Взаимосвязь тревожности и аддиктивного поведения у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить взаимосвязь между тревожностью и аддиктивным поведением подростков.
Задачи:
Исследовать влияние алкоголя и психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека.
Выделить факторы, приводящие к алкоголизации в подростковом возрасте, а также определить степень их значимости.
Выявить и проанализировать мотивацию употребления алкоголя подростками.
Исследовать тревожность в подростковом возрасте.
Рассмотреть взаимосвязь тревожности и мотивов употребления алкоголя подростками.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи тревожности и аддиктивного поведения у подростков 5
1.1.Основные подходы к проблеме психоактивных веществ 5
1.1.1.Понятие «психоактивные вещества», механизмы их воздействия на личность 5
1.1.2.Факторы наркотизации в подростковом возрасте 8
1.1.3.Влияние наркотиков на организм человека 12
1.2.Проблема тревожности в современной научной литературе 17
1.2.1.Понятие тревожности. Причины ее возникновения 17
1.2.2.Взаимосвязь тревожности с социальными факторами 20
1.3. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии. 24
1.3.1. Понятие «мотив» и «мотивация» 24
1.3.2. Мотивы употребления психоактивных веществ 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи тревожности и мотивов употребления психоактивных веществ 32
2.1. Изучение мотивов употребления алкоголя и наркотиков у подростков, состоящих на учете в наркологическом диспансере 32
2.2. Изучение уровня тревожности у подростков, состоящих на учете в наркологическом диспансере 36
2.3. Корреляционный анализ взаимосвязисвязи аддиктивного поведения и уровня тревожностиу наркозависимых подростков 40
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список литературы 49
Приложение

Работа содержит 1 файл

Взаимосвязь тревожности и аддиктивного поведения у подростков.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

Таким образом, по своему действию на организм наркотики и алкоголь во многом похожи, и обладают схожим механизмом формирования зависимого поведения. Употребление любых видов психоактивных веществ оказывает разрушительное действие на физическое и психическое здоровье человека, и вызывают необратимые изменения в личности больного.

 

1.2. Проблема тревожности  в современной научной литературе

 

1. 2.1. Понятие тревожности. Причины ее возникновения

 

Проблема изучения тревожности  в отечественной и зарубежной литературе в последнее время  обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста (В.М. Астапов, А.И. Захаров,  Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.)

Принято считать, что  проблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервые  поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда. З.Фрейд признавал необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх — реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность — реакция на опасность, не известную и не определяемую. Тревожность характеризуется тремя основными признаками — специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями (прежде всего усилением сердцебиения); осознанием этого переживания.

Фрейд выделял три  основных вида тревожности: 1) объективную, вызванную реальной внешней опасностью; 2) невротическую, вызванную опасностью не известной и не определенной; 3) моральную, определяемую им как «тревожность совести» [37].

 К. Хорни трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают. Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная). Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности). Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

В состав тревожности  входят понятия: «тревога», «страх», 
«беспокойство». Рассмотрим сущность каждого. Страх  – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания [30].

По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека приходить в состояние  повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.  А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как в период дошкольного детства проявляется невротизация семейных отношений.

И.В. Имедадзе выделяет два  уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального  приспособления к среде, а высокий  вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме. Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных: с процессом обучения, учебная  тревожность; с представлениями  о себе – самооценочная тревожность; с общением – межличностная тревожность. Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение [24;25]. По мнению А.М. Прихожан, тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности, а под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности [24;25]. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности. В качестве открытых форм были выделены острая, нерегулируемая тревожность, регулируемая и компенсирующая тревожность, культивируемая тревожность. Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают агрессивность, чрезмерная зависимость, апатия, лживость, лень, чрезмерная мечтательность. Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.

Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности. Тревожный подросток имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, минимальная самореализация.

Переживание состояния  тревожности происходит и на психофизиологическом уровне, тревожность может сопровождаться такими физиологическими симптомами, как сердцебиение, испарина, понос, учащенное дыхание. Эти физические признаки появляются как при осознанной тревоге, так и при неосознанной. Например, перед экзаменом у человека  может быть диарея, и он может полностью осознавать наличие тревоги. Но сердцебиение или частые позывы к мочеиспусканию могут возникать и без какого-либо осознания тревоги, и лишь позднее человек начинает понимать, что испытывал тревогу. Хотя физические проявления эмоций особенно заметно выражены в тревоге, они характерны не только для нее. При депрессии замедляются физические и психические процессы; бурная радость изменяет напряженность тканей или делает походку легче; сильная ярость вызывает дрожь или приток крови к голове.

 Таким образом,  тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности, и характеризуется тремя основными признаками — специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями (прежде всего усилением сердцебиения); осознанием этого переживания. Выделяют виды тревожности на основе ситуаций, связанных: с процессом обучения, учебная тревожность; с представлениями о себе – самооценочная тревожность; с общением – межличностная тревожность.

 

1.2.2. Взаимосвязь тревожности с социальными факторами

 

В социальной сфере тревожность  оказывает влияние на эффективность  в общении, на социально - психологические показатели эффективности деятельности руководителей, на взаимоотношения с     товарищами, порождая конфликты. К социальным факторам относятся: отношения с товарищами, успешность деятельности человека, положение в обществе, самооценка, стремление к лидерству, стремление реализации своих способностей, адекватное восприятие себя и т.д.  

В психологической сфере  тревожность проявляется в изменении  уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. Личностная тревожность влияет на мотивацию.

Отмечается обратная связь тревожности с такими особенностями  личности, как: социальная активность, стремление к лидерству, эмоциональная  устойчивость, степень невротизма и  интровертированности. Тревожность проявляется и в психофизиологической сфере. Причины тревожности на социальном уровне - нарушение общения [19].

На психологическом  уровне - неадекватное восприятие субъектом  самого себя, на психофизиологическом причины тревожности связываются  с особенностями строения и функционирования ЦНС.

Личностная тревожность  проявляется не обязательно непосредственно  в поведении, она имеет выражение  субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон её жизнедеятельности, угнетающий психику.

Выделим  основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности по В.В. Лебединскому:

1. Личность с высоким  уровнем тревожности склонна   принимать окружающий мир как  заключающие в себе угрозу  и опасность в значительно  большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.

2. Высокий уровень  тревожности создаёт угрозу психическому  здоровью личности, способствует  развитию предневротических состояний. 

3. Отрицательно влияет  на результаты деятельности. Отмечается  зависимость тревожности со свойствами личности, от которых зависит учебная успеваемость.

4. Тревожность оказывает  влияние на профессиональную  направленность. Сопоставление профессиональной  направленности  с индивидуально-психологическими  особенностями выявило существенное  влияние этих особенностей на характер профессиональной направленности [31;9].

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и  продуктивность деятельности, высокий  уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального  функционирования личности. Тревожность связана с отрицательным социальным статусом, формулирует конфликтные отношения и  ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении.

Подросток с высоким  уровнем тревожности будет неадекватно  относиться к себе, у него будет занижена самооценка, следовательно, отношения со сверстниками будут складываться непросто, у него не будет стремления к лидерству и желания реализовывать свои способности  в учебной деятельности. В настоящее время увеличилось число тревожных подростков, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, повышенным беспокойством, неуверенностью. В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности. В ряде случаев она буквально взращивается в тревожно – мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству.

 

1.2.3  Особенности тревожности в подростковом возрасте

 

Тревожность имеет ярко выраженную подростковую специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей, вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики» тревожности являются отражением наиболее значимых социальных потребностей.

Тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни  общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие [25;31].

Тревога как состояние оказывает  в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного, младшего дошкольного и подросткового возраста; в старшем подростковом – раннем юношеском возрастах влияние может также носить и мобилизующий характер. На протяжении всего школьного возраста влияние тревоги на деятельность опосредуется характеристиками педагогического общения, создаваемой педагогом общей атмосферой класса. Влияние на деятельность тревожности как свойства личности усиливается с возрастом.

Тревожность как личностное образование  может выполнять в поведении и развитии личности детей и подростков мотивирующую функцию, заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность ребенка и подростка может носить как негативный, так и до некоторой степени позитивный характер, однако и в последнем случае оно имеет жесткие ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.

Проведенное А.М. Прихожан исследование позволяет представить следующую схему происхождения и закрепления тревожности на разных возрастных этапах. В дошкольном и младшем школьном возрастах ситуация в семье, отношения с близкими взрослыми провоцируют переживание ребенком постоянных психологических микротравм и порождают состояние аффективной напряженности и беспокойства, носящих реактивный характер [27;17].

С предподросткового возраста тревожность  все более опосредуется особенностями  «Я-концепции», носящей противоречивый, конфликтный характер. В свою очередь  тревожность, становясь своеобразным психологическим барьером на пути достижения успеха и субъективного его восприятия, углубляет и усиливает этот конфликт. На потребностном уровне он приобретает характер противоречия между аффективно заряженным стремлении к удовлетворяющему отношению к себе, успеху, достижению цели, с одной стороны, и боязнью изменить привычное отношение к себе – с другой. Возникающие в результате такого конфликта затруднения в восприятии успеха и сомнения даже в реальных достижениях еще более увеличивают отрицательный эмоциональный опыт. Поэтому тревожность все более закрепляется, приобретает стабильные формы реализации в поведении, регуляции, компенсации или способов защиты и становится устойчивым личностным свойством, имеющим собственную побудительную силу. Именно на этой основе может возникнуть тревожность в подростковом и юношеском возрастах [11;27].

Таким образом, в подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в качестве устойчивого личностного  образования на основе ведущей в  этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», в отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и закреплении тревожности в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период. Подавляющее большинство детей не относят тревогу и страх к социально не одобряемым переживаниям, считая, что в той или иной степени они характерны для всех, причем тревога иногда оценивается и как позитивное переживание, говорящее о душевном богатстве человека, его неравнодушии к окружающему (в наиболее яркой форме это проявляется у девочек). Интересно, что некоторые школьники указывают на необходимость таких переживаний как для себя, так и для истории человечества.

 

1.3. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии

 

1.3.1. Понятия «мотив» и «мотивация»

 

Проблема мотивации  является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому,  что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня реального познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и аддиктивного поведения у подростков