Взаимосвязь профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета

Автор: i*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 08:55, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить взаимосвязь успешности в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов юридического факультета.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
Определить профессиональную направленность как совокупность мотивационных.
Выявить особенности профессиональной направленности у студентов юридического факультета.
Определить уровни успешности в обучении у студентов юридического факультета.
Выявить взаимосвязь успешности в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов юридического факультета.
Выявить различия в проявлении взаимосвязи между профессиональной направленностью и успешностью в обучении у девушек и юношей.
Разработать рекомендации, способствующих эффективному формированию профессиональной направленности личности студентов юридического факультета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной направленности личности студентов юридического факультета
1.1. Понятие профессиональной направленности личности юриста…………10
1.2. Структура профессиональной направленности личности юриста ……………………………………………………………………………………….25
1.3. Взаимосвязь профессиональной направленности личности студентов юридического факультета и успешности в учебной деятельности………………………………………………………………………32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
2.1. Организация и методы исследования…………………………………………35
2.2. Анализ связи профессиональной направленности личности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета…………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….52
ГЛОССАРИЙ………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 98.03 Кб (Скачать)

       Положения, выносимые на защиту:

  1. Профессиональная направленность, понимается как совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью.
  2. Профессиональная направленность студентов юридического факультета выражается в возрастании взаимосвязи между структурными компонентами профессиональной направленности и успешности обучения. Показателем развитости профессиональной направленности  является формирование целостной системы побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране.
  3. Критерием эффективности профессионального становления служит учебная успешность студента, выражающаяся в оценках по учебным дисциплинам. Совпадение мотивационной структуры личности, определяющей отношение к избранной профессиональной деятельности, и предметного содержания учебной программы является одним из определяющих моментов успешного профессионального становления специалиста на этапе обучения в вузе.
  4. Успешность  в учебной деятельности и профессиональная направленность личности студентов юридического факультета взаимосвязаны,  а именно, чем выше уровень профессиональной направленности, тем успешнее учебная деятельность.
  5. Существуют различия в проявлении взаимосвязи между профессиональной направленностью и успешностью в обучении у девушек и юношей (студентов юридического факультета)
  6. Разработанные рекомендации способствуют формированию и повышению уровня профессиональной направленности студентов юридического факультета.

       Структура работы. Диплом состоит из введения, 2 глав, содержащих 5  параграфов, заключение, приложений и списка использованных источников, включающего  49  источников.

     Во  введении  дается обоснование круга значимых вопросов по проблематике исследования; обосновывается актуальность и важность изучения связи профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности.

     В первой главе представлен обзор теоретических подходов и экспериментальных исследований по данной проблематике в отечественной и зарубежной психологии. Поставлена проблема данной дипломной работы. Осуществлено обобщение представлений о направленности, и ее важной составляющей - профессиональной направленности. Показано, что существует целый ряд подходов к исследованию профессиональной направленности, акцентирующих те или иные ее аспекты.

     Проведенный анализ исследований по проблематике профессиональной направленности позволил выявить необходимость расширения научных сведений в направлении  изучения данного вопроса.

       Основополагающим  для исследования является психологическое  понятие профессиональной направленности как совокупность мотивационных  образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных  с профессиональной деятельностью  человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью.

       Во  второй главе описывается эмпирическое исследование, характеризуются применяемые  методики, обсуждаются результаты исследования, предлагаются рекомендации по их практическому  использованию.

       Эмпирическое  исследование было направлено на изучение связи профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета.

       Результаты  исследования обобщены в выводах. 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

1.1.  Понятие профессиональной направленности личности

       Современные государственные требования к профессиональной подготовке будущих специалистов предполагают сформированную профессиональную направленность личности. Отсутствие или недостаточная сформированность профессиональной направленности негативно сказывается на качестве подготовки специалистов любой специальности. В настоящее время наблюдается тенденция усиления профессиональных функций, ориентированных на самостоятельность и ответственность специалиста, его способность самостоятельно идентифицировать собственные профессиональные и образовательные потребности в условиях инновационных экономических преобразований.

       Целостная структура личности, прежде всего, определяется ее направленностью. Направленность понимается как ведущее психологическое свойство личности, в котором представлена вся система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности. Направленность личности организует жизнь человека, воздействуя на его сознание и деятельность. Все люди, живущие сознательной жизнью, рано или поздно оказываются перед необходимостью определить  свое отношение к жизни, занять в ней определенное положение и решают этот вопрос  каждый по своему: выбором той профессии или того рода занятий, которые им больше нравятся или которые в силу каких-либо условий представляются им более доступными. Иногда человек очень рано находит настоящее призвание, а в других случаях успешному выбору профессии предшествует целый ряд колебаний и неудач. Когда подходящая профессия найдена, то она очень скоро придает всему облику человека значительную определенность и законченность. Между тем как неудачный выбор зачастую окончательно лишает человека неповторимой индивидуальности.

       С середины 20-х годов 20 века после введения В. Штерном понятия «направленность  личности», данная дефиниция, так или  иначе, была представлена во многих психолого-педагогических теориях личности, при этом в зависимости  от методологических ориентаций в центре внимания оказывались различные  аспекты исследуемого феномена. Систематизация психолого-педагогических концепций направленности личности, предложенных различными авторами, позволяет выделить следующие основные их группы: концепции, представляющие направленность как проявление склонностей личности (Э. Бенек, Р. Кеттелл, Н.С. Лейтес, В. Штерн); концепции, определяющие направленность личности через систему ее отношений (А.Ф. Лазурский, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев); диспозиционные теории направленности личности (Д. Кац, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов); концепции, трактующие направленность личности через систему побудителей активности: потребностей и мотивов (Л.И. Божович, Ю.М. Забродин, М.С. Неймарк, Б.А. Сосновский), целей (Г.Г. Голубеев, Б.И. Додонов, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, Г.Д. Луков,  К.К. Платонов), ценностей (Б.Г. Ананьев, Н.И. Макаров, К.К. Платонов, В.А. Ядов); синтетические концепции, представляющие направленность через сложную, иерархизированную, динамическую систему личностных свойств (Г.Г. Голубеев, Р. Гилфорд, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн).

       В середине 60-х годов 20 века была проведена  типологизация направленности личности по различным основаниям (Л.И. Божович, Г.Г. Голубеев, М.С. Неймарк, К.К. Платонов, и др.), в том числе по основным сферам социальной жизни человека, в качестве самостоятельного предмета исследования выделена профессиональная направленность личности. В этот же период были предложены первые теоретические модели направленности личности (Г.Г. Голубеев, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов), предприняты попытки раскрыть динамические взаимосвязи между структурными компонентами моделей направленности (Л.И. Божович, Н.В. Кузьмина, М.С. Неймарк).

       Конец 20 столетия может быть охарактеризован  как период интенсивного изучения содержания, механизмов и технологий формирования профессиональной направленности личности в образовательных учреждениях  различного уровня. Такими исследователями  как В. Г. Асеев, В.И. Воронин, А. Е. Голомшток, М.А. Добрынин, В.И. Жуковская, Л. Иовайша, Е.А. Климов, Н.К. Котиленков, A.M. Кухарчук, О.П. Мешковская, А.Б. Орол, В.И. Парамзин, Б.А. Федоришин, В.В. Ярошенко была раскрыта специфика формирования профессиональной направленности личности на этапе обучения в средних общеобразовательных учреждениях.

       При трактовке понятия «направленность» мы проанализировали позиции таких  ученых, как  Б.Г. Ананьев, А.Д.Левитов, В.С. Мерлин, К.К Платонов, С.Л. Рубинштейн и др., которые рассматривают направленность как самое существенное и основное в характере личности. С их точки зрения, направленность личности выражается в активной деятельности по достижению относительно сложных и отдаленных жизненно важных целей. Направленность имеет сложную структуру, элементами  которой большинство ученых считают влечения, идеалы, желания, мотивы, потребности, интересы, устремления человека. 

       Изучению  направленности как главной характеристики личности в психологии посвящены  научные исследования А.Г.Асмолова [2002], А.А.Бодалева [1991], Л.И.Божович [1968], А.Н.Леонтьева [1981], А.С.Мерлина [1971], В.Н.Мясищева [1962], К.К.Платонова [1986], С.Л.Рубинштейна [1999], R.Vanderbeekera [2002], E.Webera [2002] и др.). Во взглядах на направленность личности существуют различные подходы, и в разных концепциях ее характеристика раскрывается по-разному.  Анализируя роль этого понятия в интеграции знаний о личности, Б.Г.Ананьев [1980] рассматривает изучение жизненной направленности как «общий центр, в котором находятся исследования социологов, социальных психологов и психологов» [1, 2, 3, 6]. 

       А. А. Бодалев [1988], Э.В. Ильенков [1979] связывают направленность с отношениями. Отношения — по мнению А.А. Бодалева, - составляют «ядро» в структуре личности. Согласно концепции Л.И. Божович [1968], направленность личности выражается в доминирующих мотивах поведения личности [6].

       По  мнению К.К. Платонова [1986], направленность личности — это совокупность взглядов, идей, убеждений человека, ориентированных  на достижение относительно сложных  и отдаленных жизненно важных целей. Автор считает подструктуру направленности «высшим уровнем личности», включает в нее «влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения».

       В.Н.Мясищев [1962] считает направленность личности основой как положительного, так  и отрицательного отношения личности к действительности. По его мнению, направленность есть напряжение, тяготение  в определенную сторону.

       В.С. Мерлин [1971] относит направленность личности к психическим свойствам. По его мнению, «направленность личности представляет собой такие психические свойства, которые определяют общее направление деятельности человека в разнообразных, конкретных обстоятельствах жизни». К компонентам направленности он относит потребности, влечения, желания, интересы и убеждения, и считает направленность как «самое существенное и основное в характеристике личности человека».

       По  мнению П.М.Якобсона [1969], направленность имеет весьма важное прямое отношение  к воспитанию. Особенности направленности личности ребенка и взрослого, сказываются  на поведении, на отношении к общественно  ценным и социально вредным явлениям окружающей жизни, на отношении к  положениям морали. Автор считает  спорным утверждение, что направленность личности определяется через ее доминирующие мотивы, поскольку недоказанным является положение о том, что каждому  человеку присущи постоянные доминирующие мотивы, а не их многообразие, к тому же доминирование мотива в определенной ситуации еще не означает его существенности для личности. По его мнению, направленность личности может выражаться и в группе конфликтующих мотивов, при столкновении человека с острой и значимой ситуацией [20, 30, 38].

       Под направленностью он подразумевает  такое сложное образование в  личности, которое должно очертить особенности тенденций поведения  и действий человека, определяющих в социальном плане его облик  по таким линиям: его отношение  к другим людям, к себе, к своему будущему и т.д. Направленность личности, по его мнению, проявляется: в особенностях интересов личности; в особенностях целей, которые человек перед  собой ставит; в потребностях и  пристрастиях человека: к чему он неравнодушен, что его волнует; в установках личности. 

       А.Н. Леонтьев [1981] относит направленность личности к смыслообразующему мотиву. По его мнению, направленность представляет собой иерархию направленностей.  В исследованиях А.Н.Леонтьева основным положением является формирование направленности в деятельности, ему принадлежит утверждение о решающей роли мотивационного компонента деятельности. А.Н.Леонтьевым определено, что направленность личности во вне проявляется и конкретизируется в виде установки или в виде отношения. В первом случае в качестве побудителя выступает влечение, а в качестве цели нечетко сформированная логическая конструкция или образ. Во втором случае побудителем становится мотив, а цель представлена в виде модели желаемого результата. Именно здесь существует связь мотивационно потребностной сферы человека с познавательными процессами [29].

       Н.И. Шевандрин [2001] относит направленность к основным элементам личности наряду с темпераментом, характером, способностями и определяет ее как «систему устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающих главные тенденции ее поведения. Являясь одной из системных характеристик личности, позволяющих прогнозировать ее будущее, она обусловливает смысловое единство активного и целенаправленного поведения личности».

       А.В. Петровский [1982] характеризует направленность личности как совокупность устойчивых мотивов ориентирующих деятельность человека относительно независимых от наличия ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

       Е.П.Ильин [1998], рассматривая направленность личности как устойчиво доминирующую систему  мотивов, делает вывод, что направленность личности выполняет роль магнита, притягивающего активность человека и направляющего ее в определенном направлении. Г.М.Андреева [2001], рассматривая понятие направленности как однопорядковое с понятием социальной установки, определяет направленность как предрасположенность личности действовать определенным образом, охватывающую всю сферу ее жизнедеятельности.

Информация о работе Взаимосвязь профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета