Лекции по "Международной єкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:49, курс лекций

Описание работы

Цель курса “Международная экономика”: изучение теоретических основ мировой экономики, специфики формирования, особенностей и тенденций современного развития.
Предметом теории международной экономики являются:
Законы, закономерности, тенденции и особенности функционирования и развития в международном масштабе рыночной системы хозяйствования.
Закономерности формирования совокупного спроса и совокупного предложения на товары и факторы производства, находящиеся в международном обороте.

Содержание

Тема 1. Характеристика основных понятий и положений международной экономики 3
1.Сущность международной экономики. 3
2. Этапы формирования и развития международной экономки. 4
3. Структура современной международной экономики. 8
4. Основные показатели развития мирового хозяйства. 13
Тема 2. Система и среда развития международных экономических отношений 16
1.Сущность, объекты, субъекты, формы международных экономических отношений. 16
2.Международное разделение труда. 18
3.Среда международных экономических отношений. 22
4.Основные типы государств и их экономических объединений. 24
Тема 3. Международная торговля 28
1. Классические теории международной торговли 28
2.Сущность и формы международной торговли 33
3.Показатели международной торговли 36
4.Ценообразование в международной торговле 37
5.Государственное регулирование мировой торговли 40
Тема 4. Международное движение капитала 46
1.Сущность, причины и формы международного движения капитала 46
2.Международный кредит и его виды 48
3.Мировой рынок ссудных капиталов 50
4.Инвестиционный климат в Украине 51
Тема 5. Международная миграция рабочей силы 53
1. Сущность, история развития, причины международной трудовой миграции 53
2.Виды, типы и направления международной миграции рабочей силы 55
3. Последствия международной миграции рабочей силы 57
4.Регулирование международных миграционных процессов 58
Тема 6. Международное движение технологий 62
1.Основы развития международного движения технологий 62
2.Формы международного движения технологий 63
3.Регулирование международного движения технологий 66
Тема 7. Мировая валютная система 68
1.Понятие и структура мировой валютной системы 68
2.Понятие валюты, классификация валют, валютный курс и его формирование 70
3.Регулирование валютных отношений 74
4.Основные этапы эволюции МВС 76
5. Валютные рынки: виды и структура 80
Тема 8. Международная экономическая интеграция 83
1.Сущность и основные черты МЭИ 83
2.Формы МЭИ 84
3.Предпосылки и цели МЭИ 86
4.Основные интеграционные группировки мировой экономики 88
Тема 9. Интеграция Украины в современную мировую систему 94
1.Предпосылки и пути интеграции Украины в мировую систему 94
2. Перспективы участия Украины в европейских интеграционных процессах 97
3. Украина в интеграционных процессах восточноевропейских стран 101
Тема 10. Сущность международного бизнеса 105
1. Сущность и черты МБ, причины и цели его развития. 105
2. Этапы развития МБ. 108
3. Типы, виды и формы МБ. 112
4. Характерные черты современного МБ. 116

Работа содержит 1 файл

Ivanenko_I.A._Megdunarodnaya_ekonomika.rtf

— 2.07 Мб (Скачать)
Цели интеграции:

Интеграционные объединения различных видов имеют однотипные цели и решают схожие задачи:

    1. Использование преимуществ экономики больших государств и объединений больших масштабов. Теория экономики больших масштабов предполагает наличие преимуществ: расширение рынков сбыта продукции, сокращение издержек, привлечение больших объемов инвестиций.
    2. Создание благоприятной внешнеполитической среды. Целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества стран участников. Данная цель особенно присуща государствам, находящимся в соседских отношениях и расположенных географически близко друг от друга.
    3. Решение задач торговой политики. Создание благоприятной среды для взаимной торговли на основе создания таможенных союзов.
    4. Содействие структурной перестройке экономики. Участие стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих экономические реформы, в региональных торговых соглашениях стран с более высоким уровнем рыночного развития способствует передаче рыночного опыта. При этом более развитые страны также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создания там полноценных и емких рынков.
    5. Поддержка отраслей национальной экономики. Предполагает поддержку местных товаропроизводителей путем расширение рынков сбыта за счет отказа от импорта из “третьих стран”.

4.Основные интеграционные группировки мировой экономики

1. Европейский Союз (ЕС). Является наиболее развитой интеграционной группировкой, который образовался из трех интеграционных сообществ: европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и Европейского экономического сообщества, созданных в 50-е годы. С 1993 года группировка носит название Европейский союз (ранее - Европейское сообщество), куда входит 15 государств: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.

Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно подразделить на четыре этапа.

Первый этап (конец 50-х -- середина 70-х гг.) считается “золотым веком” в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, “Общего рынка”, были:

  • постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
  • установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
  • ликвидация    ограничений    для    свободного    передвижения “людей, капиталов, услуг”;
  • разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;
  • создание валютного союза;
  • унификация налоговой системы;
  • сближение законодательства;
  • разработка принципов согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая структура -- Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.

Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан таможенный союз.

На втором этапе (середина 70-х -- середина 80-х гг.) ЕС удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся негативные тенденции привели в этот период к серьезному кризису западноевропейской экономической интеграции.

Третий этап (вторая половина 80-х -- начало 90-х гг.) -- этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА). Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, в котором разные страны -- члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием ЕЕА усилились интеграционные процессы стран -- членов Сообщества в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х гг. страны -- члены ЕС практически завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов.

Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в. -- начало XXI в.). В соответствии с Единым Европейским Актом с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, что означало вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.

На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) с 1 января 1994 г. ЕЭС трансформировалось в Европейский союз с числом стран-участниц, возросшим до 15. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внутреннего рынка.

Управление ЕС осуществляют пять главных институциональных органов:

  1. Совет Министров - законодательный орган, играет главную роль в системе власти ЕС, принимает решения по разработке и реализации единой политики ЕС. Решения принимаются большинством голосов, число которых определяется пропорционально экономическому влиянию государств. Большинство голосов принадлежит Германии, Франции, Италии, Великобритании.
  2. Европейский Совет - директивный орган, в состав которого входят главы государств и правительств - членов ЕС, на котором обсуждаются ключевые вопросы интеграции принципиального характера (принятие новых членов, создание европейской валютной системы, отношения с третьими странами).
  3. Комиссия ЕС  - исполнительный орган ЕС, имеющий право представлять Совету Министров на утверждение проекты законов. Комиссия управляет повседневной деятельностью ЕС, осуществляет контроль за выполнением решений.
  4. Европейский парламент - представительный и консультативный орган. Взаимодействует с Советом Министров ЕС, утверждает бюджет ЕС.
  5. Суд ЕС - верховная судебная инстанция ЕС, обеспечивает выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС. Принимает постановления, директивы, решения.

Политика в области сельского хозяйства:

  • Единые цены на сельскохозяйственную продукцию внутри ЕС и единый механизм их поддержания.
  • Свобода торговли сельхозпродукцией внутри ЕС, отсутствие тарифных и количественных ограничений.
  • Единое финансирование сельского хозяйства.

Отношения с третьими странами:

  • Развитие обычных соглашений о сотрудничестве.
  • Преимущество во вступлении в ЕС отдается странам Восточной Европы.

Финансы и бюджет:

  • Размер бюджета ЕС определяется Советом и Европарламентом.
  • Доходная часть бюджета состоит из собственных средств, которые складываются из ввозных пошлин, таможенных пошлин по общему таможенному тарифу, отчислений от НДС и др. средств и средств стран-членов ЕС (1,2-1,3% ВВП государств).
  • Средства ЕС расходуются на финансирование единой аграрной, финансовой, социальной, энергетической политики стран, осуществление единой научно-технической политики.

2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Предполагает постепенную ликвидацию тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле и меры, облегчающие взаимные капиталовложения а также предусматривает порядок урегулирования торговых конфликтов между его участниками. В рамках НАФТА пока не созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, аналогичные существующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т.д.).

Ведущую роль в развитии интеграции на североамериканском пространстве, безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте. Смена обстановки в мире объективно поставила перед ними такую задачу,

Помимо аргументов политического характера, каждая страна--участница Соглашения имеет свои экономически обоснованные причины участия в НАФТА. Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведет к росту числа рабочих мест (кстати, эти расчеты уже оправдались, несмотря на сравнительно короткий промежуток времени). Большие надежды связываются с процессом перенесения на мексиканскую территорию трудоемких, материалоемких и других дорогостоящих производств, что должно существенно повлиять на снижение издержек и тем самым повысить конкурентоспособность американских товаров. Американские политологи-экономисты считают НАФТА своеобразным трамплином для более глубокого проникновения в экономику латиноамериканских стран на качественно новых условиях, например, партнера, а не "эксплуататора".

Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция носит асимметричный характер (асимметрия развития и асимметрия интенсивности 1вустороннихторгово-экономических отношений), поскольку, с одной стороны, НАФТА заключили такие развитые державы, как США и Канада, а с другой -- Мексика, обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но все-таки относящаяся к развивающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный и южный партнеры многократно уступают США

3. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе

В последние годы набирают силу  интеграционные процессы в Восточной   Азии. На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран -- участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планах АСЕАН до 2000 г. снизить таможенные пошлины стран-участниц в среднем на 5% по 38 тыс. наименований товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании зоны свободной торговли в 2003 г., а при благоприятном развитии событий -- к 2000 г.

Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС) -- это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона.

АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг (Сянган), Тайвань, Мексика, Чили, Папуа -- Новая Гвинея, а в 1998 г. -- Вьетнам, Перу и Россия.

АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

К числу основных особенностей интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе можно отнести следующие:

  1. интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества;
  2. процесс интеграции охватывает страны с существенно разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами;
  3. интеграция в масштабах АТР включает субрегиональные экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации внешней торговли;
  4. идеология тихоокеанского “открытого” регионализма, развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интеграцию как элемент экономического глобализма.

В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысок. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне свободной торговли, а как об “открытой экономической ассоциации”.

4. Интеграционные процессы в Южной Америке

К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской Америки следует отнести Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн. человек и более 1 трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли стран Латинской Америки.

Информация о работе Лекции по "Международной єкономике"