Взаимосвязь профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета

Автор: i*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 08:55, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить взаимосвязь успешности в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов юридического факультета.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
Определить профессиональную направленность как совокупность мотивационных.
Выявить особенности профессиональной направленности у студентов юридического факультета.
Определить уровни успешности в обучении у студентов юридического факультета.
Выявить взаимосвязь успешности в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов юридического факультета.
Выявить различия в проявлении взаимосвязи между профессиональной направленностью и успешностью в обучении у девушек и юношей.
Разработать рекомендации, способствующих эффективному формированию профессиональной направленности личности студентов юридического факультета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной направленности личности студентов юридического факультета
1.1. Понятие профессиональной направленности личности юриста…………10
1.2. Структура профессиональной направленности личности юриста ……………………………………………………………………………………….25
1.3. Взаимосвязь профессиональной направленности личности студентов юридического факультета и успешности в учебной деятельности………………………………………………………………………32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
2.1. Организация и методы исследования…………………………………………35
2.2. Анализ связи профессиональной направленности личности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета…………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….52
ГЛОССАРИЙ………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 98.03 Кб (Скачать)

       Одной из сторон проблемы, на наш взгляд, является то, что при поступлении в вуз  не учитывается комплекс феноменов, который определяет успешность профессионального  обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. В  дальнейшем при обучении выявляется профессиональная непригодность, отсутствие склонности к педагогической деятельности, что ведет к негативному отношению  к выбранной профессии и психологическому травмированию студентов. Возможным путем решения проблемы мы считаем определение профессиональной направленности личности будущих специалистов еще до момента поступления в высшие учебные заведения.

       По  мнению О.П. Околелова, которое мы разделяем, динамика формирования и развития профессиональной направленности студентов во время обучения в высшем учебном заведении проходит в несколько этапов: первичное знакомство с выбранной специальностью, эволюцией её становления - эмпирический этап (1курс); осознание социальной роли будущего специалиста и его предназначения в обществе - теоретический этап (1-3 курс); приобретение теоретических знаний и практических умений, способствующих развитию профессиональной направленности будущих специалистов - теоретико-творческий этап (1-5курс); апробация и корректировка студентами приобретённых теоретических знаний, дидактических умений и навыков их применения в ходе прохождения производственной практики - практический этап квалификационной работы как показателя научно-теоретического уровня подготовки, теоретических знаний и практических умений - теоретико-прикладной этап (5 курс). Все эти этапы взаимосвязаны и взаимозависимы и преемственность между ними сохраняется на протяжении всего срока обучения [32].

       Формирование  специалиста происходит путем его  целенаправленного, специально организованного  обучения в стенах вуза. Критерием  эффективности профессионального  становления, на наш взгляд, может  служить учебная успешность студента, выражающаяся в оценках по блокам учебных дисциплин. Совпадение мотивационной  структуры личности, определяющей отношение  к избранной профессиональной деятельности, и предметного содержания учебной  программы является одним из определяющих моментов успешного профессионального  становления специалиста еще  на этапе обучения в вузе.

       Профессиональная  направленность личности непосредственно  связана с формированием таких  профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют  человеку наиболее полно реализовать  себя в конкретных видах трудовой деятельности в условиях рыночного  механизма стимулирования наиболее продуктивного и конкурентоспособного работника той или иной квалификации и профиля.  В связи с этим предметом профессионального образования  в учреждениях профессиональной подготовки является процесс формирования  профессиональной направленности с  учетом специфических особенностей профессионального образования того или иного уровня и профиля [40].

       В своем исследовании мы предполагаем, что профессиональная направленность определяет успешность обучения, а  именно чем выше уровень профессиональной направленности, тем успешнее учебная  деятельность.

 

        ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

       2.1. Организация и методы исследования

       В исследовании изучалась взаимосвязь  профессиональной направленности и  успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета. Эмпирическое исследование включало в  себя следующие этапы:

       1. этап – проведение теоретического  анализа литературы по проблеме  исследования. Были выделены цели  и задачи эмпирического исследования; определена выборка испытуемых; подобран комплекс психодиагностических  методик для выявления особенностей  профессиональной направленности. В исследовании принимали участие студенты юридического факультета дневной формы обучения УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (1-5 курс), выборка была сформирована случайным образом. Выборочная совокупность – 80 человек : 1 курс – 16 студентов, 2 курс – 16 студентов, 3 курс – 16 студентов, 4 курс – 16 студентов, 5 курс – 16 студентов.

       2. этап – выполнение эмпирического  исследования, на котором осуществлялся  сбор фактических данных, с помощью  следующих методов: методика К. Замфир, модифицированная А.А. Реаном, «Мотивация профессиональной деятельности», Дифференциально-диагностический опросник Е. Климова, Т. Ильиной «Мотивация обучения в ВУЗе», опросник «Профессиональных предпочтений по Дж. Холланду». На данном этапе изучались мотивация обучения в ВУЗе, профессиональная направленность личности студентов юридического факультета, а также анализировалась успеваемость студентов юридического факультета [27, 28, 39].

       Второй  этап исследования включал следующие  подэтапы:

  1. проведение методики Т. Ильиной «Мотивация обучения в ВУЗе», предназначенной для определения ведущих мотивов обучения в ВУЗе у студентов (мотив получения знаний, овладения профессией, получение диплома), а также для определения насколько осознанно был сделан выбор (Приложение  6).
  2. проведение «Дифференциально-диагностического опросника» Е.А. Климова, предназначенного для определения профессиональной направленности в соответствии с классификацией различных типов профессий Е. А. Климова (Приложение 4). Выделяются следующие типы профессий:  «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством, «Человек-техника» – все технические профессии, «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением, «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности, «Человек - художественный образ» – все творческие специальности [28, 39].
  3. проведение методики «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. А. Реана) (Приложение 5). Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутренней мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы [27, 39].
  4. анализ успеваемости студентов юридического факультета с 1 по 5 курс. Анализировалась успеваемость по блоку юридических дисциплин. По результатам студенты разделялись на три группы по успеваемости: низкий, средний и высокий уровень успеваемости.

       3. этап – проведение статистической  обработки результатов, количественный  и качественный анализ полученных  данных, описаны и проинтерпретированы,  сформулированы выводы; проведен  сравнительный анализ полученных  данных и проанализированы половые  различия в проявлении взаимосвязи профессиональной направленности и успешностью в учебной деятельности. Перед применением статистических методов обработки результатов, проведен качественный анализ собранных материалов, обработаны результаты тестирования в соответствии  с инструкцией методик. Для математико-статистического анализа полученных данных использовались: непараметрический метод статистики U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs.[40].

       4. этап -  разработка рекомендаций, способствующих эффективному формированию  профессиональной направленности  личности студентов юридического  факультета.

 

     2.2. Анализ взаимосвязи профессиональной направленности личности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета

     В своем исследовании мы предполагали, что профессиональная направленность определяет успешность обучения, а именно чем выше уровень профессиональной направленности, тем успешнее учебная деятельность (т.е. выше успеваемость). Прежде всего, нами были проанализирована успеваемость студентов юридического факультета по блоку юридических дисциплин. Анализ успеваемости проводился по 10 балльной шкале, рассчитывался средний балл успеваемости, что позволило нам выделить три группы студентов по успеваемости: низкий уровень успеваемости (0-5,5), средний уровень успеваемости (5,5 – 7,5), высокий уровень успеваемости (7,5 - 10).

     В результате данной классификации 12 студентов (15%) вошли в группу «низкий уровень  успеваемости», 32 студента (40%) – «средний уровень успеваемости», 36 студентов (45%) – «высокий уровень успеваемости». Результаты классификации студентов  юридического факультета по группам  успеваемости отражены в графике (Рисунок 2.1), (Приложение 7).

     

     Рисунок 2.1 - Диаграмма успеваемости студентов юридического факультета.

     Для дальнейшего исследования взаимосвязи профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности нами был проведен «Дифференциально-диагностического опросник» Е.А. Климова, с помощью которого определялась профессиональная направленность личности студентов юридического факультета.

     В большинстве случаев доминирующей склонностью для студентов является профессиональная деятельность в системе "Человек - человек" (64 %). Этот результат прогнозируем, поскольку по своей специфике будущая профессиональная деятельность студентов юридического факультета - непосредственное взаимодействие с людьми (клиентами, коллегами и т.д.). На втором месте по значимости рангов находится тип профессии "Человек - техника". Данный результат получен вследствие высокого интереса к данному типу профессий, проявляемого со стороны юношей исследуемой выборки. Наименьший интерес для студентов представляет тип профессии "Человек - природа". Поскольку направленность в системе «Человек-человек» является ведущей в профессии юриста, то в дальнейшем в исследовании мы будем использовать результаты по данному типу профессии (Приложение 1).

     Дальнейшим  этапом исследования взаимосвязи профессиональной направленности и успешности в учебной  деятельности  было проведение методики «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. А. Реана), которая может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности.

     Результаты, полученные в ходе  исследования студентов юридического факультета отражены в таблице 2.1 и графически проиллюстрированы (Рисунок 2. 2).

     Таблица 2.1- Средние значения мотивации профессиональной деятельности студентов юридического факультета (Приложение 8).

  Внутренняя  мотивация Внешняя положительная мотивация Внешняя отрицательная мотивация
1 курс 4,4 4,3 3,3
2 курс 4,2 3,9 3,8
3 курс 4,3 3,8 3,9
4 курс 4,6 3,3 3,6
5 курс 4,8 4,2 3,7

       В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутренней мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

         
 
 
 
 
 
 

Ось X – курсы (1-5), ось Y – значения мотивации профессиональной деятельности.

       Рисунок 2.2 - Средние значение мотивации профессиональной деятельности студентов юридического факультета.

       Таким образом, по результатам проведенной  методики можно сделать вывод  о том, что среди всех мотивов, доминирующим является внутренний мотив, т.е. непосредственное значение имеет  деятельность сама по себе, следует  заметить, что это характерно для  всех курсов (с 1 по 5), однако, именно к пятому курсу среднее значение внутренней мотивации возрастает, по сравнению с предыдущими курсами. Наименее предпочтительным оказалась внешняя отрицательная мотивация, т.е. в выборе деятельности студенты меньше всего руководствуются ориентацией на наказания, порицания и т.д.

       Следующим этапом исследования взаимосвязи успешности обучения и профессиональной направленности было проведение методики Т. Ильиной «Мотивация обучения в ВУЗе», которая предназначена для определения ведущих мотивов обучения в ВУЗе у студентов (мотив получения знаний, овладения профессией, получение диплома), а также для определения насколько осознанно был сделан выбор (Приложение 9). Результаты исследования мотивации обучения в ВУЗе студентов юридического факультета отражены в таблице 2 и графике (Рисунок 2. 3).

       Таблица 2. 2 - Средние значения мотивации обучения в ВУЗе студентов юридического факультета (1-5 курсы) (Приложение 9).

  Получение знаний Получение диплома Овладение профессией
1 курс 7,1 6,9 6,3
2 курс 5,5 6,1 5,5
3 курс 6,6 6 7,5
4 курс 6,5 6,3 6,9
5 курс 6,3 6,6 7,3

Информация о работе Взаимосвязь профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета