Автор: i*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 08:55, дипломная работа
Цель исследования: изучить взаимосвязь успешности в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов юридического факультета.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
Определить профессиональную направленность как совокупность мотивационных.
Выявить особенности профессиональной направленности у студентов юридического факультета.
Определить уровни успешности в обучении у студентов юридического факультета.
Выявить взаимосвязь успешности в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов юридического факультета.
Выявить различия в проявлении взаимосвязи между профессиональной направленностью и успешностью в обучении у девушек и юношей.
Разработать рекомендации, способствующих эффективному формированию профессиональной направленности личности студентов юридического факультета.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной направленности личности студентов юридического факультета
1.1. Понятие профессиональной направленности личности юриста…………10
1.2. Структура профессиональной направленности личности юриста ……………………………………………………………………………………….25
1.3. Взаимосвязь профессиональной направленности личности студентов юридического факультета и успешности в учебной деятельности………………………………………………………………………32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
2.1. Организация и методы исследования…………………………………………35
2.2. Анализ связи профессиональной направленности личности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета…………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….52
ГЛОССАРИЙ………
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему:
«Взаимосвязь профессиональной направленности
и успешности в учебной деятельности студентов
юридического факультета»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной направленности личности студентов юридического факультета
1.1.
Понятие профессиональной
1.2. Структура
профессиональной
1.3.
Взаимосвязь профессиональной
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
2.1. Организация
и методы исследования………………………
2.2. Анализ связи профессиональной направленности личности и успешности в учебной деятельности студентов юридического факультета…………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….52
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В условиях социально-экономических реформ четко обозначилась востребованность работника нового типа, обладающего высокой мобильностью, готовностью к непрерывному самообразованию и саморазвитию, что порождает новые образовательные потребности и запросы. Современные государственные требования к профессиональной подготовке будущих специалистов предполагают сформированную профессиональную направленность личности. Отсутствие или недостаточная сформированность профессиональной направленности негативно сказывается на качестве подготовки специалистов любого профиля. Проблема формирования и развития профессиональной направленности является одной из центральных в профессиональной психологии и педагогике.
Актуальность проблемы заключается в том, что поскольку профессиональное образование является важнейшей составной частью целостного процесса формирования человека и, выполняя профессиональную деятельность, позволяет личности самореализовываться, особую актуальность приобретает исследование, посвященное профессиональной направленности личности. При поступлении в высшее учебное заведение не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебно-педагогического процесса, создание и внедрение психолого-педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на развитие профессиональной направленности будущих специалистов. Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается вопросов психологической адаптации студентов в новых социально-экономических условиях и новых системах образования (психологической, профориентационной), а также изучение личностных процессов, связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения. К числу таких проблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на том этапе профессионального самоопределения, когда выбор направления профессионального развития уже совершен, на этапе обучения в ВУЗе.
В настоящее время отмечается снижение содержательного интереса юристов к профессиональной работе, приобретают больший вес такие мотивы, как поиск выхода из трудных экономических и бытовых условий, сильная неудовлетворенность работой, профессиональные деформации и многие другие факторы. Такие тенденции обязывают повысить внимание к вопросам изучения, оценки и развития профессиональной направленности на этапе обучения в высшем учебном заведении, а также возможным путем решения проблемы, мы считаем, определение профессиональной направленности личности будущих специалистов еще до момента поступления в высшие учебные заведения.
Характеризуя
степень разработанности
Таким образом, недостаточное количество работ, посвященных изучению профессиональной направленности студентов юридических факультетов, не раскрывает всей содержательной стороны проблемы. Это также ведет к трудностям в определении конкретных психологических мероприятий по формированию и развитию профессиональной направленности в период обучения, и до сих пор остается проблемой еще не нашедшей должного приложения к юридической практике. Недостаточная изученность профессиональной направленности и психологических особенностей студентов юридических факультетов обозначает проблему ликвидации пробелов в юридико-психологической подготовке.
Цель исследования: изучить взаимосвязь успешности в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов юридического факультета.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
В качестве объекта исследования мы рассматривали профессиональную направленность личности студентов юридического факультета.
Предмет исследования: взаимосвязь успешности в учебной деятельности и профессиональной направленностью личности студентов юридического факультета.
В качестве гипотезы нашего исследования выступало предположение о том, что профессиональная направленность определяет успешность обучения, а именно чем выше уровень профессиональной направленности, тем успешнее учебная деятельность.
Для
решения поставленных задач на теоретическом
уровне применялись методы сравнительного
анализа и обобщения, на эмпирическом
уровне применялись: методика К. Замфир,
модифицированная А.А. Реаном, «Мотивация
профессиональной деятельности», Дифференциально-
Для
математико-статистического
Теоретико-
- теория развития личности (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.П. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
-
концепция, раскрывающая роль
профессиональной
-
исследования, посвященные различным
аспектам проблем
Теории исследования психологических аспектов профессиональной деятельности юриста (В.Л.Васильев, М.И.Еникеев, В.В.Романов, Ю.В.Чуфаровский, Par Anders, P.Granhag и др.), теоретические основы подготовки к профессиональной деятельности курсантов и слушателей системы МВД (С.П.Безносое, А.Т.Иваницкий, М.В.Пряхина, В.И.Хальзов, Ю.А.Шаранов и др.), теории учебной деятельности (В.В.Давыдов, И.И.Ильясов, В.Я.Ляудис, А.К.Маркова и др.).
В последние годы появилось значительное число исследований, посвященных формированию профессиональной направленности студентов и ее компонентов в педагогических вузах (О.Н. Вахонина, Е.Е. Вояков, Н.А. Погосян, Н.И. Постникова, А.Т. Раскопова, О.А. Свириденко, Ю.Д. Шелухина и др.), в технических вузах (В.М. Аксенова, В.И. Жернов и др.), медицинских вузах (Ю.Е. Коньшина), вузах МВД (В.И. Горяйнов), а также формированию профессиональной направленности студентов средствами иностранного языка (М.В. Дементьева, А.П. Огаркова, Е.И. Юдина и др.).
Этапы исследования:
1.
этап – проведение
2.
этап – выполнение
3.
этап – проведение
4.
этап - разработка рекомендаций,
способствующих эффективному
Практическая
значимость. Анализ различных аспектов
профессионального обучения студентов
показывает, что проблема исследования
профессиональной направленности личности
студентов имеет не только теоретическое,
но и большое практическое значение. Процесс
формирования профессиональной направленности
отличается большой сложностью, обусловленной,
с одной стороны, многогранностью структуры
данного феномена, с другой - разнообразием
факторов, влияющих на процесс его формирования.
Дело в том, что именно в период обучения
закладывается фундамент будущего профессионализма,
осуществляется приобщение к профессии.
Выбор профессии уже состоялся, но это
не снижает значения дальнейшей профориентации
будущего специалиста: более глубокого
понимания мотивов выбора, стремления
прочно овладеть профессиональными знаниями
и навыками работы по специальности, осознания
своих способностей к овладению данной
профессией. Практическая значимость
также заключается в том, что результаты
могут быть использованы в качестве теоретической
основы для дальнейшего исследования
профессиональной направленности личности
студентов юридического факультета. Разработанные
рекомендации по составлению программы,
направленной на формирование профессиональной
направленности личности, могут использоваться
практическими психологами в работе с
абитуриентами и студентами юридических
факультетов. Следует отметить, как один
из важнейших моментов практической значимости
данного исследования, то, что выявленная
в процессе исследования особенность
профессиональной направленности студентов
юридических факультетов может быть использована
в качестве ориентира при психологическом
сопровождении процесса развития основных
компонентов профессиональной направленности,
особенности структуры могут быть учтены
при отборе абитуриентов.