Лекции по "Международной єкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:49, курс лекций

Описание работы

Цель курса “Международная экономика”: изучение теоретических основ мировой экономики, специфики формирования, особенностей и тенденций современного развития.
Предметом теории международной экономики являются:
Законы, закономерности, тенденции и особенности функционирования и развития в международном масштабе рыночной системы хозяйствования.
Закономерности формирования совокупного спроса и совокупного предложения на товары и факторы производства, находящиеся в международном обороте.

Содержание

Тема 1. Характеристика основных понятий и положений международной экономики 3
1.Сущность международной экономики. 3
2. Этапы формирования и развития международной экономки. 4
3. Структура современной международной экономики. 8
4. Основные показатели развития мирового хозяйства. 13
Тема 2. Система и среда развития международных экономических отношений 16
1.Сущность, объекты, субъекты, формы международных экономических отношений. 16
2.Международное разделение труда. 18
3.Среда международных экономических отношений. 22
4.Основные типы государств и их экономических объединений. 24
Тема 3. Международная торговля 28
1. Классические теории международной торговли 28
2.Сущность и формы международной торговли 33
3.Показатели международной торговли 36
4.Ценообразование в международной торговле 37
5.Государственное регулирование мировой торговли 40
Тема 4. Международное движение капитала 46
1.Сущность, причины и формы международного движения капитала 46
2.Международный кредит и его виды 48
3.Мировой рынок ссудных капиталов 50
4.Инвестиционный климат в Украине 51
Тема 5. Международная миграция рабочей силы 53
1. Сущность, история развития, причины международной трудовой миграции 53
2.Виды, типы и направления международной миграции рабочей силы 55
3. Последствия международной миграции рабочей силы 57
4.Регулирование международных миграционных процессов 58
Тема 6. Международное движение технологий 62
1.Основы развития международного движения технологий 62
2.Формы международного движения технологий 63
3.Регулирование международного движения технологий 66
Тема 7. Мировая валютная система 68
1.Понятие и структура мировой валютной системы 68
2.Понятие валюты, классификация валют, валютный курс и его формирование 70
3.Регулирование валютных отношений 74
4.Основные этапы эволюции МВС 76
5. Валютные рынки: виды и структура 80
Тема 8. Международная экономическая интеграция 83
1.Сущность и основные черты МЭИ 83
2.Формы МЭИ 84
3.Предпосылки и цели МЭИ 86
4.Основные интеграционные группировки мировой экономики 88
Тема 9. Интеграция Украины в современную мировую систему 94
1.Предпосылки и пути интеграции Украины в мировую систему 94
2. Перспективы участия Украины в европейских интеграционных процессах 97
3. Украина в интеграционных процессах восточноевропейских стран 101
Тема 10. Сущность международного бизнеса 105
1. Сущность и черты МБ, причины и цели его развития. 105
2. Этапы развития МБ. 108
3. Типы, виды и формы МБ. 112
4. Характерные черты современного МБ. 116

Работа содержит 1 файл

Ivanenko_I.A._Megdunarodnaya_ekonomika.rtf

— 2.07 Мб (Скачать)

Интеграция в рамках СНГ кроме безусловных преимуществ, имеет несколько существенных недостатков:

  • попытка реинтеграции экономик, находившихся в едином хозяйственном комплексе, который формировался под определяющим влиянием военно-политических и идеологических факторов;
  • невозможность решения в данной экономической среде одного из основных перспективных вопросов - технологического прорыва;
  • интеграцию пытаются осуществить в условиях экономического кризиса, охватывающего все без исключения страны СНГ, что ставит под сомнение ее практическую реальность. В частности, экономический крах отдельных стран  СНГ побуждает их к определенному двухстороннему сближению, что дает основания характеризовать данную модель как интеграцию выживания в отличие от экономической интеграции роста;
  • угроза экономического кризиса отдельных стран СНГ побуждает их к определенному двухстороннему сближению, что дает основание характеризовать такую модель как интеграцию выжывания в отличие от интеграции экономического роста;
  • противоречия экономической интеграции в СНГ привели к тому, что этот процесс практически затормозился;

Серйозные противоречия экономической интеграции в СНГ привели к тому, что этот процесс практически затормозился. В связи с этим внешнеэкономическая  политика Украины по отношению к странам СНГ будет направлена на расширение и углубление двухсторонних связей. С этой целью уже подписаны Межгосударственные программы долгосрочного сотрудничества с РФ, Молдовой, Беларусью, Казахстаном и Грузией, разрабатываются аналогичные программы долгосрочного экономического сотрудничества с Туркменистаном, Азербайджаном, Узбекистаном и Арменией.

В отношениях с государствами СНГ позиция Украины должна исходить из необходимости установления реальных режимов свободной торговли на основе норм и принципов ГАТТ/ВТО без каких-либо ограничений.

Одним из перспективных направлений сотрудничества в рамках экс-СССР следует также отметить обеспечение взаимовыгодных и стабильных торговых связей со странами Балтии, в перспективе в режиме свободной торговли.

Интересы Украины как морского государства требуют придания  проритетного значения активизации ее участия в Черноморском Экономическом Сотрудничестве (ЧЭС), где она является одной из 11 стран-основателей. С целью углубления экономического сотрудничества со странами-учасницами ЧЭС Украина принимает конкретные меры по разработке, развитию и выполнению проектов в таких отраслях как транспорт и связь, торговля и промиышленное развитие, обмен экономично-коммерческой информацией, с/х, наука и т.д. Среди основных приоритетов - углубления экономисческих отношений с Турцией - для обеспечения диверсификации источников поствления нефтепродуктіо, а также импорта сырья для легкой промышленности, Грецией - развитие судоходства в бассейне Средиземного моря, Болгарией и Румынией - развитие торговли в Придунайском реионе.

Перспективность ЧЭС определяется тем, что: во-первых оно являет собой потенциально емкий внутренний рынок со значительным научно-техническим потенциалом и может стать ключевым местом торговли между Европой, Ближним Востоком и Азией; во-вторых, это первое большое объединение стран постконфронтационного этапа развития мировой экономик, которые недавно имели разные политические и экономические основы; в-третих, в ЧЭС вошли государства-бывшие республики СССР, пытающиеся интегрироваться без явного доминирования России, в отличие от Экономического Союза на основе СНГ.

К основным направлениям причерноморского сотрудничества следует отнести:

  • формирование инфраструктуры бизнеса путем создания и развития общих финансовых и информационных сетей;
  • строительство общими усилиями объектов транспортной инфраструктуры и транспортно-экспедиторское сотрудниченство;
  • комплексное использование и охрана ресурсов Черного моря;
  • реализация общих проектов технологического переоснащения металлургических производств стран-участниц;
  • сотрудничество в агропромышленной сфере, развитие пищевой и перерабатывающей промышленности;
  • участие в конверсии оборонной промышленности;
  • развитие современной системы телекоммуникаций, реализация проекта строительства оптиковолоконной линии связи между Турцией, Болгарией, Румынией, Украиной;
  • кооперация в развитиии унифицированной налоговой системы и механизма взаимных расчетов;
  • сотрудничество в развитии процесссов приватизации предприятий, стимулировании малого и среднего бизнеса.

Перспективы развития ЧЭС зависят от разработки и внедрения соответствующих механизмов и инструментов торгово-экономических взаимоотношений.

 

 

 

Тема 10. Сущность международного бизнеса

 

1. Сущность и черты МБ, причины и цели его развития.

2. Этапы развития МБ.

3. Типы, виды и формы МБ.

4. Характерные черты современного МБ.         

  
1. Сущность и черты МБ, причины и цели его развития.

Международный бизнес (МБ) - это в первую очередь деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах.

Наиболее характерным проявлениями МБ следует считать межфирменные операции между компаниями, расположенными в разных странах, или внутрифирменные операции в том случае, когда разные подразделения фирмы расположены в ряде стран и эти подразделения взаимодействуют между собой (наиболее типичны в этом случае так называемые мультинациональные корпорации). Существует также много примеров МБ, в которых партнерами выступают, с одной стороны, частная фирма, а с другой некое правительственное учреждение другой страны.

МБ, как и внутристрановый бизнес, имеет главной своей целью извлечение прибыли. МБ базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых деловых операций, то есть из того факта, что продажи данного товара в другой стране, или налаживание фирмой одной страны производства в другой, или предоставление услуг совместно фирмами двух стран третьей и т. д. обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своих странах.

Основные черты МБ:

    1. Для извлечение прибыли используются преимущества выхода за пределы чисто национальных границ.
    2. С целью реализации этих преимуществ, предприниматели стремятся использовать дополнительные экономические возможности, вытекающие из:
      • ресурсных особенностей зарубежных рынков;
      • емкости зарубежных рынков;
      • правовых особенностей зарубежных стран;
      • специфики межстрановых (межгосударственных) политических и экономических взаимоотношений, регулируемых соответствующими формами межгосударственного взаимодействия.
    3. МБ существенно варьируется в зависимости от глубины вовлечения (уровня интернационализации) - включает этапы роста этого уровня: от разовых экспортных поставок на зарубежный рынок до развитой структуры мультинациональной корпорации, для которой НИОКР, производство и дистрибьюция являются сферами, покрывающими весь земной шар и охватывающими десятки стран и сотни рынков.
    4. Чем более интернационализируется любой страновый бизнес, тем в большей мере ему доступен глобальный бизнес-сервис: от научных до финансовых и от транспортных до подбора интернациональных коллективов, который позволяет сегодня максимально реализовать возможности международности в бизнесе.
    5. Необходимость учитывать культурный фактор, то есть всей совокупности требований и ограничений, накладываемых культурой данной страны на тех, кто ведет в ней (или с ней) бизнес.
    6. Глобальный характер МБ: охватывает мировую систему информационного делового обмена, всемирный финансовый рынок, глобальную структуру технологических нововведений и т. д. (и сам охватывается ими).
    7. МБ является системой обновляющихся и сложно взаимодействующих профессиональных знаний принципиально более высокого уровня, чем имеющаяся в страновом бизнесе.
    8. Мультиповерхность соприкосновения с рынком и экстрагирование лучших национальных образцов позволяет международному бизнесу постоянно впитывать все лучшее в мировой практике.
    9. Информация - главный стратегический ресурс, а адаптивность - главное стратегическое оружие МБ.
    10. Возможность т.н. “обратной оценки” страновой ситуации: негативные тенденции в экономике страны (или отдельной ее отрасли) могут быть совершенно иначе расценены международной фирмой, поскольку именно эти тенденции и могут открыть фирме дополнительные возможности бизнеса.
    11. В отличие от внутристрановой конкуренции МБ может ощущать поддержку своего государства в борьбе с конкурентами во многих неявных формах.

Рост и развитие МБ вызваны действием ряда взаимовлияющих факторов, приводящих к глобализации производства и маркетинга:  
      1. Достижения в области компьютерных технологий и телекоммуникаций привели к бурному росту взаимообмена информацией и идеями через границы государств, что позволяет потребителям больше узнать о зарубежных товарах. Так, распространение спутникового и кабельного телевидения, а также Интернет способствует формированию глобального спроса на определенные товары или услуги. Глобальные сети телекоммуникаций позволяют менеджерам компаний координировать деятельность персонала по разработке, внедрению, производству и продажам продукции на многочисленных предприятиях по всему миру.  
      2. Правительства многих стран последовательно снижают барьеры для инвестиций и торговли, что открывает новые рынки для международных компаний. Так, большинство стран Восточной Европы приняли законодательные акты, стимулирующие внешнеторговые операции и прямые инвестиции из-за рубежа.  
      3. Существует тенденция к унификации и объединению в рамках мирового сообщества. Например, в европейских странах, подписавших Маастрихтские соглашения о создании Европейского Союза, с 1993 г. создается единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, а с 1999 г. действует Европейский монетарный союз 11 государств и происходит переход на единую валюту - евро. Реализация этой стратегии предоставляет компаниям огромные рыночные возможности уже в ближайшей перспективе.

За счет международной интеграции компании достигают разнообразные цели:

1.Доступ к новым рынкам, преодоление государственных торговых и инвестиционных барьеров. Эта цель достигается за счет преодоления правовых ограничений вхождения на зарубежный рынок, открытия благоприятных рынков с точки зрения каналов сбыта и поступления ресурсов, повышения эффективности использования производственных мощностей.

Одной из основных причин образования международной интегрированной структуры может являться установление долгосрочных отношений с местными фирмами для проникновения на зарубежные рынки. Организации принимающих стран могут принадлежать к сети местных поставщиков, дистрибьютеров, заказчиков, к которым иностранные партнеры могут присоединиться через альянс или путем включения в МНК.

2. Доступ к новым источникам ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, технологических, информационных, организационных.Посредством международной интеграции компании получают возможность доступа к дополнительным, возможно более дешевым, материальным, финансовым, трудовым и другим ресурсам зарубежных стран через своих иностранных партнеров или через свои зарубежные предприятия.

В современных условиях не менее важное значение приобретает доступ к информационным и технологическим ресурсам:

  • знание национальной экономики, политики и культуры, условий и особенностей национальной деловой среды (местное законодательство, государственное регулирование);  
    знание современной деловой практики, традиций, методов работы на рынке;
  • передача знаний в области маркетинга и менеджмента;
  • передача технических ноу-хау, доступ к новым технологиям, результатам научных исследований.

3.Достижение конкурентных преимуществ, устранение или смягчение конкуренции в интересах партнеров. Рост компетенции, лежащей в основе конкурентного преимущества фирмы, во многом зависит от ее способности воспринимать новые навыки и знания в области производства и менеджмента. Наиболее быстро "генерирующие" новую информацию компании оказываются более конкурентоспособными. В то же время помимо создания нового знания внутри организационных рамок самой фирмы существует возможность получать информацию от других участников рынка. Движимые конкуренцией на  
международных рынках фирмы создают интегрированные структуры бизнеса, в том числе с целью совершенствования совокупности своих знаний и опыта, как актива, имеющего большее значение для результатов деятельности, чем даже запатентованная технология.

4.Экономия на расширении масштабов производства, рационализация производства, повышение его эффективности, использование преимуществ вертикальной интеграции. Рационализация международного производства предполагает, что определенные компоненты не производятся больше чем в двух местах с разными затратами, а переносятся туда, где издержки ниже. Но здесь есть еще и дополнительное преимущество. Так как объем производства в более благоприятном месте теперь выше, дальнейшее снижение средней стоимости единицы продукции может быть достигнуто за счет "эффекта масштаба" - повышения эффективности по мере расширения производства, которое выражается в снижении средних затрат при увеличении объема выпуска.

Снижению затрат способствуют также уход от дублирования инвестиций и затрат на НИОКР, распространение и обмен технологиями и ноу-хау, открытие благоприятных сырьевых рынков, международное разделение труда, возможности финансового и налогового планирования с учетом особенностей функционирования финансовых рынков и государственной экономической политики в различных странах.

Объединение ресурсов с конкурентами в рамках стратегии сотрудничества является одним из средств для достижения фирмами необходимого масштаба деятельности. Распространение получили альянсы в области НИОКР в высокотехнологичных отраслях: являясь механизмом разделения затрат между партнерами, они позволяют фирмам осуществлять необходимые инновации. Характерно, что для проведения масштабных НИОКР фирмы предпочитают создавать СП, а не заключать функциональные соглашения. Совместному предприятию как организационной форме отдается предпочтение, поскольку она облегчает обмен информацией и обеспечивает повседневную координацию.

Информация о работе Лекции по "Международной єкономике"