Автор: i*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 08:55, дипломная работа
Цель исследования: изучить взаимосвязь успешности в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов юридического факультета.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
Определить профессиональную направленность как совокупность мотивационных.
Выявить особенности профессиональной направленности у студентов юридического факультета.
Определить уровни успешности в обучении у студентов юридического факультета.
Выявить взаимосвязь успешности в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов юридического факультета.
Выявить различия в проявлении взаимосвязи между профессиональной направленностью и успешностью в обучении у девушек и юношей.
Разработать рекомендации, способствующих эффективному формированию профессиональной направленности личности студентов юридического факультета.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной направленности личности студентов юридического факультета
1.1. Понятие профессиональной направленности личности юриста…………10
1.2. Структура профессиональной направленности личности юриста ……………………………………………………………………………………….25
1.3. Взаимосвязь профессиональной направленности личности студентов юридического факультета и успешности в учебной деятельности………………………………………………………………………32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
2.1. Организация и методы исследования…………………………………………35
2.2. Анализ связи профессиональной направленности личности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета…………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….52
ГЛОССАРИЙ………
Следует отметить, что данная характеристика профессиональной направленности юриста характерна для студентов юридического факультета с высоким и средним уровнем профессиональной направленности. Особенностями низкого уровня профессиональной направленности студентов юридического факультета, определяющими ее структуру, являются утилитарные мотивы профессионализации (престижность профессии, самоутверждение, материальная перспектива) или стихийность выбора.
3) Формирование специалиста происходит путем его целенаправленного, специально организованного обучения в стенах вуза. Критерием эффективности профессионального становления, на наш взгляд, может служить учебная успешность студента, выражающаяся в оценках по учебным дисциплинам. Совпадение мотивационной структуры личности, определяющей отношение к избранной профессиональной деятельности, и предметного содержания учебной программы является одним из определяющих моментов успешного профессионального становления специалиста еще на этапе обучения в вузе.
Прежде всего, нами были проанализирована успеваемость студентов юридического факультета по блоку юридических дисциплин. Анализ успеваемости проводился по 10 балльной шкале, рассчитывался средний балл успеваемости, что позволило нам выделить три группы студентов по успеваемости: низкий уровень успеваемости (0-5,5), средний уровень успеваемости (5,5 – 7,5), высокий уровень успеваемости (7,5 - 10).
4) Профессиональная направленность представляет собой систему эмоционально ценностных отношений, задающих соответственно их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в профессиональной деятельности. Формирование специалиста происходит путем его целенаправленного, специально организованного обучения в стенах вуза. Критерием эффективности профессионального становления, на наш взгляд, может служить учебная успешность студента, выражающаяся в оценках по учебным дисциплинам. Совпадение мотивационной структуры личности, определяющей отношение к избранной профессиональной деятельности, и предметного содержания учебной программы является одним из определяющих моментов успешного профессионального становления специалиста еще на этапе обучения в вузе. Гипотеза исследования, состояла в том, что профессиональная направленность определяет успешность обучения, а именно чем выше уровень профессиональной направленности, тем успешнее учебная деятельность, подтвердилась. Результаты анализа свидетельствует о том, что студенты, имеющие низкие значения успеваемости, имеют низкие значения уровня профессиональной направленности, а студенты, имеющие, высокие значения успеваемости имеют высокие значения уровня профессиональной направленности.
Высокий уровень сформированности профессиональной направленности специалистов предполагает, прежде всего, удовлетворенность выбранной профессией, устойчивые профессиональные интересы, взгляды и намерения, высокий уровень профессиональной мотивации, осознание общественной значимости своей профессии, развитие у них высокого уровня профессионального сознания. Особенностями низкого уровня профессиональной направленности студентов-юристов, определяющими ее структуру, являются утилитарные мотивы профессионализации (престижность профессии, самоутверждение, материальная перспектива) или стихийность выбора.
Анализ взаимосвязи профессиональной направленности личности на успешность в учебной деятельности по блоку практических дисциплин показал, что наиболее успешны в учебной деятельности те студенты, профессиональная направленность которых имеет тенденцию к типу профессий "Человек - человек " и "Человек - художественный образ". Наименее успешны в учебе студенты, имеющие профессиональную направленность на тип профессий "Человек - знаковая система" и "Человек - техника".
5) Исследование позволило проанализировать наличие или отсутствие различий в проявлении взаимосвязи профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности у девушек и юношей юридического факультета. Поскольку среднее значение оценок у девушек юридического факультета выше (т.е. выше успеваемость), чем у юношей юридического факультета, мы предполагали, что уровень профессиональной направленности у девушек будет выше, чем у юношей. В результате анализа наше предположение не подтвердилось, выяснилось, что группа девушек юридического факультета не превосходят по уровню профессионально направленности группу юношей юридического факультета. Следовательно, различий по признаку пола в проявлении взаимосвязи профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности не выявлено.
6) Полученные результаты ставят нас перед необходимостью поиска средств и методов формирования и повышения уровня профессиональной направленности студентов юридического факультета, в результате проведенного исследования были разработаны рекомендации, направленные на формирование профессиональной направленности студентов юридического факультета (Приложение 10).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: