Взаимосвязь тревожности и аддиктивного поведения у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить взаимосвязь между тревожностью и аддиктивным поведением подростков.
Задачи:
Исследовать влияние алкоголя и психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека.
Выделить факторы, приводящие к алкоголизации в подростковом возрасте, а также определить степень их значимости.
Выявить и проанализировать мотивацию употребления алкоголя подростками.
Исследовать тревожность в подростковом возрасте.
Рассмотреть взаимосвязь тревожности и мотивов употребления алкоголя подростками.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи тревожности и аддиктивного поведения у подростков 5
1.1.Основные подходы к проблеме психоактивных веществ 5
1.1.1.Понятие «психоактивные вещества», механизмы их воздействия на личность 5
1.1.2.Факторы наркотизации в подростковом возрасте 8
1.1.3.Влияние наркотиков на организм человека 12
1.2.Проблема тревожности в современной научной литературе 17
1.2.1.Понятие тревожности. Причины ее возникновения 17
1.2.2.Взаимосвязь тревожности с социальными факторами 20
1.3. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии. 24
1.3.1. Понятие «мотив» и «мотивация» 24
1.3.2. Мотивы употребления психоактивных веществ 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи тревожности и мотивов употребления психоактивных веществ 32
2.1. Изучение мотивов употребления алкоголя и наркотиков у подростков, состоящих на учете в наркологическом диспансере 32
2.2. Изучение уровня тревожности у подростков, состоящих на учете в наркологическом диспансере 36
2.3. Корреляционный анализ взаимосвязисвязи аддиктивного поведения и уровня тревожностиу наркозависимых подростков 40
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список литературы 49
Приложение

Работа содержит 1 файл

Взаимосвязь тревожности и аддиктивного поведения у подростков.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

Многочисленные исследования проведены  отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, Л. И. Божович, её сотрудники, и последователи долгое время изучают мотивы школьников. При анализе направленности личности (понимая под направленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выделены, широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы порождения самой учебной деятельностью [34, стр.54].

Исследуя отношения  школьников к учению, Л. И. Божович  установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы Л.И. Божович и ее сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учения.

Л.И. Божович и ее сотрудниками под мотивом  понимается внутренняя позиция личности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов: « При этом под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учится» [7;13].

В зарубежных исследованиях  изучению мотивов уделяется большое  внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений поведения человека и животных. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с применением различных методов.

Своеобразное понимание  мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К. Левин разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями гештальтпсихологии понималась категория образа, так К. Левиным в «теории поля» понималась категория мотива. Поведение К. Левин объяснял, исходи из отношений, складывающихся у личности с непосредственной средой в данный временной микроинтервал. Левин, перейдя от фрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии к представлению о системе «организма – среда», сделал важный шаг вперед в развитие учения о мотивах. Его несомненной заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при исследование мотиваций [34, стр.38-40].

В Теории Д. К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитие. Мотив здесь «стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения.

Г. Олпорт в своей книге  «Личность» как представитель «персоналистического»  направления выдвинул идею личностного  подхода к мотивации человека. В его теории самореализации личность рассматривается как первопричина человеческого поведения.     

В теории мотивации Э. Даффи поведение описывается  через его направленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее возбуждение и активность). При определении мотивации необходимо определить активацию и ее направление.

Д. Берлайн разработал сложную систему мотиваций, согласно которой потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория физиологична.

В теории мотивации И. Аткинсона и К. Берча, П. Аткинсон выделяет несколько языков мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий и математический. Основываясь на взглядах К. Левина и Э. Толмена П. Аткинсон рассматривает поведение как, во-первых ожидание чего либо и, во-вторых, ценности, превращающиеся в мотив. Новым здесь является то, что П. Аткинсон и Берч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные). Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их значимости и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристику действий [35, стр. 46-49].

В теории мотивации А. Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий  мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

Таким образом, среди  зарубежных и отечественных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности. Одним из важнейших вопросов мотивации деятельности человека является причинное объяснение его поступков. Одно из направлений в решении данного вопроса связано с попыткой понять, каким образом человек мотивируется в деятельности, направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигшие его неудачи.

 

1.3.2. Мотивы употребления психоактивных веществ

 

Зарубежные исследователи  в качестве мотивов употребления подростками и молодежью психоактивных веществ приводят: "влияние приятеля", "потребность в изменении своего состояния", "желание уйти с помощью наркотиков от решения жизненных проблем, снять эмоциональный дискомфорт". Э. Фромм рассматривает употребление наркотиков как частный случай культа потребительства среди молодежи, следовательно, мотивом приобщения к наркотикам служит стремление "потреблять счастье" как товар. Среди мотивов, противодействующих употреблению наркотиков, отмечается "отсутствие к ним интереса", "влияние друзей и родителей", кроме того, для девушек большое значение имеет выраженность религиозных чувств, а для юношей - успехи в школе [12, стр. 46].

В работах отечественных  ученых, посвященных изучению мотивов  употребления наркотиков, упоминается о внутригрупповой конформности - желании "не отстать" от сверстников, о поиске необычных ощущений и переживаний, о "скуке". Мнение авторов о роли указанных мотивов расходятся. А.Е. Личко и В.С. Битенский использовали классификацию мотивов, которую В.Ю. Завьялов разработал для алкоголиков, выделяя вслед за ним следующие группы мотивов.

1. Социально-психологические:

    • мотивы, обусловленные традициями и культурой;
    • субмиссивные мотивы, отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы;
    • псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующих о стремлении подростка приспособиться к "наркотическим ценностям" подростковой группы.

В.С. Битенский считает, что эти мотивы характерны для  начального этапа наркотизации. Подростки  часто объясняли употребление наркотиков тем, что они подчинялись давлению сверстников.

2. Потребность в изменении собственного состояния:

    • гедонистические мотивы;
    • атарактические мотивы;
    • мотивы гиперактивации поведения.

В.С. Битенский обнаружил, что эти мотивы играют большую роль на начальных стадиях наркотизации и легко признаются подростками в беседах

3. Патологическая мотивация,  связанная с наличием абстинентного  синдрома и патологического влечения  к наркотику.

В.С. Битенский считает, что подросток, как правило, руководствуется комплексом мотивов. Характер ведущего мотива определяется стадией наркомании, особенностями характера и личности подростка, юноши [14;16].

Ряд отечественных исследователей [18;20;22] считает, что во многих случаях отклоняющееся поведение подростков обусловлено действием механизма поиска впечатлений на фоне неразвитости у них сферы потребностей, искажением процесса социализации и особенностями эмоциональной сферы: низкой стрессоустойчивостью, повышенной тревожностью. Одним из наиболее существенных факторов возможной наркотизации являются нарушения в эмоциональной сфере подростков.

Многие исследователи  пришли к выводу, что сильнее всего  риск употребления наркотиков выражен  у молодежи в возрасте 12-18 лет. В  это время молодые люди должны справиться с большим количеством задач развития: они должны подготовить свой уход из родительского дома, достичь признания в своей возрастной группе, завязать дружеские и партнерские отношения, определить перспективу будущей профессии, создать собственную шкалу ценностей и этическое самосознание как основу собственного поведения. Риск отклоняющегося поведения (потребление наркотиков и алкоголя - это лишь одна из возможных форм) возникает, если молодой человек не видит этих задач, не может их принять, либо решение этих задач является для него или кажется ему невозможным [15, стр. 33-40].

В последние десятилетия  в центре внимания врачей и психологов находится проблема эмоционального стресса. Причины его разнообразны: потрясшие нашу страну за последние  годы катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные и межрегиональные конфликты, рост насилия, экономическая нестабильность, неурядицы в семье, физическое напряжение, болезнь близких, монотонная деятельность взрослых, проблемы обучения в школе детей и т.д.

Выделяют следующие основные группы употребления психоактивных веществ: мотивация употребления психоактивных веществ согласно В.Ю. Завьялову , включающим в себя следующие группы:

1.Традиционные, социально  обусловленные, культурно распространенные  мотивы.

2. Субмиссивные мотивы, отражающие подчинение другим людям или референтной группе в плане приема алкоголя.

3. Псевдокультурный тип  мотивов, свидетельствующий о  стремлении человека приспособить  свой личный опыт к «алкогольным  ценностям» социальной микросферы, в которой он функционирует.

Мотивация употребления наркотиков, согласно И.В. Аксючиц включает следующей группой мотивов:

1.Гедонистические мотивы, отражающие стремление получить физическое и психологическое удовольствие от действия наркотика, а также пережить опыт наркотической эйфории.

2. Атарактические мотивы, связанные с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания – напряжение, тревогу, страх – с помощью алкоголя.

3. Мотивы гиперактивации поведения, отражающие стремление выйти из состояния скуки, «психологической» пустоты, незанятости, душевного бездействия, либо желание усилить эффективность своего поведения.

Таким образом, в отечественной и зарубежной психологии нет единой точки зрения на мотивационную сферу человека. 

 

 Выводы по главе 1

1. Наркотики - это вещества, обладающие способностью изменять работу клеток головного мозга и тем самым вызывать ложное чувство удовольствия и приподнятое настроение, повреждая психику человека. Организм вынужден изменять нормальный обмен веществ и включать в него наркотик. Отмена наркотиков приводит к нарушению работы клеток и всего организма, и становится причиной тяжелого хронического заболевания – наркомания. Наркомания практически неизлечима и процесс помощи сводится к снятию симптомов на физическом уровне и длительной психологической поддержке.

2.   По данным ВОЗ выделяется 4-е уровня причин наркотизации: биофизиологический уровень, индивидуально - психологический уровень, микросоциальный уровень, макросоциальный уровень.

В случае, когда эти  факторы, благодаря внешнему вмешательству, устраняются или компенсируются, злоупотребление прекращается без традиционного лечения, то есть без применения медикаментозных препаратов. И наоборот, никакие лекарства, никакие угрозы и наказания не помогут, если отсутствуют условия для удовлетворения жизненно важных социальных потребностей подростка, фрустрированных указанными факторами.

3. Существует множество подходов к определению тревожности. Тревожность можно рассматривать как: психологическое явление; индивидуальная психологическая особенность личности;  склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства.

3.1. В подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе.

3.2. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», в отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и закреплении тревожности в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период.

3.3. Уровень тревожности влияет на все сферы психики : аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную и проявляются в выбираемых формах поведения. 

4. В зарубежной и отечественной психологии существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности. Одним из важнейших вопросов мотивации деятельности человека является причинное объяснение его поступков. Одно из направлений в решении данного вопроса связано с попыткой понять, каким образом человек мотивируется в деятельности, направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигшие его неудачи. Мотива́ция (от lat. movere ) рассматривается как: побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности. Одним из важных вопросов мотивации деятельности человека является причинное его объяснение.

4.1. Мотивация употребления психоактивных веществ по В. Ю. Завьялову, включает в себя следующие группы мотивов: традиционные, социально обусловленные; субмиссивные мотивы; псевдокультурный тип мотивов.

4.2. Мотивация употребления наркотиков, по И.В. Аксючиц включает следующей группой мотивов: гедонистические мотивы; атарактические мотивы; мотивы гиперактивации поведения.

 

 

Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи тревожности и мотивов употребления психоактивных веществ

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и аддиктивного поведения у подростков