Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:38, курсовая работа
Цель: Изучить взаимосвязь между тревожностью и аддиктивным поведением подростков.
Задачи:
Исследовать влияние алкоголя и психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека.
Выделить факторы, приводящие к алкоголизации в подростковом возрасте, а также определить степень их значимости.
Выявить и проанализировать мотивацию употребления алкоголя подростками.
Исследовать тревожность в подростковом возрасте.
Рассмотреть взаимосвязь тревожности и мотивов употребления алкоголя подростками.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи тревожности и аддиктивного поведения у подростков 5
1.1.Основные подходы к проблеме психоактивных веществ 5
1.1.1.Понятие «психоактивные вещества», механизмы их воздействия на личность 5
1.1.2.Факторы наркотизации в подростковом возрасте 8
1.1.3.Влияние наркотиков на организм человека 12
1.2.Проблема тревожности в современной научной литературе 17
1.2.1.Понятие тревожности. Причины ее возникновения 17
1.2.2.Взаимосвязь тревожности с социальными факторами 20
1.3. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии. 24
1.3.1. Понятие «мотив» и «мотивация» 24
1.3.2. Мотивы употребления психоактивных веществ 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи тревожности и мотивов употребления психоактивных веществ 32
2.1. Изучение мотивов употребления алкоголя и наркотиков у подростков, состоящих на учете в наркологическом диспансере 32
2.2. Изучение уровня тревожности у подростков, состоящих на учете в наркологическом диспансере 36
2.3. Корреляционный анализ взаимосвязисвязи аддиктивного поведения и уровня тревожностиу наркозависимых подростков 40
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список литературы 49
Приложение
Согласно сведениям, содержащимся в изданиях ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения), причины наркомании расположены на четырех уровнях:
В литературе встречается мнение, что влечение подростка к употреблению наркотиков является признаком личностного психологического неблагополучия и является завершением процесса аномального (деструктивного) развития. В частности, выделяются следующие причины:
Можно выделить следующие особенности старшеклассников, определяющие склонность к наркотизации. Во-первых, подростки отличаются: психологическими особенностями в переживаниях, а также способах разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов, т. е. поведением в условиях конфликтных взаимоотношений. Подростки, способные к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях со взрослыми или сверстниками, значительно устойчивы в отношении наркотиков. Целенаправленное обучение подростков психологическим основам конструктивного поведения в условиях конфликтных взаимоотношений повышает их наркоустойчивость. Во-вторых: подростки различаются фактором стрессоустойчивости, т.е. дети, обладающие индивидуальной внутрипсихологической способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность значительно более устойчивы к наркотикам, чем дети, не умеющие этого делать. Данное личностное качество может быть сформировано психологическими средствами и служить целям наркопрофилактики [15, стр. 56].
Понятие наркоустойчивости тесно связано с понятием психологической устойчивости личности. Особенности переживаний жизненных трудностей и напряжений в среде подростков и молодежи индивидуально проявляются как способ отношения к тупиковым, трудно разрешимым или вообще неразрешимым проблемам. По мнению М. Селигмана, важнейшим фактором, определяющим психологическую устойчивость личности, является уровень оптимизма (пессимизма). Согласно М.Селигману, этот уровень выражается в оценке субъектом своих успехов и неудач. Выделяются три параметра, характеризующих эту оценку:
Психологическая устойчивость – это целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Она вырабатывается и формируется одновременно с развитием личности и зависит от типа нервной системы человека, от опыта личности, приобретенного в той среде, где она развивалась, от выработанных ранее навыков поведения и действия, а также от уровня развития основных познавательных структур личности.
Среди факторов наркотизации особое значение уделяется влиянию элементам социализации определяющих развитие личности подростка: семье, школе, неформальным группам и т.д. [21, стр. 26]. Э.Смитт указывает, что уязвимыми компонентами образа “Я” являются семейные и социальные отношения, свидетельствующие о факте эмоционального отвержения в семьях аддиктов и возникающая в результате этого “социальной инфантильности”, что может являться предиспонирующими факторами к потреблению токсических веществ на психологическом уровне.
А.Е. Личко выявил, что риск злоупотребления, в целом, наиболее высок для эпилептоидного и истероидного типов акцентуаций характера. Гипертимы проявляют особый интерес к галлюциногенам и ингаляторам, которые способны вызывать яркие и красочные фантазии. Кроме того, им свойственно стремление “все попробовать” и страсть к новым, неизведанным и все более интенсивным переживаниям. При эмоционально – лабильном типе риск в целом значительно ниже. При шизоидном типе преобладает тенденция к применению опийных препаратов и гашиша, т.е. желание вызвать у себя эмоционально приятное состояние. Высокий риск наркомании у эпилептоидов можно объяснить присущей им силе влечений. При циклотимной, сензитивной и психастенической акцентуации употребление наркотических и психоактивных веществ, по данным В.С. Битенского, встречается редко [32, стр.32].
По данным В.В. Дунаевского и В.Д. Стяжкина, первоначальный прием наркотиков в большинстве случаев носит психологически понятный характер. Многие старшеклассники хотели бы освободиться от чувства беспокойства, неудовольствия, усталости, душевной пустоты и скуки, которые могут возникнуть у любого субъекта в силу тех или иных жизненных обстоятельств, что особенно характерно для старшего подросткового возраста. Одним из главных побудительных мотивов к употреблению наркотиков является желание повторно получить субъективно приятно переживаемое чувство, которое вызывает введение в организм наркотического вещества. Каждый наркоман испытывает осознанное или неосознанное желание, чрезвычайно сильную потребность изменить свое эмоциональное или физическое состояние, самочувствие.
Среди причин, ведущих к первичному, а затем и системному употреблению нельзя не упомянуть и то, что называется мотивационной сферой. Многие старшеклассники – участники психокоррекционных групп, отвечающие на вопрос: “Почему ты начал употреблять наркотики?”, говорят, в основном, о любопытстве, интересе, “престижности”, нежелании быть “белой вороной”, о желании пережить кайф, о котором слышали от знакомых, а точнее, от лучших друзей. Примерно 1 старшеклассник из 8 говорит о стрессе, неприятностях как о причинах первого употребления наркотических веществ [6;20]
Таким образом, причинами употребления психоактивных веществ могут являться, как личностно психическое неблагополучие, так и социальное неблагополучие проявляющееся во влиянии деструктивной референтной группы, а так же наличие ситуации семейного неблагополучия. В случае, когда эти факторы, благодаря вмешательству взрослых, устраняются или компенсируются, злоупотребление прекращается без традиционного лечения, то есть без применения медикаментозных препаратов. И наоборот, никакие лекарства, никакие угрозы и наказания не помогут, если отсутствуют условия для удовлетворения жизненно важных социальных потребностей подростка, фрустрированных указанными факторами.
1.1.3. Влияние наркотиков на организм человека
Наркотики – это вещества, обладающие способностью изменять работу клеток головного мозга и тем самым вызывать ложное чувство удовольствия и приподнятое настроение. В то же время любой наркотик – это, прежде всего яд. Он повреждает практически все органы и клетки. Но когда наркотик принимается в небольших дозах, как это делают наркоманы, его отравляющее действие не так заметно. Повреждения накапливаются постепенно, и человек замечает ухудшение здоровья только после нескольких приемов. Но прекратить прием наркотика он уже не может потому, что попал в зависимость от него. Если же наркоман по неосторожности примет слишком большую дозу, то он погибает от отравления, точно так же, как и при отравлении любым другим ядом. По своему действию на организм наркотики и алкоголь во многом похожи, и обладают схожим механизмом формирования зависимого поведения [8, стр. 19].
Уже после первого приема наркотика в головном мозге человека формируется, так называемый центр влечения к наркотикам – это группа клеток головного мозга, образно выражаясь, «сошедших с ума». Включаясь, наркотический центр перестраивает работу всего головного мозга, подавляет самоконтроль, вызывает тягу к наркотику, или к алкоголю, заставляет человека вновь и вновь его принимать. Если до приема наркотика подросток еще сомневается, еще помнит об опасности, говорит себе «я только попробую всего один раз», то после даже однократного приема мысли и желания изменяться. Из-за того, что наркотик обладает способностью подавлять внутренний самоконтроль, чувство опасности исчезает. Человек начинает думать: «Вот я попробовал, и ничего страшного не произошло, только зря пугали». И через некоторое время он решит, что ничего страшного не произойдет, если он попробует еще разок, а потом еще и еще.
Человек уже превратился в наркомана и сам остановиться не может. Если в его крови нет наркотика, то начинается психическая депрессия – жизнь кажется серой, безрадостной, постоянно чего-то не хватает, человек испытывает тоску, тревогу и даже страх – он становиться похожим на психического больного (не редкость, что в состоянии депрессии наркоманы совершают самоубийство). Мозг работает в одном направлении - как достать наркотик, чтобы избавиться от этого неприятного состояния и еще раз пережить чувство наркотического одурманивания. Все, что его раньше интересовало – друзья, увлечения, учеба – теряет смысл. В жизни остается только одна цель, одно желание – наркотик. И действительно, после приема наркотика настроение и самочувствие ненадолго улучшаются. Все это называется психической зависимостью. По данным медиков, у 30-50% подростков психическая зависимость развивается уже после первого приема наркотика. То есть практически половина подростков превращается в наркоманов уже после первого «знакомства» с наркотиком (у остальных наркотическая зависимость возникает после нескольких приемов) [8;23]
Наркотик оказывает
сильное отрицательное воздейст
Если у наркомана уже выработалась физическая зависимость, то после прекращения приема наркотиков начинается явление, которое принято называть «ломкой», в медицине это явление называется синдромом отмены или абстинентным синдром. В зависимости от того, какой наркотик применялся и как долго, картина «ломки» может немного отличаться, однако любая «ломка» сопровождается резким ухудшением физического состояния. Обычно «ломка» – это сильнейшие ознобы, ломота и боли в пояснице, суставах, мышцах, костях, дрожание мышц и судороги, слабость с холодными потами, тошнота, рвота, поносы, резкие боли в животе, насморк. Плюс тревога, страх, галлюцинации, бессонница. Это мучительное состояние, которое сами наркоманы сравнивают с адом, длится 5-7 дней. Иногда случается, что во время «ломки» наркоман умирает от остановки сердца или дыхания.
Если во время «ломки» принять наркотик, то она прекращается, самочувствие нормализуется. Обычно наркоманы так и поступают. Наркоман вынужден продолжать принимать наркотик для того, чтобы предупредить «ломку», - это и есть физическая зависимость.
В первую очередь наркотики повреждают нервную систему и головной мозг. Из-за гибели нервных клеток головного мозга снижаются интеллектуальные способности человека. В головном мозге наркотик вызывает такие же изменения, какие бывают у больного шизофренией. Так что выражение “наркомания - это добровольное сумасшествие” нужно понимать не только в переносном, но и прямом смысле [9, стр.14-15].
Меняется и характер человека. Он становится вялым, замкнутым, нудным, пугливым, раздражительным. Поэтому друзья и подруги очень скоро от него отворачиваются - им просто неинтересно и неприятно общаться с таким человеком. Даже если наркоману удается прекратить употребление наркотиков, изменения в головном мозге полностью не восстанавливаются.
Очень серьезно наркотики разрушают печень. Любой наркотик - это яд для организма. Все яды обезвреживаются печенью, она берет на себя основной удар, и многие ее клетки погибают. Кроме того, наркоманы теряют чувство самосохранения и часто пользуются общими шприцами. Так они заражаются вирусами гепатита В и С. Все это приводит к циррозу и раку печени. Кроме того, наркоманы часто заражаются сифилисом и СПИДом.
Наркотики вызывают перерождение и дистрофию истощение сердечной мышцы. Такое одряхлевшее истощенное сердце не может справиться даже с небольшой физической нагрузкой, поэтому наркоман быстро устает и задыхается даже от небольшой физической нагрузки. На фоне такого истощения сердечной мышцы даже небольшая передозировка наркотика может привести к остановке сердца и смерти. Вообще нет такого органа, такой системы, которые не страдали бы от наркотика. Страдает весь организм. Очень сильно наркотики подавляют защитные системы организма и в первую очередь иммунную. Из-за этого наркоманы часто болеют воспалительными заболеваниями: бронхитами, воспалением легких, почек и других органов. Из-за несоблюдения правил гигиены (вводят не стерильный раствор с микробами) и снижения иммунитета у наркоманов часто развивается сепсис - заражение крови [11; 2].
Наркотики нарушают процесс пищеварения и выработку белка в печени, поэтому через некоторое время наркоманы “доходят” - слабеют и худеют до полного истощения, теряют зубы и волосы, быстро стареют. В период употребления наркотиков половые возможности (потенция) у наркомана, как правило, исчезают полностью, а если ему удается прекратить употребление, остаются серьезные проблемы с мочеполовой системой.
Информация о работе Взаимосвязь тревожности и аддиктивного поведения у подростков