Эра глобализации (начиная с 70-х гг. ХХ в.)
Этот период развития цивилизации вообще и МБ в частности проходит под знаком революционных технологических изменений, вслед за которыми, естественно, идут экономические, социальные и политические перемены. Компьютерная революция и мощное развитие телекоммуникаций практически неузнаваемо изменили лицо всех традиционных технологий, выведя их на качественно новый уровень, и понятно, что первые и самые главные плоды этого процесса пожали и пожинают промышленно развитые страны. К сожалению, во многих случаях разрыв между ними и более отсталыми странами увеличивается и соответственно растет напряженность в отношениях. Не выдержав научно-технического соревнования с развитыми странами, рухнула мировая коммунистическая система, а единственный ее оставшийся крупный бастион Китай выжил и развивается только потому, что это обеспечивает симбиоз рынка и социализма при мощной поддержке Запада и Японии, которым коммунистический режим гарантирует стабильность и безопасность их инвестиций и доходов. Что же касается остального коммунистического сообщества, то оно (за самым малым исключением) дружно вышло в сферу свободного (а значит, и международного) рынка, увеличив территорию свободного МБ на 1520% и население, им охватываемое, почти на 300 млн чел. Сегодня на Земле практически не осталось закрытых для МБ зон и тем. Тем важнее более внимательно проанализировать характерные черты этого периода развития.
Реальная глобализация в конечном итоге характеризуется тем, что международные экономические связи охватили практически все страны планеты и каждая из них в той или иной мере зависит от МБ. Последствия этого двояки: с одной стороны, страна может пользоваться всеми его благами, не испытывая отрицательных последствий отсутствия в ней тех или иных ресурсов, возможностей и т. д. Но, с другой стороны, естественной платой за это становится и существенная зависимость страны от состояния мировых рынков в целом: нельзя пользоваться только благами интеграции в мировую экономику, приходится одновременно нести и риски этого процесса (что в полной мере почувствовала на себе Россия в период кризиса 1998 г.: каковы бы ни были ошибки правительства в период реформ, но было бы несправедливым отрицать и роль мирового финансового кризиса в том, что произошло с российской экономикой летом 1998 г.).
3. Типы, виды и формы МБ.
В зарубежной экономической литературе можно встретить множество определений международных компаний: многонациональные корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные компании, глобальные компании и др. Так, известный маркетолог Ф. Котлер по организационным принципам выделяет именно эти четыре типа международных компаний (рис.10.1).
1.Транснациональные корпорации (ТНК) (transnational corporation) - это национальные монополии с зарубежными активами, производственная и торгово-сбытовая деятельность которых выходит за пределы одного государства.
ТНК занимают ведущее место в мире. В 1995 г. число таких компаний превысило 39 тыс., по сравнению с 7 тыс. в 1970 г. Они контролируют треть промышленных активов мира. Основная хозяйственная деятельность ТНК сосредоточена в странах базирования, на которые приходится 2/3 активов. На начало третего тысячелетия международное производство товаров и услуг в рамках ТНК составило 7% мирового ВВП. Ядро мировой хозяйственной системы составляют приблизительно 500 ТНК, владеющие почти неограниченной экономической властью. При этом в развитых странах в каждой орасли доминирующее положение занимают только два-три супергиганта, конкурирующие между собой на рынках всех стран.
Правовой режим ТНК предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах посредством образования в них филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок, услуг потребителям и др. В целом они составляют единый крупный производственный комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя. В то же время филиалы и дочерние компании могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием страны базирования.
2. Многонациональные корпорации (МНК) (multinational corporation or multinational company or multinational enterprise) - это международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. В качестве примера такой компании обычно приводится англо-голландский концерн и Royal Dutch Shell, существующий с 1907 г. современный капитал этой компании делится в пропорции 60:40. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания АВВ (Asia Brown Bovery), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии; американско-швейцарская банковская группа Credit Suisse First Boston; англо-голландская компания Unilever, Philips и др.