Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:38, курсовая работа
Цель: Изучить взаимосвязь между тревожностью и аддиктивным поведением подростков.
Задачи:
Исследовать влияние алкоголя и психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека.
Выделить факторы, приводящие к алкоголизации в подростковом возрасте, а также определить степень их значимости.
Выявить и проанализировать мотивацию употребления алкоголя подростками.
Исследовать тревожность в подростковом возрасте.
Рассмотреть взаимосвязь тревожности и мотивов употребления алкоголя подростками.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи тревожности и аддиктивного поведения у подростков 5
1.1.Основные подходы к проблеме психоактивных веществ 5
1.1.1.Понятие «психоактивные вещества», механизмы их воздействия на личность 5
1.1.2.Факторы наркотизации в подростковом возрасте 8
1.1.3.Влияние наркотиков на организм человека 12
1.2.Проблема тревожности в современной научной литературе 17
1.2.1.Понятие тревожности. Причины ее возникновения 17
1.2.2.Взаимосвязь тревожности с социальными факторами 20
1.3. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии. 24
1.3.1. Понятие «мотив» и «мотивация» 24
1.3.2. Мотивы употребления психоактивных веществ 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи тревожности и мотивов употребления психоактивных веществ 32
2.1. Изучение мотивов употребления алкоголя и наркотиков у подростков, состоящих на учете в наркологическом диспансере 32
2.2. Изучение уровня тревожности у подростков, состоящих на учете в наркологическом диспансере 36
2.3. Корреляционный анализ взаимосвязисвязи аддиктивного поведения и уровня тревожностиу наркозависимых подростков 40
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список литературы 49
Приложение
Мотивация употребления психоактивных веществ согласно Завьялову, включающим в себя следующие группы:
1.Традиционные, социально
обусловленные, культурно
2. Субмиссивные мотивы, отражающие подчинение другим людям или референтной группе в плане приема алкоголя.
3. Псевдокультурный тип
мотивов, свидетельствующий о
стремлении человека
Мотивация употребления наркотиков, согласно Аксючиц включает следующей группой мотивов:
1.Гедонистические мотивы, отражающие стремление получить физическое и психологическое удовольствие от действия наркотика, а также пережить опыт наркотической эйфории.
2. Атарактические мотивы, связанные с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания – напряжение, тревогу, страх – с помощью алкоголя.
3. Мотивы гиперактивации поведения, отражающие стремление выйти из состояния скуки, «психологической» пустоты, незанятости, душевного бездействия, либо желание усилить эффективность своего поведения.
5. У большинства подростков высокий личностный уровень тревожности. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется вследствие неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь на продуктивности деятельности, влияет на выбираемые формы поведения. Неадекватная самооценка и не критичность к своему поведению, может приводить к аддиктивным формам поведения. Исследованные подростки не мотивированы на учение, и другие виды деятельности, не получают позитивны эмоций от учебной деятельности, как правило такая мотивация сопровождается низкими показателями избегания и напряжения. Согласно результатом полученным при помощи методики «Мотивация употребления наркотиков» Аксючиц И.В. ведущими мотивами употребления наркотиков является группа личностных, персональных мотивов потребления наркотиков. Согласно методике «Мотивация употребления алкоголя» В.Ю.Завьялова большинство подростки склонны употреблять алкоголь по социально-психологическим мотивам включающим в себя следующие группы мотивов.
Корреляционное исследование показало между переменными личностной тревожностью и мотивацией употребления алкоголя, а также личностной тревожностью и мотивацией употребления наркотиков существует умеренная связь. Можно сделать вывод, что уровень тревожности в подростковом возрасте может влиять на мотивацию употребления психоативных веществ.
Подростки с высоким уровнем тревожности склонны переживать эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. В свою очередь принятие психоактивных веществ позволяет чувствовать себя спокойно, испытывать эмоциональный комфорт, приподнятое настроение. А также состояние неоправданной эйфории, которая характеризуется не только приподнятым настроением, но и влиянием на мышление, восприятие, память, самооценку. Самооценка поднимается, вспоминаются только хорошие события, человек чувствует себя успешным и уверенным. Чувства удовлетворения, радости и благополучия, овладевающее человеком, может резко контрастировать с тем, что в действительности происходит с ним. В этом и проявляется не критичность, неспособность правильно, реалистически оценивать происходящее, и это позволяет подростку на некоторое время снизить уровень тревожности, избавится от тягостных переживаний, которые часто даже не осознаются в полной мере.
Список литературы
38. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1990.
Приложение 1
Таблица П-1. Мотивы употребления психоактивных веществ
Мотивация употребления алкоголя Завьялов В.Ю. |
Мотивация употребления наркотиков Аксючиц И.В. | |||
Группа мотивов приема алкоголя |
подгруппа |
Группа мотивов приема алкоголя |
подгруппа | |
1. Саша |
3 |
2 |
1 |
3 |
2. Даша |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 Андрей |
1 |
1 |
3 |
2 |
4. Юлия |
1 |
3 |
2 |
1 |
5.Александр |
2 |
2 |
2 |
2 |
6.Дарья |
1 |
1 |
2 |
1 |
7.Дима |
2 |
1 |
3 |
1 |
8. Гир |
2 |
2 |
3 |
3 |
9.Павел |
2 |
2 |
2 |
2 |
10.Владлен |
3 |
2 |
2 |
2 |
11.Таллеренок |
3 |
2 |
2 |
1 |
12. Илья |
3 |
2 |
2 |
1 |
13. Руслана |
1 |
1 |
1 |
2 |
14.Катя |
1 |
1 |
1 |
1 |
15. Маша |
1 |
2 |
2 |
1 |
16. Слава |
1 |
1 |
2 |
1 |
17. Денис |
1 |
3 |
2 |
3 |
18.Евгений |
2 |
2 |
1 |
1 |
19. Андрей |
3 |
2 |
1 |
3 |
20.Алексей |
3 |
1 |
2 |
3 |
21. Оля |
1 |
2 |
2 |
1 |
22. Ваня |
1 |
2 |
2 |
1 |
23.Игорь |
2 |
5 |
2 |
1 |
24.Дима Ш. |
1 |
2 |
2 |
2 |
25. Артур |
1 |
2 |
2 |
1 |
26. Павел |
2 |
5 |
3 |
2 |
27. Марьян |
2 |
4 |
2 |
1 |
28. Михаил |
2 |
1 |
2 |
1 |
29.Даниил |
1 |
3 |
1 |
2 |
30.Дмитрий Г. |
3 |
1 |
1 |
3 |
31. Виктор |
3 |
3 |
1 |
1 |
32. 20 |
1 |
3 |
1 |
2 |
33. 21 |
1 |
3 |
1 |
2 |
34. 22 |
1 |
3 |
2 |
2 |
35. 23 |
1 |
2 |
2 |
1 |
36. 24 |
2 |
1 |
2 |
3 |
37. 25 |
2 |
2 |
1 |
1 |
38.Артем Л. |
2 |
2 |
2 |
1 |
39. Ольга Е. |
2 |
1 |
2 |
2 |
Приложение 2
Таблица П- 2.1. Уровень реактивной и личностной тревожности у подростков
Имя / псевдоним |
Ситуативная тревожность |
Личностная тревожность |
1. Саша |
Низ. ур. |
Низ. ур. |
2. Даша |
Ум. ур. |
Ум. ур. |
3 Андрей |
Ум. ур. |
Ум. ур. |
4. Юлия |
Ум. ур. |
Выс. ур. |
5.Александр |
Выс. ур. |
Выс. ур. |
6.Дарья |
Выс. ур. |
Выс. ур. |
7.Дима |
Низ. ур. |
Ум. ур. |
8. Гир |
Ум. ур. |
Выс. ур. |
9.Павел |
Ум. ур. |
Выс. ур. |
10.Владлен |
Ум. ур. |
Выс. ур. |
11.Таллеренок |
Ум. ур |
Выс. ур. |
12. Илья |
Ум. тр. |
Выс. ур. |
13. Руслана |
Низ. ур. |
Низ. ур. |
14.Катя |
Низ. ур. |
Низ. ур. |
15. Маша |
Низ. ур. |
Низ. ур. |
16. Слава |
Низ. ур. |
Низ. ур. |
17. Денис |
Ум. ур. |
Выс. ур. |
18.Евгений |
Ум. ур. |
Ум. ур. |
19. Андрей |
Ум. ур. |
Выс.ур. |
20.Алексей |
Ум. ур. |
Выс. ур. |
21. Оля |
Выс. ур. |
Выс. ур. |
22. Ваня |
Ум. ур. |
Низ. ур. |
23.Игорь |
Ум. ур. |
Выс.ур. |
24.Дима Ш. |
Ум. ур. |
Ум. ур. |
25. Артур |
Ум. ур. |
Ум.ур. |
26. Павел |
Выс. ур. |
Выс. ур. |
27. Марьян |
Ум. ур. |
Ум. ур. |
28. Михаил |
Низ. ур. |
Ум. ур. |
29.Даниил |
Ум. ур. |
Ум. ур. |
30.Дмитрий Г. |
Ум. ур. |
Ум. ур. |
31. Виктор |
Ум. ур. |
Выс. ур. |
32. 20 |
Ум. ур. |
Ум.тр. |
33. 21 |
Ум. ур. |
Низ.тр. |
34. 22 |
Выс. ур. |
Ум.тр. |
35. 23 |
Выс. ур. |
Выс. ур. |
36. 24 |
Выс.ур. |
Выс. ур. |
37. 25 |
Ум.ур. |
Ум. ур. |
38. Артем Л. |
Выс.ур. |
Выс. ур. |
39. Ольга Е. |
Выс.ур. |
Выс. ур. |
Таблица П-2.2. Результаты исследования мотивации учебной деятельности
Исследование мотивации учебной деятельности Серафимович | ||||
Ф.И.О.№ |
МСУД |
МИН |
ЭПН |
МДУ |
1. Саша |
На ст.форм. |
Избег.неуд. |
Пов.тр. |
Не сфор. |
2. Даша |
На ст.форм |
Избег.неуд. |
Пов.тр. |
Не сфор. |
3 Андрей |
Не сформ. |
Форм. изб. труд |
Нор.тр. |
Норм. |
4. Юлия |
На ст. форм. |
Форм. изб. Труд. |
Пов.тр. |
На ст. форм. |
5.Александр |
На ст.форм |
Избег.неуд. |
Пов.тр. |
Не сфор. |
6.Дарья |
Не сформ. |
Избег. труд. |
Пов.тр. |
Не сфор. |
7.Дима |
Не сфор. |
Фор.изб труд. |
Выс.тр. |
Не сфор. |
8. Гир |
Не сфор. |
Фор.изб труд. |
Выс.тр. |
Не сфор. |
9.Павел |
Не сформ. |
Избег. труд. |
Пов.тр. |
Не сфор. |
10.Владлен |
Не сформ. |
Форм. изб. труд |
Нор.тр. |
Норм. |
11.Таллеренок |
Не сфор. |
Фор.изб труд. |
Выс.тр. |
Не сфор. |
12. Илья |
Не сфор. |
Фор.изб труд. |
Выс.тр. |
Не сфор. |
13. Руслана |
Не сфор. |
Избег. труд. |
Нор.тр. |
Не сфор. |
14.Катя |
На ст. форм. |
Форм. изб. Труд. |
Пов.тр. |
На ст. форм. |
15. Маша |
На ст.форм |
Избег.неуд. |
Пов.тр. |
Не сфор. |
16. Слава |
Не сфор. |
Изб.труд. |
Выс.тр. |
Не сфор. |
17. Денис |
На ст.фор. |
Фор.избег. труд. |
Выс.тр. |
Не сфор. |
18.Евгений |
Не сфор. |
Фор.изб труд. |
Выс.тр. |
Не сфор. |
19. Андрей |
Не сфор. |
Избег. труд. |
Выс.тр. |
Не сфор. |
20.Алексей |
Не сфор. |
Фор.изб труд. |
Выс.тр. |
Не сфор. |
21. Оля |
Не сфор. |
Избег. труд |
Выс. тр. |
Не сфор. |
22. Ваня |
Не.сфор. |
Избег.труд. |
Пов.тр. |
Не сфор. |
23.Игорь |
Не сфор. |
Избег.труд. |
Пов.тр. |
Не сфор. |
24.Дима Ш. |
Не.сфор. |
Норм. |
Нор.тр. |
Не сфор. |
25. Артур |
Не.сфор. |
Избег.труд. |
Пов.тр. |
Не сфор. |
26. Павел |
На ст.форм. |
Норм. |
Норм. |
На ст. форм. |
27. Марьян |
Не сформ. |
Форм. избег. труд. |
Пов.тр. |
На ст.форм. |
28. Михаил |
Не сформ. |
Норма |
Выс.тр. |
На ст. форм. |
29.Даниил |
Не сформ. |
Норма |
Выс.тр. |
На ст. форм. |
30.Дмитрий Г. |
На ст. форм. |
Норм |
Пов.тр. |
Не сфор. |
31. Виктор |
Не сфор. |
Форм. изб. труд. |
Пов.тр. |
Не сформ. |
32. 20 |
Не сформ. |
Форм. изб. труд |
Нор.тр. |
Норм. |
33. 21 |
Не сформ. |
Форм. изб. труд |
Нор.тр. |
Норм. |
34. 22 |
Не сформ. |
Форм. изб. труд |
Нор.тр. |
Норм. |
35. 23 |
На ст. форм. |
Норм |
Выс.тр. |
Не сфор. |
36. 24 |
Не сформ. |
Форм. изб. труд |
Нор.тр. |
Норм. |
37. 25 |
Не сформ. |
Форм. изб. труд |
Нор.тр. |
Норм. |
38. Артем Л. |
На ст. форм. |
Норм |
Выс. тр. |
Не сфор. |
39. Ольга Е. |
Не сфор. |
Форм. изб. труд. |
Выс.тр. |
Не сформ. |
Информация о работе Взаимосвязь тревожности и аддиктивного поведения у подростков