Взаимосвязь тревожности и аддиктивного поведения у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить взаимосвязь между тревожностью и аддиктивным поведением подростков.
Задачи:
Исследовать влияние алкоголя и психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека.
Выделить факторы, приводящие к алкоголизации в подростковом возрасте, а также определить степень их значимости.
Выявить и проанализировать мотивацию употребления алкоголя подростками.
Исследовать тревожность в подростковом возрасте.
Рассмотреть взаимосвязь тревожности и мотивов употребления алкоголя подростками.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи тревожности и аддиктивного поведения у подростков 5
1.1.Основные подходы к проблеме психоактивных веществ 5
1.1.1.Понятие «психоактивные вещества», механизмы их воздействия на личность 5
1.1.2.Факторы наркотизации в подростковом возрасте 8
1.1.3.Влияние наркотиков на организм человека 12
1.2.Проблема тревожности в современной научной литературе 17
1.2.1.Понятие тревожности. Причины ее возникновения 17
1.2.2.Взаимосвязь тревожности с социальными факторами 20
1.3. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии. 24
1.3.1. Понятие «мотив» и «мотивация» 24
1.3.2. Мотивы употребления психоактивных веществ 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи тревожности и мотивов употребления психоактивных веществ 32
2.1. Изучение мотивов употребления алкоголя и наркотиков у подростков, состоящих на учете в наркологическом диспансере 32
2.2. Изучение уровня тревожности у подростков, состоящих на учете в наркологическом диспансере 36
2.3. Корреляционный анализ взаимосвязисвязи аддиктивного поведения и уровня тревожностиу наркозависимых подростков 40
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список литературы 49
Приложение

Работа содержит 1 файл

Взаимосвязь тревожности и аддиктивного поведения у подростков.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

По третьему блоку методики, эмоционально – психическое напряжение, большинству подростков (40%) свойственна неуверенность, тревожность по отношению к учебной деятельности. Повышенная тревожность у детей общеобразовательных классов вызывает переутомление, т. е. временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.

Энергия расходуется не на учебную  деятельность, а на подавление тревожности, вследствие чего истощаются внутренние ресурсы индивида, и если проблема не решается, то это может привести к развитию невротического состояния. Подростки могут неосознанно прибегать к приемам позволяющим

снижать уровень тревожности присущий ведущему виду деятельности на данном возрастном этапе. Нередко это может приводить к употреблению учащимися психоактивных веществ, как наиболее простой форме подавления неосознанной тревоги.

Согласно результатом  по четвертому блоку методики мотивация достижения успеха у большинства учащихся находится на стадии формирования (74%). Если мотивация достижения успеха сформирована в норме, такие ученики и студенты учатся с радостью, любят всего добиваться самостоятельно, уверены в себе, ответственность, инициативность, творчество - их характерные черты.

В школе развивается мотивация учебной деятельности. Главный развивающий и формирующий фактор – обучающая деятельность и личностные проявления учителя (как главного референтного лица). Большое значение имеет пример деятельности и поведения сверстников и семьи школьника. Как алгоритм деятельности - «постановка цели, подбор средств достижения, выполнение соответствующих действий, проверка результата» мотивация формируется к концу  начальной школы. В полной мере формирование мотивации как основы новообразования самосознания (в Я-концепции)  должно завершиться к концу подросткового периода. Основными атрибутами самосознания являются самостоятельность и ответственность, которые проявляются в самооценке. Есть успешность в деятельности, есть удовольствие от труда – есть адекватная самооценка. Нет успешности в деятельности и удовольствия от деятельности и общения – самооценка занижена. Она сопровождается либо неверием в свои возможности и безразличием, либо повышенной тревожностью, протестными, агрессивными реакциями.

 

2.3. Корреляционный анализ взаимосвязи аддиктивного поведения и уровня тревожности у наркозависимых подростков

 

Так как данная работа предполагает нахождение взаимосвязи  между двумя характеристиками, то для обработки первичных эмпирических данных использовался метод статистической обработки корреляция и последующий статистический анализ. Вычисление проводилось с помощью прикладных программ STATISTIC.

Пакет  STATISTIC—интегрированная система, включающая управляющую программу, подсистему статистического консультирования, подсистему управления данными и подсистему статистического анализа.

Пакет прикладных  программ STATISTIC:

-- предназначается для  решения задач статистического  анализа экспериментальных данных;

-- представляет собой  интегрированную систему управления и статистического анализа, работающую в диалоговом диапазоне с пользователем;

-- представляет пользователю  возможность определить необходимые  для решения задачи статистические  методы и программные средства  с помощью системы статистического  консультирования.

Для определения уровня зависимости мы использовали коэффициент  корреляции Пирсона, который измеряет степень линейной зависимости между  двумя интервальными переменными. Коэффициент корреляции Пирсона  подходит для между двумя нормальными  переменными и подходит для изучение взаимосвязи тревожности и аддиктивного поведения.

 Поместив исходные  данные полученные при помощи  методик «Мотивация потребления  алкоголя» (Завьялов В.Ю.),  «Мотивация употреблении наркотиков» (Аксючиц И.В.), «Исследование мотивации учебной деятельности» (О.В. Серафимович), «Шкала реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер) в матрицу данных пакета STATISTIC и проанализировав с помощью Basic statistic/ tables коэффициент линейной корреляции составил Rxy=0,4 , при p<0,05 (при анализе данных личностной тревожности и мотивации употребления алкоголя) и коэффициент линейной корреляции составил Rxy=0,32, при p<0,05 (при анализе данных личностной тревожности и мотивации употребления наркотиков), что свидетельствует о наличии умеренной связи между данными переменными.

Исходя из рассчитанного  значения между переменными личностной тревожностью и мотивацией употребления алкоголя, а также личностной тревожностью и мотивацией употребления наркотиков существует умеренная связь. Можно  сделать вывод, что уровень тревожности в подростковом возрасте может влиять на мотивацию употребления психоативных веществ. 

Большинство молодых  людей состоящих на учете в УЗ «Городской клинический наркологический диспансер. Подростковое наркологическое отделение» склонны воспринимать окружающую обстановку как угрожающую, 

тревожность сохраняется на уровне беспокойства или неуверенности, и они неосознанно начинаю защищать свой социальный статус путем совершения корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Состояние тревожности характеризуется субъективным, сознательно воспринимаемым ощущением угрозы и напряжения, сопровождаемым или связанным с активацией или возбуждением автономной нервной системы. Черты тревожного характера, закрепляясь в личности, изменяют ее. У тревожных личностей угроза бытию способна преодолеть любые нравственные преграды. Правовые и моральные нормы такими людьми не воспринимаются и как следствие принятие психоактивных веществ для решения проблем, снятия чувства дискомфорта, становится вполне приемлемой формой. На первый план выходят гедонистические, атарактические мотивы и мотивы гиперактивации, что еще раз подтверждает, что употребление наркотических веществ может быть вызвано попыткой решения психологических проблем.

Наличие умеренной связи при анализе данных личностной тревожности и мотивации употребления алкоголя может свидетельствовать о взаимосвязи уровня тревожности и мотивов употребления алкоголя. Однако у подростков также наблюдаются высокие показатели по социально-психологическим мотивам употребления алкоголя. Это объясняется  распространенностью проблемы алкоголизации населения в Республике Беларусь. Влиянием средств массовой информации, просмотр рекламы, кинофильмов, в которых алкоголь представлен как неотъемлемая часть хорошего времяпрепровождения, при этом у подростков не формируется культура питья. Это также подкрепляется наблюдением подобных ситуаций в микросоциуме подростка, что благодаря механизмам социального наущения закрепляется как индивидуальная форма поведения. Подростки не склонны оценивать принятие алкоголя как социально неодобряемое действие. 

Отсутствие корреляция между переменными мотивация  употребления алкоголя, мотивация употребления наркотиков и эмоционально психическое  напряжение (школьная тревожность) можно объяснить тем, что ведущий вид деятельности в подростковом возрасте – интимно- личностное общение. Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Проявляется подростковая дружба в объединение в неформальные группы. Так как на протяжении учебы в школе, подростки группы риска испытывают неуспешность в учебной деятельности, попадая в группу, они находят другой вид значимый вид занятия, и усваивают новую систему ценностей. На сознательном уровне они обесценивают учебную деятельность, и игнорируют любые проявления тревожности в отношении учебной деятельности.   

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

 

1. Среди подростков, состоящих на учете в УЗ «Городской клинический наркологический диспансер. Подростковое наркологическое отделение», согласно полученным в ходе описательного анализа данным, высокий уровень личностной тревожности отмечен у 53%, в то время как высокой уровень ситуативной тревожности имеют только 9 % респондентов, что можно объяснить значимостью межличностного общения в подростковом возрасте Молодые люди склонны переживать эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

2. Большинству подростков свойственно чувство неуверенности, повышенный уровень тревожности по отношению к учебной деятельности. Энергия расходуется не на учебную деятельность, а на подавление тревожности, вследствие чего истощаются внутренние ресурсы индивида, и если проблема не решается, то это может привести к развитию невротического состояния. Подростки неосознанно прибегают к приемам, позволяющим снижать уровень тревожности, что зачастую это может приводить к аддиктивным формам поведения.

3. Ведущими мотивами употребления наркотиков для подростков являются личностные, персональные мотивы (53%). Многие подростки (46%) склонны употреблять алкоголь  по социально-психологическим мотивам включающим в себя следующие группы мотивов.

4. Наличие умеренной связи при анализе данных личностной тревожности и мотивации употребления алкоголя может свидетельствовать о взаимосвязи уровня тревожности и мотивов употребления алкоголя (Rxy=0,4 , при p<0,05). Однако у подростков также наблюдаются высокие показатели по социально-психологическим мотивам употребления алкоголя. Это объясняется  распространенностью проблемы алкоголизации населения в Республике Беларусь.

5. Наличие слабой взаимосвязи между личностной тревожностью и мотивацией употребления наркотиков (Rxy=0,32, при p<0,05) говорит о наличии тенденции снижать уровень тревожности с помощью наркотических веществ. Тревожность характеризуется субъективным, сознательно воспринимаемым ощущением угрозы и напряжения, сопровождаемым или связанным с активацией или возбуждением автономной нервной системы. У тревожных личностей угроза бытию способна преодолеть любые нравственные преграды. Если правовые и моральные нормы не воспринимаются, то принятие психоактивных веществ для снятия чувства дискомфорта становится вполне приемлемой формой поведения. На первый план выходят гедонистические, атарактические мотивы и мотивы гиперактивации, что еще раз подтверждает, что употребление наркотических веществ может быть вызвано попыткой решения психологических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

1. Исследование «Взаимосвязь между тревожностью и употреблением психоактивных веществ » позволило выявить наличие связи между уровнем тревожности и мотивами употребления психоактивных веществ. Изучение проблемы употребления психоактивных веществ приобрело острую актуальность для Республики Беларусь. Республика Беларусь находится в центре контробандных путей транзита наркотических препаратов как растительного так и синтетического происхождения,  однако, на ряду с этим, в последнее время Беларусь из страны транзита стала превращаться в страну потребления. По данным МВД, объем транспортировок растет с каждым годом, вместе с этим растет число наркопотребителей, в основном это молодые люди, средний возраст которых составляет 20-ть лет.  В школе возникла проблема с увеличением числа учащихся склонных к аддиктивному поведению. Актуальность работы заключается в том, что в ней рассмотрены факторы влияющие на  употребление психоактивных веществ, и подробно изучено влияние тревожности на мотивы употребления психоактивных веществ. Результаты данной работы могут быть использованы при составлении программ первичной и вторичной профилактики как для учреждений системы образования (общеобразовательные школы, гимназии, и т.д.), так для учреждений системы здравоохранения (наркологические диспансеры, подростковые кабинеты).

2. Причинами употребления психоактивных веществ могут являться, как личностно психическое неблагополучие, так и социальное неблагополучие проявляющееся во влиянии деструктивной референтной группы, а так же наличие ситуации семейного неблагополучия.   В случае, когда эти факторы, благодаря вмешательству взрослых, устраняются или компенсируются, злоупотребление прекращается без традиционного лечения, то есть без применения медикаментозных препаратов. И наоборот, никакие лекарства, никакие угрозы и наказания не помогут, если отсутствуют условия для удовлетворения жизненно важных социальных потребностей подростка, фрустрированных указанными факторами.

3. В подростковом возрасте тревожность  возникает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», в отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и закреплении тревожности в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период. Подавляющее большинство детей не относят тревогу и страх к социально не одобряемым переживаниям, считая, что в той или иной степени они характерны для всех, причем тревога иногда оценивается и как позитивное переживание, говорящее о душевном богатстве человека, его неравнодушии к окружающему (в наиболее яркой форме это проявляется у девочек). Интересно, что некоторые школьники указывают на необходимость таких переживаний как для себя, так и для истории человечества. Однако при наличие факторов неблагополучного развития личности, подросток начинает самостоятельный поиск путей снижения тревожности, что может приводить к аддиктивным формам поведения.

4. Среди зарубежных и отечественных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности. Одним из важнейших вопросов мотивации деятельности человека является причинное объяснение его поступков. Одно из направлений в решении данного вопроса связано с попыткой понять, каким образом человек мотивируется в деятельности, направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигшие его неудачи. Мотивация — 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности. Одним из важных вопросов мотивации деятельности человека является причинное его объяснение.

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и аддиктивного поведения у подростков