Автор: i*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 08:55, дипломная работа
Цель исследования: изучить взаимосвязь успешности в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов юридического факультета.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
Определить профессиональную направленность как совокупность мотивационных.
Выявить особенности профессиональной направленности у студентов юридического факультета.
Определить уровни успешности в обучении у студентов юридического факультета.
Выявить взаимосвязь успешности в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов юридического факультета.
Выявить различия в проявлении взаимосвязи между профессиональной направленностью и успешностью в обучении у девушек и юношей.
Разработать рекомендации, способствующих эффективному формированию профессиональной направленности личности студентов юридического факультета.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной направленности личности студентов юридического факультета
1.1. Понятие профессиональной направленности личности юриста…………10
1.2. Структура профессиональной направленности личности юриста ……………………………………………………………………………………….25
1.3. Взаимосвязь профессиональной направленности личности студентов юридического факультета и успешности в учебной деятельности………………………………………………………………………32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
2.1. Организация и методы исследования…………………………………………35
2.2. Анализ связи профессиональной направленности личности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета…………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….52
ГЛОССАРИЙ………
Профессиональная
направленность представляет собой
систему эмоционально ценностных отношений,
задающих соответственно их содержанию
иерархическую структуру
Ось X – курсы (1 - 5), ось – Y значения по методике «Мотивация обучения в ВУЗе».
Рисунок 2. 3 - Средние значения мотивации обучения в ВУЗе студентов юридического факультета (1-5 курсы).
Таким
образом, для студентов 1 курса наиболее
значимым является мотив получения
знаний, (7,1) на вором месте по значимости
мотив получения диплома (6,9), следует
отметить, что мотив овладения
профессией, несмотря на то, что он по
значимости находится на третьем
месте (6,3) имеет достаточно высокое
среднее значение. Это может свиедетельствовать
о том, что у студентов первого
курса, несмотря на осознанный выбор
профессии, профессиональная направленность
находится не стадии формирования,
ибольшое влияние на данном этапе
оказывает эмоциональная
Для студентов 2 курса характерно
снижение мотивов получения
знаний (5,5) и овладения профессией
(5,5), и доминирование мотива
Однако,
уже на 3-ем курса с возрастание
и расширением блока
Таким образом, можно отметить, что на протяжении всего периода обучения отмечается рост значимости мотивов овладения профессией и мотивов получения знаний. Мотив получения диплома утрачивает доминирующее значение после первого курса, но остается достаточно значимым на протяжении всего периода обучения в ВУЗе (характерно для студентов любой успеваемости). Мотив овладения профессией на 5 курсе является доминирующим и значительно возрастает по сравнению со значениями, характерными для студентов первого курса, что говорит о достаточно осознанном выборе профессиональной деятельности и стремлении освоить выбранную специальность.
Для
проверки гипотезы исследования, которая
состояла в том, что профессиональная
направленность определяет успешность
обучения, а именно чем выше уровень профессиональной
направленности, тем успешнее учебная
деятельность, мы воспользовались коэффициентом
ранговой корреляции Спирмена rs. Корреляционный
анализ зависимости профессиональной
направленности и успешности учебной
деятельности отражен в таблице (Приложение
2), а результаты проведенного корреляционного
анализа отражены в графике (Рисунок 2.
4).
Рисунок 2. 4 - Корреляционный анализ взаимосвязи профессиональной направленности и успеваемости в учебной деятельности.
В
ходе корреляционного анализа
Таким образом, гипотеза исследования, состоящая в том, что профессиональная направленность определяет успешность обучения, а именно чем выше уровень профессиональной направленности, тем успешнее учебная деятельность, подтвердилась.
Высокий уровень сформированности профессиональной направленности специалистов предполагает, прежде всего, удовлетворенность выбранной профессией, устойчивые профессиональные интересы, взгляды и намерения, высокий уровень профессиональной мотивации, осознание общественной значимости своей профессии, развитие у них высокого уровня профессионального сознания.
Дальнейшее исследование позволило проанализировать различия в проявлении взаимосвязи профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности у девушек и юношей, различия выявлялись с помощью непараметрического критерия U – Манна-Уитни (Приложение 3). Поскольку среднее значение оценок у девушек юридического факультета выше, чем у юношей юридического факультета, мы предполагали, что уровень профессиональной направленности у девушек будет выше, чем у юношей. В результате анализа было выявлено, что U эмп.< Uкр, на уровне значимости р≤0,01, следовательно, группа девушек юридического факультета не превосходят по уровню профессионально направленности группу юношей юридического факультета.
Таким образом, результаты исследования можно систематизировать в следующих выводах:
Для студентов с высоким уровнем профессиональной направленности характерна стабильная, достаточно высокая успеваемость. Они проявляют активный интерес к избранной профессии, переходящий в склонность; для них характерно проявление инициативы и самостоятельности, целеустремленности и творческого начала. Для данной категории студентов характерно наличие осознанного выбора профессии.
Для студентов со средним уровнем сформированности профессиональной направленности также характерна достаточно высокая успеваемость, но стабильный устойчивый характер она имеет лишь по нескольким «избранным» дисциплинам. У этой группы студентов возможно проявление пренебрежительного отношения к дисциплинам, не входящим в профессиональную подготовку. Они также проявляют инициативу и самостоятельность в процессе учебной деятельности, имеют твердые осознанные, четкие представления о профессии. Ведущие мотивы - стремление овладеть профессией и добиться с ее помощью материального благополучия.
Третью группу составляют студенты с преобладанием низкого уровня профессиональной направленности. Они имеют определенные установки на профессию, но мало проявляют самостоятельность и активность в учебном процессе. Они в основном успевают по всем предметам. Профессиональные интересы и склонности студентов этой категории можно квалифицировать как малоактивные и неустойчивые. Их профессиональная направленность ярко не выражена и носит неустойчивый, разбросанный характер. По содержанию она может быть только учебной или узкопрактической. В эту же группу мы включили студентов, у которых отсутствует профессиональная направленность. Особенностями низкого уровня профессиональной направленности студентов-юристов, определяющими ее структуру, являются утилитарные мотивы профессионализации (престижность профессии, самоутверждение, материальная перспектива) или стихийность выбора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование посвящено актуальной теме – профессиональной направленности студентов юридического факультета. Становление высококвалифицированного специалиста является основной задачей высшего образования, и этот процесс требует активного привлечения всех средств профессиональной подготовки студентов. Процесс профессионализации сопровождается не только развитием личностных структур, но и специфической интеграцией свойств и качеств личности, формированием ее как целостной системы при этом ведущую роль играет ее профессиональная направленность. Проблема профессиональной подготовки студентов приобретает особую значимость в силу усложнения требований к выпускнику ВУЗа, вынужденного решать профессиональные задачи в условиях конкуренции в профессиональной сфере. Поскольку именно в период обучения закладывается фундамент будущего профессионализма, осуществляется приобщение к профессии, изучение профессиональной направленности студентов юридического факультета приобретает особую значимость. Выбор профессии уже состоялся, но это не снижает значения дальнейшей профориентации будущего специалиста: более глубокого понимания мотивов выбора, стремления прочно овладеть профессиональными знаниями и навыками работы по специальности, осознания своих способностей к овладению данной профессией.
Проведенное исследование и полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
Различные подходы к изучению проблемы направленности личности свидетельствуют о том, что в психологии нет единого понимания направленности, как индивидуальной характеристики. Большинство исследователей характеризуют направленность личности следующими положениями: а) направленность понимается как система мотивов, определяющих внутреннюю позицию личности; б) направленность - это стержень личности; в) направленность личности выражается в идеях, мотивах, интересах, потребностях, стремлениях, идеалах, убеждениях; г) направленность личности — это выражение единства внешних влияний и внутренних условий.
Современные исследования по изучению проблемы, направленности личности показывают, что важное место в личностной структуре занимает профессиональная направленность начинающего специалиста (студента) как его существенная индивидуальная характеристика. Профессиональная направленность рассматривается как основной элемент общей направленности, но вопрос о соотношении общей направленности личности и направленности к конкретной деятельности является сложным и не до конца решенным в психологии. Кроме того, в психологической литературе определение профессиональной направленности не имеет единого научного толкования. Следует отметить неоднозначность толкования понятия «профессиональная направленность личности», обусловленную тем, что авторы по-разному подходят к выделению структурных компонентов профессиональной направленности, а также сложностью самого анализируемого понятия.
В своем исследовании мы исходим из следующего определения профессиональной направленности, понимается, прежде всего, как совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Профессиональная
направленность представляет собой
интегральное образование и характеризуется
предметом профессиональной направленности,
в качестве которого выступает предпочитаемая
профессия (вид деятельности); видами мотивов
профессиональной деятельности; силой
(уровнем) направленности, проявляющейся
в степени выраженности стремления к овладению
профессией и работе по ней; знаком, выражающимся
в удовлетворенности–
2) Профессиональная направленность студентов юридического факультета определяется следующими особенностями:
1. это стержневое личностное новообразование, задающее целостную систему его отношений к юридической деятельности
2. проявляется в динамичной иерархии материальных и духовных потребностях, профессионально-познавательных установках, профессиональных мотивов, ценностных ориентаций
3. побуждающих студентов профессионально реализовывать задачи юридической практики.
Таким образом, профессиональная направленность студентов юридического факультета это система побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране.