Взаимосвязь тревожности и аддиктивного поведения у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить взаимосвязь между тревожностью и аддиктивным поведением подростков.
Задачи:
Исследовать влияние алкоголя и психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека.
Выделить факторы, приводящие к алкоголизации в подростковом возрасте, а также определить степень их значимости.
Выявить и проанализировать мотивацию употребления алкоголя подростками.
Исследовать тревожность в подростковом возрасте.
Рассмотреть взаимосвязь тревожности и мотивов употребления алкоголя подростками.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи тревожности и аддиктивного поведения у подростков 5
1.1.Основные подходы к проблеме психоактивных веществ 5
1.1.1.Понятие «психоактивные вещества», механизмы их воздействия на личность 5
1.1.2.Факторы наркотизации в подростковом возрасте 8
1.1.3.Влияние наркотиков на организм человека 12
1.2.Проблема тревожности в современной научной литературе 17
1.2.1.Понятие тревожности. Причины ее возникновения 17
1.2.2.Взаимосвязь тревожности с социальными факторами 20
1.3. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии. 24
1.3.1. Понятие «мотив» и «мотивация» 24
1.3.2. Мотивы употребления психоактивных веществ 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи тревожности и мотивов употребления психоактивных веществ 32
2.1. Изучение мотивов употребления алкоголя и наркотиков у подростков, состоящих на учете в наркологическом диспансере 32
2.2. Изучение уровня тревожности у подростков, состоящих на учете в наркологическом диспансере 36
2.3. Корреляционный анализ взаимосвязисвязи аддиктивного поведения и уровня тревожностиу наркозависимых подростков 40
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список литературы 49
Приложение

Работа содержит 1 файл

Взаимосвязь тревожности и аддиктивного поведения у подростков.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

 

2.1. Изучение  мотивов  употребления алкоголя и наркотиков  у подростков, состоящих на учете  в наркологическом диспансере

 

Процедура исследование проводилось в УЗ «Городской клинический наркологический диспансер. Подростковое наркологическое отделение», в котором  принимало участие 39 человек в возрасте от 13 до 16 лет.

Изучение мотивов  употребления алкоголя у подростков осуществлялось в ходе опроса. Анкета «Мотивы употребления алкоголя» В.Ю. Завьялова состоит из 45 утверждений, на каждое из которых испытуемый должен дать подходящий для него ответ:

-«да»-5 баллов;

-«скорее да»-4 балла;

-«сомневаюсь»-3 балла;

-«скорее нет»-2 балла;

-«нет»-1 балл.

Согласно методике «Мотивация употребления алкоголя» В.Ю.Завьялова большинство подростков (46%) склонны употреблять алкоголь  по социально-психологическим мотивам включающим в себя следующие группы мотивов:

1.Традиционные, социально  обусловленные, культурно распространенные  мотивы 

2. Субмиссивные мотивы, отражающие подчинению других людей или референтной группе в плане приема алкоголя

3. Псевдокультурный тип  мотивов, свидетельствующий о  стремлении человека приспособить  свой личный опыт к «алкогольным  ценностям» социальной микросферы, в которой он функционирует.

Вторая триада шкал образует группу личностных, персональных мотивов  потребления наркотиков. Данная группа мотивов является ведущей для 33% опрошенных.

1.Гедонистические мотивы, отражающие стремление получить физическое и психологическое удовольствие от действия наркотика, а также пережить опыт наркотической эйфории.

2. Атарактические мотивы, связанные с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания – напряжение, тревогу, страх – с помощью алкоголя.

3. Мотивы гиперактивации поведения, отражающие стремление выйти из состояния скуки, психологической» пустоты, незанятости, душевного бездействия, либо желание усилить эффективность своего поведения.

Третья триада шкал образует собственно патологическую мотивацию  употребления наркотиков, выступает как фактор болезненного влечения к алкоголю, характерен для 8% подростков, состоящих на учете в наркодиспансере.

1. Купирование абстиненции – стремление с помощью наркотиков снять абстинентные явления, дискомфорт, улучшить самочувствие.

2. Мотивы психической зависимости – фиксация в сознании патологического влечения к измененному состоянию сознания.

3. Мотивы самоповреждения – стремление употреблять наркотики назло другим и себе, в качестве протеста, из-за потери перспективы в будущем для себя, утраты смысла трезвой жизни.

Как видно из результатов  тестирования в подростковом возрасте на приятие алкоголя большое влияние  оказывает социальное нарущение, что подкрепляется усваиванием низкой культуры питья  преподносимой в СМИ. Подростки склонны не считают слабоалкогольные напитки вредными для здоровья, и считают, что они неотъемлемый атрибут свободного времяпрепровождения. Алкоголь воспринимается, как неотъемлемая часть встречи праздников, посещения дискотек, и просто общения с друзьями.

Согласно результатам полученным при помощи методики «Мотивация употребления наркотиков» И.В. Аксючиц ведущими мотивами употребления наркотиков является группа личностных, персональных мотивов потребления наркотиков.

А.Гедонистические мотивы, отражающие стремление получить физическое и психологическое удовольствие от действия наркотика, а также пережить опыт наркотической эйфории.

Б. Атарактические мотивы, связанные с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания  – напряжение, тревогу, страх –  с помощью алкоголя.

В. Мотивы гиперактивации поведения, отражающие стремление выйти  из состояния скуки, психологической» пустоты, незанятости, душевного бездействия, либо желание усилить эффективность  своего поведения.

В меньшей мере представлена группа «социально-психологических» мотивов приемы наркотиков, включающая следующие подгруппы мотивов:

А. Традиционные, социально-обусловленные, распространенные мотивы.

Б. Субмиссивные мотивы, отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы.

В. Псевдокультурные мотивы, свидетельствующие о стремлении молодых людей приспособиться к наркоманическим ценностям группы.

Третья триада шкал образует собственно патологическую мотивацию  употребления наркотиков, фактор болезненного влечения к наркотикам, в подростковом возрасте не представлен.

А. Купирование абстиненции  – стремление с помощью наркотиков снять абстинентные явления, дискомфорт, улучшить самочувствие.

Б. Мотивы психической  зависимости – фиксация в сознании патологического влечения к измененному  состоянию сознания.

В. Мотивы самоповреждения  – стремление употреблять наркотики  назло другим и себе, в качестве протеста, из-за потери перспективы  в будущем для себя, утраты смысла трезвой жизни.

Первичные данные исследования мотивов употребления психоактивных  веществ подростков состоящих на учете в наркологическом диспансере приведены в таблице  Приложение 1 таблица П 1.

Таблица 2.1.-Распределение  по группам мотивов употребления  психоактивных веществ

 

МУН

МУА

 

1-гр.

2-гр.

3-гр.

1-гр.

2-гр.

3-гр.

Абсолют. величина

11

28

5

18

13

8

%

28

53

13

46

33

21


 

Подростки состоящие на учете в УЗ «Городской клинический наркологический диспансер. Подростковое наркологическое отделение» принимают в основном психоактивные вещества, составляющие группу «легких наркотиков», которые приводят к необратимым изменениям, однако на физическом самочувствии проявляются после более продолжительного приема. Зачастую проявления абстинентного синдрома подростками воспринимается как плохое самочувствие, проблемы со здоровьем.  Отрицая факт зависимости, они отрицают и связанные с этим фактом  мотивы. 

Таким образом,  у большинства испытуемых высокий личностный уровень тревожности. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется вследствие неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь на продуктивности деятельности, влияет на выбираемые формы поведения. Неадекватная самооценка и не критичность к своему поведению, может приводить к аддиктивным формам поведения. Исследованные подростки не мотивированы на учение, и другие виды деятельности, не получают позитивных эмоций от учебной деятельности,  как правило такая мотивация сопровождается низкими показателями избегания и напряжения. Согласно результатам полученным при помощи методики «Мотивация употребления наркотиков» И.В. Аксючиц ведущими мотивами употребления наркотиков является группа личностных, персональных мотивов потребления наркотиков. Согласно методике «Мотивация употребления алкоголя» В.Ю.Завьялова большинство подростки склонны употребляют алкоголь  по социально-психологическим мотивам включающим в себя следующие группы мотивов.

 

2.2. Изучение  уровня  тревожности у подростков, состоящих  на учете в наркологическом  диспансере

 

Исследование  уровня тревожности проводилось  по методике Шкала реактивной и личностной тревожности  Спилбергера. Методика включает в себя инструкции (разные для двух шкал методики) и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20—для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ), на которые возможны 4 варианта ответов по степени интенсивности.

По результатам исследования мы составили таблицу первичных  эмпирических данных (см. Приложение 2, таблица П 2.1.):

Таблица 2.1- Распределение учащихся по уровням тревожности

 

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Уровень тревожности

абсолютная величина

в %

абсолютная величина

в %

Низкий

7

18

6

15

Умеренный

23

59

13

32

Высокий

9

23

21

53


 

Высокий уровень личностной тревожности отмечен у 53% подростков, что значительно меньше показателя высокой ситуативной тревожности (9 %), что можно объяснить значимостью межличностного общения в подростковом возрасте. Высокий уровень тревожности, говорит о состоянии тревоги в ситуациях оценки компетентности. Низкий уровень ситуативной тревожности говорит о необходимости обратить внимание на мотивы деятельности и повышения уровня ответственности. Следует обратить внимание на подростков с низким уровнем тревожности, их мотивации и повышению чувства ответственности, так как низкий уровень тревожности может свидетельствовать о наличии защитных механизмов. Подросток как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется вследствие неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь на продуктивности деятельности. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокого уровня тревожности.

Можно сделать вывод, что подростки склонны переживать эмоциональный дискомфорт, связанный  с ожиданием неблагополучия, с  предчувствием грозящей опасности. В свою очередь принятие психоактивных веществ позволяет чувствовать себя спокойно, испытывать эмоциональный комфорт, приподнятое настроение. А также состояние неоправданной эйфории, которая характеризуется не только приподнятым настроением, но и влиянием на мышление, восприятие, память, самооценку. Самооценка поднимается, вспоминаются только хорошие события, человек чувствует себя успешным и уверенным. Чувства удовлетворения, радости и благополучия, овладевающее человеком, может  резко контрастировать с тем, что в действительности происходит с ним. В этом и проявляется не критичность, неспособность правильно, реалистически оценивать происходящее. И это позволяет подростку на некоторое время снизить уровень тревожности, избавиться от тягостных переживаний, которые часто даже не осознаются в полной мере.

Исследование  тревожности относящейся к учебной  деятельности, мотивации самостоятельности  в учебной деятельности, мотивации  достижения успеха, мотивации избегания  неудач проводится по методике «Исследование мотивации учебной деятельности» О.В. Серафимович.

Согласно данной методике, подростки, состоящие на учете в УЗ «Городской клинический наркологический диспансер. Подростковое наркологическое отделение» имеют следующие результаты (см. Приложение 2 таблицу-П.2.2).

Таблица 2.2.2-Результаты исследования мотивации учебной деятельности

МСУД1

МИН2

не сформир.

на ст. формир.

норма

избег. трудностей.

форм. избег. трудностей.

норма

69%

51%

0%

37%

51%

12%

ЭПН3

МДУ4

норма

повыш.

высокий

не сформир.

на ст. формир.

норма

31%

40%

29%

11%

74%

6%


 

Примечания:

МСУД1- Мотивация самостоятельности учебной деятельности

МИН2- Мотивация избегания неудач

ЭПН3- Эмоционально-психическое напряжение

МДУ4- Мотивация достижения успеха

По  первому блоку, мотивация самостоятельности в учебной деятельности не сформирована у 69% подростков. Можно сделать вывод, что испытуемые не мотивированы на учение, и другие виды деятельности, не получают позитивных эмоций от учебной деятельности,  как правило такая мотивация сопровождается низкими показателями избегания и напряжения.

Согласно данным по второму  блоку, мотивация избегания неудач (трудностей), у большинства опрошенных (51%) формируется избегание проблемных ситуаций, либо этот показатель находится на стадии формирования. Это часто проявляется в уходе с уроков,  лжи, списывании, часто такие учащиеся переключаются на замещающую деятельность (спорт, КВН и др.) Из личностных качеств им свойственны – неуверенность в своих возможностях, сниженная самооценка, безответственность, несамостоятельность, лживость, трусость.

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и аддиктивного поведения у подростков