Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 07:39, дипломная работа
Человек живет в мире знаков и символов, которые создает сам. Это математические знаки и символы, буквы письменной речи, жесты, театр, балет и т.д. Ребенку, чтобы стать полноценной личностью, надо усвоить человеческие знаки, освоить знаково-символическую дея- тельность по их применению.
Под знаково-символической деятельностью в учебном пособии понимается деятельность со знаково-символическими средствами, имеющая следующую структуру: соотношение 2-х планов: реальностии символического, выделение алфавита и синтаксиса, способов опери-рования знаково-символическими средствами (Н. Г. Салмина).
ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Человек живет в мире знаков и символов, которые создает сам.
Это математические знаки и символы, буквы письменной речи, жесты,
театр, балет и т.д. Ребенку, чтобы стать полноценной личностью, надо
усвоить человеческие знаки, освоить знаково-символическую дея-
тельность по их применению.
Под знаково-символической
понимается деятельность со знаково-символическими средствами,
имеющая следующую структуру: соотношение 2-х планов: реальности
и символического, выделение алфавита и синтаксиса, способов опери-
рования знаково-символическими средствами (Н. Г. Салмина).
По функциям используемых
тельность (функция обозначения) и символическая деятельность
(функция изображения). Структурными элементами этих деятельно-
стей выступают символические или знаковые действия и операции.
В работах Н.Г. Салминой
во-символических деятельностей, различающиеся по структуре (со-
ставу операций) и функциям (замещение, обозначение, изображение и
т. п.): замещение, кодирование, схематизация, моделирование, кото-
рые реализуются в конкретных видах знаково-символических дея-
тельностей: игре, изобразительной деятельности, письме и т.д.
В данной работе взяты для анализа игра и изобразительная дея-
тельность. В дошкольном и младшем возрасте знаково-
символическая деятельность в них представлена в основном в форме
замещения и кодирования. В данной работе анализ возникновения и
развития знаково-символической деятельности ограничен появлением
и развитием кодирования, в содержание которого входит “перевод ре-
альности на знаково-символический язык и последующее декодиро-
вание информации” (41, с. 84).
ГЛАВА I. ПУТИ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
СИМВОЛИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
В литературе существуют
ние символического действия. Некоторые авторы выделяют общие
пути для формирования символического действия, другие связывают
его с одним из видов деятельности, чаще всего общением и не рас-
сматривают
особенности возникновения
других видах деятельности.
Наиболее развернуто процесс
возникновения разных видов
волического действия описан у Ж. Пиаже. Он рассматривает станов-
ление конкретных видов символического действия (игрового, изобра-
зительного, речевого и т.д.) как проявление символической функции.
Необходимость
появления символической
же задается логикой развития интеллекта. Интеллект, по Ж. Пиаже,
есть форма адаптации человека к окружающей среде. Эта адаптация
осуществляется двумя механизмами, стремящимися к равновесию: ас-
симиляцией и аккомодацией. Аккомодация - это приспособление схем
организма к среде посредством их изменения в соответствие с требо-
ваниями среды. Ассимиляция — это переработка внешнего опыта по-
средством включения его в схемы, уже существующие у человека. На
протяжении онтогенеза, как утверждает Ж. Пиаже, есть периоды, ко-
гда-либо преобладают процессы аккомодации, либо процессы асси-
миляции. Процесс ассимиляции, с точки зрения данной концепции,
является процессом
часто, особенно в начале онтогенеза, в ущерб объективному отраже-
нию реальности. С 1,6 лет, когда ассимиляция является преобладаю-
щим процессом, появляется символическая функция, которая обеспе-
чивает дальнейшее развитие интеллекта в его репрезентативной и да-
лее логической форме.
Согласно
Ж. Пиаже, появление
нова для усвоения коллективных знаков, являющихся единицами со-
циальной речи. Суть символической функции — в образовании на ос-
нове представления системы обозначающих, служащих средством от-
ражения реальности. Умение создавать и оперировать этими обозна-
чающими является основой для усвоения социальных знаков. Но в на-
чальном периоде развития ребенка коллективные знаки еще сложны
для него. Ж. Пиаже пишет об этом так: “Чем меньше ребенок, тем
меньше ему хватает вполне готовой и законченной системы этих кол-
лективных знаков, потому, что они во многом недоступные и не под-
чиняющиеся ребенку, еще долго не могут выразить то индивидуаль-
ное, на чем центрирован субъект. Вот почему, в той мере, в какой
преобладает эгоцентрическая ассимиляция реального системой собст-
венной деятельности, ребенок всегда будет нуждаться в символах; от-
сюда символическая игра или игра воображения — наиболее чистая
форма эгоцентрического и символического мышления, отсюда же ас-
симиляция реального системой собственных интересов и выражение
его через образы, созданные собственным “Я” (37, С.180-181).
Таким образом, Ж. Пиаже отмечает, что в начальном периоде
усвоения символической функции оно служит средством усвоения
действительности, доступным для ребенка.
По мысли Ж. Пиаже,
временно в разных ее формах: репрезентативной имитации, символи-
ческой игре, образном представлении и вербальной мысли, бессозна-
тельных символах, рисовании.
Более подробно Ж. Пиаже рассма
волической функции в игре. Он выделяет три большие стадии в разви-
тии игр: упражнение, символическая игра, игра по правилам, каждая
из которых переходит одна в другую, и этот переход связан с уровнем
развития символической функции. В игре-упражнении создаются
предпосылки для формирования символической функции: «имитация
форм и т. п. просто поставляет обозначающие для индивидуальной
символики. В играх-упражнениях происходит отделение игрового
действия от интеллектуального (в 1,6 лет) и на основе представления,
сформировавшегося в результате развития подражания возникает
символическая функция, характеризующаяся разделением обозна-
чающего от обозначаемого. По структуре действия игры-упражнения
ничем не отличаются от адаптивного поведения, «только функция от-
личает эти игры: они упражняют эти структуры впустую, с единст-
венной целью удовольствия от функционирования. В употреблении
реального действия без прагматического отношения к цели Ж. Пиаже
видит предпосылку символического действия.
Переходной формой от игр-
Ж. Пиаже считает
примитивную форму
он назвал “символическими схемами” или воспроизведением сенсо-
моторной схемы вне своего контекста и при отсутствии своего обыч-
ного объекта. “Символическая схема” есть первая форма символиче-
ского действия ребенка. Она выделяется из игр-упражнений и пред-
ставляет собой схему реального поведения, упражняемого символиче-
ски.
Символическая игра отличается от игры-упражнения тем, что
там возникает мнимая ситуация за счет того, что ребенок начинает пе-
реносить свое действие на другой предмет. С этим связана способ-
ность дифференцировать обозначаемое и обозначающее, что означает
формирование у ребенка представления об отсутствующем объекте.
Ситуация реальности может быть воспроизведена умственно. Функ-
ция символа по Ж. Пиаже - вызывание реальности в представлении.
Период с 4-х до 8-ми лет характеризуется Ж. Пиаже как упадок
символической игры. “Приближаясь к реальному, символ начинает
терять свой характер игровой деформации и приближается к простому
подражательному представлению о реальности”.
По мнению Ж. Пиаже,
воения какого-либо предметного или социального содержания, идет
лишь усвоение специальных символических форм поведения. Сами
эти формы представляются Ж. Пиаже как “несвязность символиче-
ских комбинаций”, которые не служат средством отражения реально-
сти. Поэтому, начиная с 4-х лет, символическая игра уступает место
адаптивным реакциям, и не имеет дальнейшего развития и роли в по-
следующем возрасте. Особенно быстрый упадок символической игры
наступает при освоении детьми социальных ролей, поскольку всякий
прогресс социализации ведет не к усилению символизма (понимаемо-
го как индивидуализация воспринимаемой информации), а к его более
или менее быстрой трансформации в “направлении объективной ими-
тации реального”.
Таким образом, по мнению Ж. Пиаже, нет никакой связи и пре-
емственности символической и ролевой игры, и сама ролевая игра яв-
ляется несимволической.
(Далее будет дан
левой игры).
В современных работах,
изучаются особенности восприятия ребенком различных форм симво-
лической функции (сигнал, признак, символ и т.д.). Эти исследования
используют в основном метод срезов. С помощью статистического
анализа устанавливаются возрастные нормы развития разных форм
символической функции. Такого рода исследования ограничены в
возможности анализа появления символического действия.
В советской психологии
тельности рассматривается как основной путь социализации ребенка.
Начало исследованию
психологии было положено Л.С. Выготским.
Важным положением, выдвинутым Л.С.Выготским, было пони-
мание развития
психики как системно-
цией его явилась теория Л.С. Выготского о системном и смысловом
строении сознания. “Сознание изначально есть нечто целое — это мы
постулируем. Сознание определяет судьбу системы, как организм –
функции. В качестве любого межфункционального изменения нужно
взять изменение сознания в целом” (8, с. 157-158).
1
Здесь и далее используется терминология Л.С. Выготского.
Что же определяет эту
чивающим, согласно Л.С. Выготскому, целостность, единство и свое-
образие развития личности и сознания являются средства, позволяю-
щие овладеть собственным поведением: “Единство всех процессов,
входящих в состав высшей формы, образуется на основе двух момен-
тов: во-первых, единства задачи, стоящей перед человеком, и, во-
вторых, тех средств, которые… диктуют всю структуру процесса по-
ведения (10, с. 121). Средства обеспечивают активное приспособление
к окружающей среде в отличие от пассивного приспособления у жи-
вотных. Л.С. Выготский называет их ключом к овладению поведени-
ем. По происхождению - это созданные людьми искусственные сти-
мулы, под которыми он понимает следующее: “Искусственные стиму-
лы-средства, вводимые человеком в психологическую ситуацию, мы
называем знаками… всякий искусственно созданный человеком сти-
мул, являющийся средством овладения поведением - чужим или соб-
ственным, есть знак. Два момента существенны для понятия знак: его
происхождение и функция” (10, с.78).
Рассмотрим положения Л. С. Выготского, относящиеся к вопро-
сам возникновения символической деятельности у ребенка. Л.С. Вы-
готский отводил знаку решающую роль в развитии личности.
Источник развития личности Л.
“столкновении развитых, культурных форм поведения, с которыми
встречается ребенок, с примитивными формами, которые характери-
зуют его собственное поведение” (10, с.136), ”противоречии или
столкновении природного и исторического, примитивного и культур-
ного, органического и социального (10, с.292). Образцы развитых
культурных форм дает ребенку взрослый человек, организуя тем са-
мым зону ближайшего развития ребенка. Механизм овладения новы-
ми формами поведения - подражание, которое осуществляется “в про-
цессе сотрудничества и социального общения” (12, с.16). Однако не
всякое общение обеспечивает культурное развитие. Л.С. Выготский
выделяет две формы отношений между ребенком и взрослым: непо-
средственные и опосредованные. Непосредственные формы основаны
на инстинктивных способах выразительного движения у ребенка:
“контакт, устанавливаемый посредством крика, хватания за рукав,
взглядов” (10, с.143). Высшая форма общения опосредована знаком.
На основе дальнейшего анализа Л.С. Выготский выделяет три
формы развития ребенка: 1) естественную форму поведения, 2) форму
примитивного поведения, 3) культурную форму поведения.
Эти формы образуют
Переход от одной стадии к другой происходит при внедрении в есте-
ственные формы поведения знака, и дальнейшее развитие высших
психических функций и личности связывается Л.С. Выготским с раз-