Взаимосвязь профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета

Автор: i*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 08:55, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить взаимосвязь успешности в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов юридического факультета.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
Определить профессиональную направленность как совокупность мотивационных.
Выявить особенности профессиональной направленности у студентов юридического факультета.
Определить уровни успешности в обучении у студентов юридического факультета.
Выявить взаимосвязь успешности в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов юридического факультета.
Выявить различия в проявлении взаимосвязи между профессиональной направленностью и успешностью в обучении у девушек и юношей.
Разработать рекомендации, способствующих эффективному формированию профессиональной направленности личности студентов юридического факультета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной направленности личности студентов юридического факультета
1.1. Понятие профессиональной направленности личности юриста…………10
1.2. Структура профессиональной направленности личности юриста ……………………………………………………………………………………….25
1.3. Взаимосвязь профессиональной направленности личности студентов юридического факультета и успешности в учебной деятельности………………………………………………………………………32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
2.1. Организация и методы исследования…………………………………………35
2.2. Анализ связи профессиональной направленности личности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета…………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….52
ГЛОССАРИЙ………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 98.03 Кб (Скачать)

       Таким образом, исследования профессиональной  сферы личности студентов юридического факультета в основном носят односторонний  характер, подразумевающий под собой  изучение отдельных компонентов  профессиональной направленности (ценностные ориентации, интересы, установки и  т.д.) Недостаточное количество работ, посвященных изучению профессиональной направленности студентов юридического факультета, не раскрывает всей содержательной стороны проблемы. Проблема исследования заключается в противоречии между запросами современной системы высшего юридического образования в теоретическом обосновании путей и возможностей формирования устойчивой профессиональной направленности личности обучаемых и недостаточной теоретической разработанностью проблем содержания, структурной  организации и динамики профессиональной направленности личности на этапе высшего профессионального образования. Это также ведет к трудностям в определении конкретных психологических мероприятий по формированию и развитию профессиональной направленности в период обучения, и до сих пор остается проблемой еще не нашедшей должного приложения к юридической практике. Изучение  профессиональной направленности и психологических особенностей студентов юридического факультета обозначает проблему ликвидации пробелов в юридико-психологической подготовке.

 

        1.2. Структура профессиональной  направленности  личности юриста

       В понятии профессиональная направленность можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики. К первой относят  полноту и уровень направленности, ко второй - ее интенсивность, длительность и устойчивость. Полнота и уровень направленности несет содержательно-личностную характеристику профессиональной направленности и в значительной мере содержит ее формально-динамические особенности.

       Под полнотой профессиональной направленности понимается круг (разнообразие) мотивов  предпочтения профессии. Избирательное  отношение к профессии чаще всего  начинается с возникновения частных  мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания определенной деятельности, или процессом длительности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии. При определенных условиях значимыми для человека могут стать многие связанные с профессией факторы: ее творческие возможности, перспективы профессионального роста, престиж профессии, ее общественная значимость, материальные, гигиенические и другие условия труда, его соответствие привычкам, особенностям характера и т. п. Это свидетельствует о том, что профессиональная направленность основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов, установок человека. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения. Таким образом, одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении ее мотивов: отдельного мотива до все более распространенней системы мотивов [21, 34, 41, 42].

       Профессиональная  направленность большой группы людей  может включать одни и те же мотивы и все же быть различной. Это обусловлено  тем, что система мотивов всегда предполагает их определенную организацию, структуру. Одни и те же мотивы могут  быть различным образом организованы, находиться в различных отношениях соподчинения. И, что особенно важно, различными могут быть ведущие мотивы. Обычно мотивы, лежащие в основе профессиональной направленности, неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией. В этом плане правомерно выделение, во-первых, группы мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессии. Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей профессии в общественном сознании (мотивы престижа, общественной значимости профессии). Очевидно, что связь индивидуального сознания с профессией приобретает в данном случае более опосредованный характер. Третья группа мотивов выражает ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т. п.). Четвертую группу составляют мотивы, выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в обладании творческим потенциалом, в том, что намечаемый путь и есть «мое призвание» и т. п.). Мотивы, относимые к пятой группе, выражают заинтересованность человека от внешних, объективно несущественных атрибутах профессии. Нередко именно эти мотивы порождают стремление к отдельным «романтическим» профессиям [41, 42].

       Данная  классификация, построенная по признаку происхождения мотива, вероятно, может  быть дополнена. Существенное различие указанных групп мотивов состоит  в их неодинаковом отношении к  объективному содержанию профессиональной деятельности. Мотивы, отнесенные к  первой группе, делают близкими и ненужными  человеку наиболее существенное в данной деятельности, то, в чем состоит  ее объективное назначение. Другие группы мотивов не связаны столь  тесно с основным содержанием  деятельности. Они кристаллизуют  потребность не столько в своей  деятельности, сколько в различных, связанных с нею обстоятельствах. Несомненно, что указанные группы мотивов неравноценны по значению для развития личности в условиях данной деятельности.

       Как отмечал П. А. Шавир: «Мотив, органический связанный с содержанием или процессом деятельности, обеспечивает то неустанное внимание к ней, ту увлеченность, которая приводит к развитию соответствующих способностей. Этот мотив побуждает человека оценивать себя, свои знания, свое умение и нравственные качества в свете требований данной деятельности. Тем самым этот мотив является важнейшей психологической предпосылкой самовоспитания» [45, с. 29].

       Таким образом, психологически оправданным  и педагогически целесообразным различать мотивы, органически связанные  с содержанием выполнимой деятельности (прямые мотивы и побочные мотивы). В  первом случае человек трудится ради того дела, которым занят. Само возникновение  прямых мотивов есть свидетельство  того, что данная деятельность приобретает  непосредственную личную значимость для  человека. К числу прямых мотивов  трудовой деятельности относят сознание своего долга, переживание общественной значимости своего труда. Руководствуясь в процессе неинтересной для него работы чувством долга, человек не приспосабливается  к внешним требованиям, а усваивает  их. Чувство долга не является побочным мотивом, так как оно глубоко  связано с выполненной деятельностью, главным образом с ее результативной стороной. Если человек побуждается  к деятельности побочными мотивами, внутренне не связанными с ее содержанием  или результатом, то нельзя сказать, что он трудится ради того дела, которым  занят. Он приспосабливается к внешним  требованиям, но не усваивает их. Он побуждается к труду на основе потребностей и чувств, которые не обязаны своим развитием данной деятельности (например, материальная заинтересованность, честолюбие и т. п.). Для того чтобы в процессе труда стимулировалось развитие человека, раскрытие и расширение его творческих сил, необходимо, чтобы  центральными для человека были мотивы, внутренне связанные с содержанием  выполнимого труда, а при отсутствии интереса к процессу труда - мотивы долга и общественной необходимости. В связи с этим, организуя практическую деятельность студентов в соответствии с возникшими к ним способностями, необходимо добиваться, чтобы притягательной и побудительной силой становилась для студентов основное содержание выполнимой деятельности, то, что составляет ее объективный смысл, а не побочные сопутствующие данной деятельности обстоятельства. Нельзя недооценивать роли и других групп мотивов. Однако их значимость в структуре профессиональной направленности зависит от того, дополняют ли они мотив, отвечающий объективному содержанию профессии, или «конкурируют» с ним [19, 20, 46].

       В случаях, когда ведущее положение  занимает мотив, относящийся ко второй - пятой группам, уровень профессиональной направленности в большей или меньшей степени снижается. В ней оказывается ослабленной ее сердцевина - увлеченность самим содержанием труда. В мотивации профессионального выбора должна существовать основа (своего рода «психологический атлас») мотивационных факторов трудовой деятельности, охватывающая все возможные аспекты индивидуальной жизнедеятельности, способные определить содержание мотивации профессионального выбора, как универсальные, так и специфические цели разных форм профессионального труда [11, 14, 20].

       Под уровнем профессиональной направленности понимается степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии (следовательно, личностного смысла) объективному содержанию профессии. При высоком уровне направленности близким и нужным человеку является наиболее существенное в данной деятельности, то, в чем состоит ее объективное  назначение. При низком уровне направленности ведущий мотив выражает потребность  не столько в деятельности, сколько  в различных, связанных с ней  обстоятельствах. Основной показатель уровня - содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность. Очевидно, что без достаточно высокого уровня профессиональной направленности невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом. Только при этом условии можно прогнозировать успешное развитие творческих и нравственных сил личности в процессе труда. Таким образом, оптимальное развитие профессиональной направленности, основное содержание этого процесса находят в повышении ее уровня. Было бы неверно понимать отношение к профессии односторонне, только как проявление активности, избирательности со стороны человека. В действительности здесь имеет место взаимодействие, поскольку профессия также воздействует на субъекта. Это воздействие характеризуется тем, какие чувства, образы, мысли, возникают в сознании под влиянием профессии и, что особенно существенно, теми объективными требованиями, которые профессия предъявляет к человеку. К числу последних относятся, во-первых, требования, предъявляемые некоторыми профессиями к отдельным психофизическим особенностям человека [41, 42].

       Во-вторых, объективными можно назвать и  требования качественным объективностям протекания психических процессов, то есть к общим и специальным  способностям. Благоприятная мотивация  составляет важнейшее условие формирования пригодности». Однако значение благоприятной  мотивации оценивается обычно в  суммарном, обобщенном виде, как избирательно-положительное  отношение личности к профессии. В тех же исследованиях (преимущественно  социально-психологического характера), в которых выясняются мотивы такого отношения, вопрос об уровне профессиональной направленности, его зависимости  от определенной группы мотивов не становится. Между тем, подобно тому, как дифференцируется значение способностей для деятельности, должна быть дифференцирована и мотивационная сторона профессионального  самоопределения.  С точки зрения требования профессии, интересов ее дальнейшего развития, продуктивности труда ее представителей не безразлично, какой именно мотив будет преобладающим. Было уже отмечено, то особое значение для последующей деятельности, какое  имеет мотив органически связанный  с ее содержанием. Преобладание данного мотива есть вместе с тем и субъективная предпосылка достижения удовлетворенности своим трудом [43].

       Высокий уровень профессиональной направленности - это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. Повышение уровня профессиональной направленности образует основное содержание ее развития. «Выбор профессии можно считать оправданным лишь в том случае, если есть надежда, что активность личности приведет к такому взаимоотношению между личностью и трудом, при котором будет успешно происходить дальнейшее развитие творческих и нравственных сил человека. Одним из основных условий прогнозирования такого развития личности является высокий уровень профессиональной направленности».  Соответствие ведущего мотива основному содержания избираемой профессии не единственная предпосылка возможности найти в этой деятельности свое призвание. Многое будет зависеть и от характерологических особенностей личности, и от качественного своеобразия и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и способностей ведущая роль преобладающему мотиву. Отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у студентов не исключает возможности ее формирования в период учебы в институте. Однако задача состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности, т. е. формирование в процессе обучения деятельностно - смыслового единства - совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности.

 

      1.3. Взаимосвязь профессиональной направленности личности студентов юридического факультета  и успешности в учебной деятельности

       Готовность (успешность) к профессиональной деятельности обеспечивается определенным сочетанием качеств личности человека: активного  положительного отношения к трудовой деятельности вообще, и к избранной  профессии, в частности, глубокого  интереса к ней, склонности заниматься ею, переходящей в страстную увлеченность делом; ряда характерологических черт - трудолюбия, целеустремленности, организованности, настойчивости, самостоятельности, умения преодолевать препятствия на пути к  достижению цели; переживания во время занятий профессиональной деятельностью благоприятных психических состояний (уверенности, радости творчества, чувства нового); определенных профессиональных знаний и умений; определенных индивидуально-психических особенностей в сенсорной, умственной и моторной сферах, отвечающих требованиям профессиональной деятельности.

Информация о работе Взаимосвязь профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета