Взаимосвязь профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета

Автор: i*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 08:55, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить взаимосвязь успешности в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов юридического факультета.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
Определить профессиональную направленность как совокупность мотивационных.
Выявить особенности профессиональной направленности у студентов юридического факультета.
Определить уровни успешности в обучении у студентов юридического факультета.
Выявить взаимосвязь успешности в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов юридического факультета.
Выявить различия в проявлении взаимосвязи между профессиональной направленностью и успешностью в обучении у девушек и юношей.
Разработать рекомендации, способствующих эффективному формированию профессиональной направленности личности студентов юридического факультета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной направленности личности студентов юридического факультета
1.1. Понятие профессиональной направленности личности юриста…………10
1.2. Структура профессиональной направленности личности юриста ……………………………………………………………………………………….25
1.3. Взаимосвязь профессиональной направленности личности студентов юридического факультета и успешности в учебной деятельности………………………………………………………………………32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
2.1. Организация и методы исследования…………………………………………35
2.2. Анализ связи профессиональной направленности личности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета…………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….52
ГЛОССАРИЙ………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 98.03 Кб (Скачать)

     Следует отметить, что данная характеристика профессиональной направленности юриста характерна для студентов юридического факультета с высоким и средним  уровнем профессиональной направленности. Особенностями низкого уровня профессиональной направленности студентов юридического факультета, определяющими ее структуру, являются утилитарные мотивы профессионализации (престижность профессии, самоутверждение, материальная перспектива) или стихийность выбора.

     3) Формирование специалиста происходит путем его целенаправленного, специально организованного обучения в стенах вуза. Критерием эффективности профессионального становления, на наш взгляд, может служить учебная успешность студента, выражающаяся в оценках по учебным дисциплинам. Совпадение мотивационной структуры личности, определяющей отношение к избранной профессиональной деятельности, и предметного содержания учебной программы является одним из определяющих моментов успешного профессионального становления специалиста еще на этапе обучения в вузе.

     Прежде  всего, нами были проанализирована успеваемость студентов юридического факультета по блоку юридических дисциплин. Анализ успеваемости проводился по 10 балльной шкале, рассчитывался средний балл успеваемости, что позволило нам  выделить три группы студентов по успеваемости: низкий уровень успеваемости (0-5,5), средний уровень успеваемости (5,5 – 7,5), высокий уровень успеваемости (7,5 - 10).

     4) Профессиональная направленность представляет собой систему эмоционально ценностных отношений, задающих соответственно их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в профессиональной деятельности. Формирование специалиста происходит путем его целенаправленного, специально организованного обучения в стенах вуза. Критерием эффективности профессионального становления, на наш взгляд, может служить учебная успешность студента, выражающаяся в оценках по учебным дисциплинам. Совпадение мотивационной структуры личности, определяющей отношение к избранной профессиональной деятельности, и предметного содержания учебной программы является одним из определяющих моментов успешного профессионального становления специалиста еще на этапе обучения в вузе. Гипотеза исследования, состояла в том, что профессиональная направленность определяет успешность обучения, а именно чем выше уровень профессиональной направленности, тем успешнее учебная деятельность, подтвердилась. Результаты анализа свидетельствует о том, что студенты, имеющие низкие значения успеваемости, имеют низкие значения уровня профессиональной направленности, а студенты, имеющие, высокие значения успеваемости имеют высокие значения уровня профессиональной направленности.

     Высокий уровень сформированности профессиональной направленности специалистов предполагает, прежде всего, удовлетворенность выбранной профессией, устойчивые профессиональные интересы, взгляды и намерения, высокий уровень профессиональной мотивации, осознание общественной значимости своей профессии, развитие у них высокого уровня профессионального сознания. Особенностями низкого уровня профессиональной направленности студентов-юристов, определяющими ее структуру, являются утилитарные мотивы профессионализации (престижность профессии, самоутверждение, материальная перспектива) или стихийность выбора.

     Анализ  взаимосвязи профессиональной направленности личности на успешность в учебной деятельности по блоку практических дисциплин показал, что наиболее успешны в учебной деятельности те студенты, профессиональная направленность которых имеет тенденцию к типу профессий "Человек - человек " и "Человек - художественный образ". Наименее успешны в учебе студенты, имеющие профессиональную направленность на тип профессий "Человек - знаковая система" и "Человек - техника".

     5) Исследование позволило проанализировать наличие или отсутствие различий в проявлении взаимосвязи профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности у девушек и юношей юридического факультета. Поскольку среднее значение оценок у девушек юридического факультета выше (т.е. выше успеваемость), чем у юношей юридического факультета, мы предполагали, что уровень профессиональной направленности у девушек будет выше, чем у юношей. В результате анализа наше предположение не подтвердилось, выяснилось, что группа   девушек юридического факультета не превосходят по уровню профессионально направленности группу юношей  юридического факультета. Следовательно, различий по признаку пола в проявлении взаимосвязи профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности не выявлено.

     6) Полученные результаты ставят нас перед необходимостью поиска средств и методов формирования и повышения уровня профессиональной направленности студентов юридического факультета, в результате проведенного исследования были разработаны рекомендации, направленные на формирование профессиональной направленности студентов юридического факультета (Приложение 10).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Ананьев Б. Г., Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л., 1968. – 339 с.
  2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г.Ананьев. - : В 2 т. М., 1980.Т. 1. – 230с.
  3. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М., 1977. – 380с.
  4. Афонькина, Ю.А. Генезис профессиональной направленности. Автореф. дис. доктора психол. наук./ Ю.А. Афонькина. - СПб. 2003г.
  5. Батаршев, А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Батаршев. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
  6. Божович, Л.И.. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии, 1979 г.,  №4 - с.22-34
  7. Борисова, Е.М.. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Е.М. Борисова //  Психология формирования и развития личности. М., 1981г. - с.159-177
  8. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М., 1986. – 206 с.
  9. Геллерштейн, С. Г. К вопросу о профессиональной психологии /С.Г. Геллерштейн // История советской психологии труда: Тексты (20-30е годы ХХ века)./ Под ред. Зинченко В. П. и др. – М., 1983. – 358 с.
  10. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи /Е.И. Головаха.- / АН УССР/, ин-т философии. – Киев, 1986. – 142 с.
  11. Иванчик, Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности/Т.Ф. Иванчик // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. – с. 46 – 48.
  12. Кан-Калик, В. А. К разработке теории обшего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе / В.А. Кан-Калик // Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. Тр. – Грозный, 1980. С. 5-13.
  13. Киселева, Е.Л. Мотивы профессионального выбора в ОВД /Е.Л. Киселева // Вестник МЦПО и КНИ. -1996. - № 1. - С. 56-57
  14. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М.; Воронеж, 1996.
  15. Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. - М., 1988. 300 с.
  16. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности / Е.А. Климов //Психология индивидуальных различий. Тексты/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982 г. - с.74-77
  17. Климов, Е.А.. Реплика о структуре профессионализма и профессионала / Е.А. Климов  // Психология профессионала. М. , 1996 г. - с.145-204
  18. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев /Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1988. – 191 с.
  19. Комусова, Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. / Н.В. Комусова. - Л., 1983.
  20. Коростылева, Л.А.. Самореализация  личности в профессиональной сфере: генезис затруднений// Психологические проблемы самореализации личности / Л.А Коростылева. - Вып. 5 под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. С-пб.: Изд-во Спб. унив-та , 2001 г., - с.232
  21. Кузнецова, И. В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии / И.В. Кузнецова // Профессиональная ориентация школьников: [Сборник статей/ Ред. Коллегия: В. Б. Успенский (отв. Ред.) и др.]. Ярославль, 1976. 84 с.
  22. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психол. Структура деятельности учителя и формирование его личности / Н.В. Кузьмина. - Л., 1967. – 183 с.
  23. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся/ Н.В. Кузьмина// Вопросы психологии. – 1984. - №1. – с. 20 – 27.
  24. Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина. – Л., 1985. – 32 с.
  25. Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей / Н.В. Кузьмина. - Л., 1961. – 98 с.
  26. Кузьмина Н.В., Чан Зоан Тъюнг. К вопросу о формулировании профессиональной направленности у вьетнамских студентов / Н.В. Кузьмина, Чан Зоан Тъюнг // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1978.
  27. Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики  / Б.В. Кулагин. – М., 1984. – 215 c.
  28. Лаврова, Н.А.. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек – человек»/ Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития. Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции  под ред. Карелиной М.Ю. / Н.А. Лаврова. - М.: МИССО, 2003 г. - 195с.
  29. Леонтьев, А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., 1975 г. - с.304.
  30. Маркова, А.К..  Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996 г. - с.88
  31. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987.- С. 124-128.
  32. Околелов, О.П. Управление профессиональной подготовкой будущего учителя/ О.П. Околелов // Советская педагогика. М., 1984. – № 10. – С. 77-81
  33. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Самара, 1998. – 672 с.
  34. Профессионально важные свойства и качества личности студента-юриста // Психологическое здоровье личности: проблемы и перспективы развития в XX веке: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2002. – 344 с.
  35. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности// под ред. Г.С. Никифорова. – С.-Петербург, 1991. – 152 с.
  36.   Ростунов, А. Т. Формирование профессиональной пригодности / А.Т. Ростунов. - М., 1984. 176 с.
  37. Рудик, П. А. Мотивы поведения деятельности / П.А. Рудик. - М.: 1988. – 136 с.
  38. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. - М.: Экмос, 1999 г., 352 с.
  39. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.
  40. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. — СПб.: Питер, 2002. — 352 с.
  41. Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. Дис. Канд. Псих. Наук./А.В. Серый. – Иркутск, 1996. – 25 с.
  42. Славнов, С.В.. Структурно-динамические характеристики образа успешного профессионала налоговой полиции / С.В. Славнов// Психологический журнал, 2003 г., т.24, с.82-90
  43. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 672 с.
  44. Формирование профессиональной направленности будущих юристов // Юридическое образование в правоохранительных органах: состояние и перспективы: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 26 февраля 2004 г. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. – 364 с.
  45. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - Т. 1: Пер. с нем. – М., 1986. – 392 с.
  46. Шавир, П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. – М., 1981. – 95 с.
  47. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. – М., 1994. – 320 с.
  48. Шадриков, В. Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. – М., 1982. – 185 с.
  49. Шишкина, Л. И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи / Л. И. Шишкина; Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Л., 1986.- 62 с.

 

 

Информация о работе Взаимосвязь профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета