Взаимосвязь профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета

Автор: i*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 08:55, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить взаимосвязь успешности в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов юридического факультета.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
Определить профессиональную направленность как совокупность мотивационных.
Выявить особенности профессиональной направленности у студентов юридического факультета.
Определить уровни успешности в обучении у студентов юридического факультета.
Выявить взаимосвязь успешности в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов юридического факультета.
Выявить различия в проявлении взаимосвязи между профессиональной направленностью и успешностью в обучении у девушек и юношей.
Разработать рекомендации, способствующих эффективному формированию профессиональной направленности личности студентов юридического факультета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной направленности личности студентов юридического факультета
1.1. Понятие профессиональной направленности личности юриста…………10
1.2. Структура профессиональной направленности личности юриста ……………………………………………………………………………………….25
1.3. Взаимосвязь профессиональной направленности личности студентов юридического факультета и успешности в учебной деятельности………………………………………………………………………32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
2.1. Организация и методы исследования…………………………………………35
2.2. Анализ связи профессиональной направленности личности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета…………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….52
ГЛОССАРИЙ………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 98.03 Кб (Скачать)

       E.Weber и R.Vanderbeeker [2002], в исследовании диспозиционных причин поведения, анализируют основные компоненты направленности (цели, установки и мотивы), и определяют их особую важность в формировании личности.  Следует отметить, что в зарубежной психологии направленность, как самостоятельная категория психологии личности, не выделяется. Ее основные компоненты рассматриваются в индивидуальном своеобразии.

       A.Chulef, R.Stephen и D.Walsh [2001] отмечают, что ведущими факторами в поведении человека является иерархическая систематика жизненных целей. Они определяют направленность поведения личности и его самореализацию.

       Таким образом, различные подходы в  изучении проблемы направленности личности свидетельствуют о том, что в  психологии нет единого понимания  направленности, как индивидуальной характеристики. Большинство исследователей характеризуют направленность личности следующими положениями: а) направленность понимается как система мотивов, определяющих внутреннюю позицию личности; б) направленность - это стержень личности; в) направленность личности выражается в идеях, мотивах, интересах, потребностях, стремлениях, идеалах, убеждениях; г) направленность личности — это выражение единства внешних влияний и внутренних условий.

       Направленность  личности является обобщенной характеристикой  человека с точки зрения того, к  чему он стремится, что он ценит. Знание содержания и структуры направленности субъекта дает представления о преобладающей  ориентации его мыслей и стремлений, позволяет оценить и прогнозировать его поступки и их мотивы. Направленность личности находит проявление в различных  отношениях. Когда в мотивационной  системе преобладают мотивы самообеспечения, самовыражения личностных стремлений, то проявление получает личная направленность. Если поведение человека определяют интересы общества и других людей - речь идет о направленности общественной. Если деятельность человека регулируют мотивы, выдвигаемые самой деятельностью, а именно выбранной профессией, то говорят о профессиональной направленности.

       Современные исследования по изучению проблемы, направленности личности показывают, что важное место  в личностной структуре занимает профессиональная направленность начинающего  специалиста (студента) как его существенная индивидуальная характеристика. Профессиональная направленность рассматривается как  основной элемент общей направленности, но вопрос о соотношении общей  направленности личности и направленности к конкретной деятельности является сложным и не до конца решенным в психологии. Кроме того, в психологической  литературе определение профессиональной направленности не имеет единого  научного толкования.

       Для раскрытия сущности профессиональной направленности, как отмечают исследователи (А.Г. Асмолов [2002], Л.И. Божович [1968],. В.С. Мерлин [1971], К.К. Платонов [1986], С.Л. Рубинштейн [1999] и др.), и ее места в общей структуре личности студента, необходимо исходить из сущности направленности вообще. Всякая профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей человеческие, гражданские позиции, понимание ею смысла жизни, своего места в ней, особенности мировоззрения, жизненных идеалов, потребностей, стремлений, планов жизни и др. [4, 42].

       В научно-психологической литературе профессиональная направленность определяется исследователями и психологами  как ведущее психологическое  свойство личности, в котором представлена вся система ее побуждений к жизни  и деятельности, определяющая избирательность  отношений, позиций и активности. Исследованию данного феномена посвящены работы таких отечественных психологов как А.А.Бодалева (1991), А.Т.Иваницкий [2001], Е.А.Климова (1998), А.Г. Ковалева (1966), Н.Д.Левитов [1963],  А.Н.Леонтьева (1983), С.С.Мартыновой (1976), Л.М.Митиной (1998), В.Н.Мясищев [1962],  К.К.Платонова (1986), С.Л.Рубинштейна (1999), А.Д.Сазонова (1989), Н.В.Самоукиной (1999) и др. Высокий уровень сформированности профессиональной направленности специалистов предполагает, прежде всего, удовлетворенность выбранной профессией, устойчивые профессиональные интересы, взгляды и намерения, высокий уровень профессиональной мотивации, осознание общественной значимости своей профессии, развитие у них высокого уровня профессионального сознания [20, 38].

    Проблема  совершенствования подготовки юристов  является весьма актуальной в свете  новых экономических условий. В  современной Республике Беларусь, переживающей социально-экономические изменения, деятельность юриста продолжает оставаться одной из самых востребованных. Специфика  данной профессии обусловливает  предъявляемые требования к субъектам  своей деятельности.

    В настоящее время отмечается снижение содержательного интереса юристов  к профессиональной работе, приобретают  больший вес такие мотивы, как  поиск выхода из трудных экономических  и бытовых условий, сильная неудовлетворенность  работой, профессиональные деформации и многое другое. Такие тенденции  обязывают повысить внимание к вопросам изучения, оценки и развития системы мотивации у всех работающих в правовой системе и, особенно у тех, кто только готовится к деятельности в ней. Современный подход к формированию кадрового корпуса правоохранительных органов, комплектование его специалистами, в максимальной степени пригодными к юридической деятельности по своим индивидуально-психологическим, нравственным качествам, требует психологического сопровождения этой деятельности, особенно на первоначальном (вузовском) этапе ее освоения.  В связи с этим перед юридическими факультетами ставится задача подготовки специалиста, наделенного не только набором профессиональных знаний, но и специалиста высшей квалификации, подразумевающая под собой профессионально-личностную и психологическую подготовку. Различные подходы к этой проблеме постепенно сводятся к решению вопроса о разностороннем психологическом исследовании основной подструктуры личности профессионала - профессиональной направленности [34, 41, 42].

    Профессиональная  направленность выполняет существенную роль в становлении специалиста  и определяет избирательность отношений, позиции и активность человека. [42]. В связи с этим процесс развития и формирования профессиональной направленности личности требует знания ее сущности, структуры, общих закономерностей развития, а также знания личной позиции студентов (доминирующих мотивов, потребностей, интересов, ценностей).

       Профессиональная  направленность личности в процессе профессиональной подготовки рабочих  в средних специальных учебных  заведениях исследовалась В.Д. Брагиной, И.Н. Васильевым, Н.Ф. Гейжаном, М.И. Иванюком, С. Н. Левиевой, Н.И. Макаровым, А.П. Сейтешевым, A.C. Ткаченко и другими.  Структура и механизмы формирования профессиональной направленности личности в процессе высшего профессионального образования были исследованы В.А. Якуниным, Н.В. Комусовой, А.Т. Колденковой, А.Б. Юшковой, Н.Ш. Валеевой, Н.М. Пейсаховым и другими.

       Такими  исследователями как Н.Ф. Гейжан, Э.Ф. Зеер, М.И. Иванюк,  
А.Т. Колденкова, А.К. Маркова, А.П. Сейтешев были предложены теоретические модели профессиональной направленности личности, использование которых в педагогической практике содействовало повышению эффективности профессионального образования на всех его уровнях.

       Специфика профессионально-педагогической направленности личности представлена в работах  таких исследователей как Ф.Н. Гоноболин,  
В.И. Додонов, В.И. Журавлев, Ю.М. Забродин, Е.И. Исаев, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Крутецкий, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, Ю.П. Платонов, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Б.А. Сосновский, Г.С. Сухобская, В.А. Якунин и многих других. К числу работ последних лет, рассматривающих феномен профессиональной направленности личности с методологических, методических и прикладных позиций следует отнести исследования лаборатории психологии профессионального развития личности Психологического института РАН (Ю.А. Кореляков), О.Г. Лопуховой, Ю.П. Поваренкова.

       Следует отметить неоднозначность толкования понятия «профессиональная направленность личности», обусловленную тем, что  авторы по-разному подходят к выделению  структурных компонентов профессиональной направленности, а также сложностью самого анализируемого понятия. Как  показывает анализ различных аспектов профессионального обучения студентов, проблема исследования профессиональной направленности личности студентов  имеет не только теоретическое, но и  большое практическое значение. Процесс  формирования профессиональной направленности отличается большой сложностью, обусловленной, с одной стороны, многогранностью  структуры данного качества, с  другой - разнообразием факторов, влияющих на процесс его формирования. Профессиональная направленность, представляя собой  важную сторону общей направленности личности, является сложным интегральным качеством личности, в структуру  которого входят когнитивный, эмоционально-волевой и действенный компоненты. Являясь также динамически развивающимся качеством личности, профессиональная направленность студентов выступает объектом целенаправленного воздействия учебно-воспитательного процесса вуза с целью повышения качества подготовки будущих специалистов.

       В современной психологии и педагогике изучение и разработка характеристик  профессиональной направленности в  отдельных сферах профессиональной деятельности и на различных уровнях  профессионального образования  — активно развивающаяся область  теоретических и прикладных исследований. В последнее десятилетие выявлены специфика, условия и механизмы формирования профессиональной направленности личности в таких областях профессиональной деятельности как: педагогика (Т.В. Антонова, В.М. Болыпов, М.Ю. Диканова, В.П. Потиха, Ф.Д. Товарищева и др.), медицина (H.H. Аниськина, Е.Л. Рязанова и др.), инженерно-техническая сфера (Л.В. Масленникова, И.Г. Михайлова и др.), система МВД (А.Б. Маркова и др.), физическая культура и спорт (С.Н. Канунников, Г. А. Шишенко, С.В.Остроушко и др.), военное дело (СВ. Андрюнин, А.Ю. Аношкин, В.А. Бодров, Л.Д. Сыркин, В.В. Усманов и др.), туризм и регионоведение (Т.Л. Бедарева, О.В. Шангина и др.).

       Вопрос  о необходимости целенаправленного  изучения и развития профессиональной направленности юристов на этапе  освоения профессии неоднократно поднимался в психологической литературе. Исследование профессиональной деятельности специалистов юридической специальностей представлены в работах: теории исследования психологических аспектов профессиональной деятельности юриста (В.Л.Васильев [2001], М.И.Еникеев [2001], В.В.Романов [1998], Ю.В.Чуфаровский [1997], Par Anders [2002], P.Granhag [2002] и др.), теоретические основы подготовки к профессиональной деятельности курсантов и слушателей системы МВД (СП.Безносое [1995], А.Т.Иваницкий [1999], М.В.Пряхина [2000], В.И.Хальзов [1999], Ю.А.Шаранов [2000] и др.), теории учебной деятельности (В.В.Давыдов [1986], И.И.Ильясов [1981], В.Я.Ляудис [1981], А.К.Маркова [1990] и др.).

       Профессиональная  направленность предполагает понимание  и внутреннее принятие целей и  задач профессиональной деятельности, относящиеся к ней интересы, идеалы, установки, убеждения и взгляды, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворить материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в  области своей профессии (Л.А. Кандыбович, М.И. Дьяченко).

       Изучив  состав и структуру профессиональной направленности, проанализировав различные  подходы к определению этого  понятия, в своем исследовании мы исходим из следующего определения  профессиональной направленности личности, представляет собой совокупность мотивационных  образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных  с профессиональной деятельностью  человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью .

       Предложенные  ранее теоретические модели профессиональной направленности личности не могут, на наш взгляд, в полной мере удовлетворять  потребностям развивающейся практики юридического образования в силу того, что остаются актуальными и  открытыми психолого-педагогические вопросы о движущих силах профессионального  становления личности в процессе юридического образования, динамике профессиональной направленности в процессе обучения, взаимосвязи профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности, факторах устойчивого активного отношения к профессии при трансформирующихся социально-экономических условиях и личностных детерминант профессиональной успешности юриста.

     Профессиональная  направленность юриста - особая система его побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране. Она характерна отношением сотрудника к закону как к высшей социальной и жизненной ценности, к борьбе за законность и правопорядок как и личному жизненному призванию, к правоохранительной деятельности и профессии юриста как отвечающим главным своим особенностям и потребностям, установкам на использование законных и цивилизованных способов решения профессиональных задач, взвешенным отношением к трудностям профессии [34, 41, 42].

       Высокий уровень сформированности профессиональной направленности специалистов предполагает удовлетворенность выбранной профессией, устойчивые профессиональные интересы, взгляды и намерения, высокий уровень профессиональной мотивации, осознание общественной значимости своей профессии, развитие у них высокого уровня профессионального сознания.

       В своем исследовании понятие «профессиональной  направленности студентов юридических  факультетов» мы представляем связанной  с профессиональной структурой мотивационной  сферы личности, и характеризуем  совокупностью потребностью и интересов  по отношению к профессиональному  труду при выборе профессии, определяет поведение и активность человека при освоении конкретной профессии (специальности) [5]. Профессиональная направленность представляет собой интегральное образование и характеризуется предметом профессиональной направленности, в качестве которого выступает предпочитаемая профессия (вид деятельности); видами мотивов профессиональной деятельности; силой (уровнем) направленности, проявляющейся в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней; знаком, выражающимся в удовлетворенности–неудовлетворенности человека своей профессией.

Информация о работе Взаимосвязь профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета