Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 14:50, курсовая работа
Объектом исследования - самореализация женщины.
Предметом - возрастная динамика особенностей самореализации женщин.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были сформулированы следующие задачи:
Проанализировать основные подходы к исследованию самореализации личности в отечественной и зарубежной психологии.
Охарактеризовать сферы и факторы самореализации женщин.
Сравнить специфику самореализации женщин в период ранней и средней взрослости.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Самореализация как объект психологического исследования
Основные подходы к проблеме самореализации личности в зарубежной психологии………………………………………………………………….5
Самореализация личности в работах отечественных психологов…………………...…………………………………………….15
Глава 2. Самореализация женщины в связи с возрастным периодом
Основные сферы и факторы самореализации женщин………………...30
Особенности сфер самореализации женщин в период ранней и средней взрослости…………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………....48
Список литературы…………………………………………………………..….50
Иногда мотивом выбора последнего варианта является соблюдение семейных традиций, желание передать опыт, накопленный предыдущими поколениями. Это обстоятельство связано с тем, что, находясь в семье между детьми и стареющими родителями, люди среднего возраста обременены обязательствами по отношению к двум поколениям, а также по отношению к самому себе. Теперь они принимают на себя роль хранителя семьи, направляя свою активность на поддержание семейных традиций, достижений и сохранение семейной истории.
Поддержка отношений между членами семьи — важная потребность людей среднего возраста, составляющая ведущую ценность этого поколения. В случае отсутствия потребности заботиться о ком-то взрослый человек постепенно переходит в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются его личные потребности и удобства. Человек не заботится ни о ком и ни о чем, потворствуя лишь своим желаниям. Жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Ценностные ориентации сдвигаются на другие сферы деятельности: личное здоровье, религию, работу.
Однако
приближение пенсионного
Чем старше становится человек, тем больше он дорожит своим рабочим местом. В ходе исследования работающих представителей среднего класса в возрасте от 46 до 71 года 82% женщин сообщили, что они бы продолжали работать, даже если бы могли этого не делать. Даже те, чей возраст приближался к пенсионному, предпочли бы — в подавляющем большинстве — продолжать трудиться, хотя бы неполный рабочий день.
Таким образом, остаться без работы к концу периода средней взрослости для многих женщин является пугающей перспективой, связанной с утратой жизненных целей, ухудшением материальных условий и ощущением, что жизнь прожита и впереди только старость.
Средний возраст — это не только период сохранения достигнутого, но и время серьезной, переоценки профессиональной карьеры, когда человек может ощущать дискомфорт и разочарование в работе гораздо больше, чем в ранней или поздней взрослости [36].
Выводы
по главе.
Заключение
Теоретические проблемы исследования самореализации заключаются в том, что при огромном многообразии теоретических подходов к ее пониманию на сегодняшний день в науке не существует не только теории самореализации, но и единого подхода к определению этого понятия. Большинство психологических теорий стремятся к объяснению самореализации или сходного понятия такого же уровня, например, самоактуализация, стратегия жизни, реализация собственного потенциала.
Девушка, вступающая во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют от неё принятия особенных решений. Таким образом поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения. Каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд — общественной полезностью деятельности, семья — концентрацией и разнообразием межличностных отношений, досуг — реализацией личностного потенциала.
К 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные.
Базис развития личности женщины – это стремление повышения самооценки. Основное средство – развитие идентичности в области своей компетенции. Карьерная и семейная идентичность входят в обобщённую идентичность, то есть в общее представление человека о себе, как различные подструктуры. Последние соотносятся с различными социальными ролями, исполняемыми человеком. Карьерная подструктура определяется как аспект личной идентичности, связанный с работой, а семейная подструктура связана с семьёй. При этом под карьерой понимается непрерывный процесс успешного продвижения по лестнице административной, социальной, профессиональной, имущественной и прочей иерархии с целью достижения желаемого статуса и соответствующих ему уровня и качества жизни.
Профессиональная
деятельность способствует реализации
творческого личностного
В
ходе проделанной работы задачи были
выполнены, цель достигнута.
Список
литературы
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. 396 с.
2. Баскакова, М.Е. // Замужняя женщина: семья и работа [Текст] / М.Е. Баскакова // Семья в России. - 1995 №3-4. С.46-58.
3. Бёрн, Ш. Гендерная психология [Текст] / Е. Короблина. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 320 с. (Секреты психологии)
4. Богатырева,
О.О. // Проблема профессиональной
самореализации: социально- психологический
и культурно-исторический
5. Вариативность
развития личности в
6. Вассерман Л. (модификация В. В. Бойко). Методика диагностики уровня социальной фрустрированости [Элек.ресурс] / Вассерман Л. Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/19.html
7. Волкова
Н. А. Определение
8. Галажинский
Э.В. Системная детерминация
9.Генварёва,
Ю.А. // Самореализация подростка
в системе взаимодействия
10.Денисова,
Е.А. // Гендерные стереотипы в
контексте проблемы
11. Деркач,
А.А. Акмеологические основы
12. Идинов,
И.А. Самореализация личности
в непроизводственной сфере
13. Изменение положения женщины и семья [Текст]: сб.статей; под ред. А.Г. Харчёва. М.: Издательство «Наука», 1977. 214 с.
14. Ильин,
Е. П. Дифференциальная
15. Зайцева,
Т.В. Проблема совмещения
16. Колесников, В.А. Образование как способ личностной самореализации человека в современном обществе [Текст] / В. А.Колесников. Иркутск: Изд-во Иркут.гос.ун-та, 2006. 296 с.
17. Кон, И. // Психология половых различий [Текст] / И. Кон // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. С. 43 - 57.
18. Коростылева,
Л.А. Проблема самореализации
личности в системе наук о
человеке [Текст] / Л. А. Коростылева
// Психологические проблемы
19. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере [Текст] /Л. А. Коростылева.-СПб: Речь, 2005.-222 с.
20. Коростылева,
Л.А. Психология
21. Кудинов,
И. Самореализация как
22. Кудинов,
С.И. Полисистемный подход
23. Леонтьев,
Д. А. // Развитие идей
24. Личностное развитие: прогностические модели, факторы, вариативность [Текст]: колл. монография; под ред. И. С. Морозовой; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. 464 с.
25. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Г. Маралов. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 256 с.
26. Маркова,
А. К. Психология
27. Мартынова, Т.Н. Гендерные аспекты жизненного и профессионального самоопреления студенческой молодежи // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. - Вып. 2. -Кемерово:Кузбассвузиздат, 2004. - 410 с.
28.Марцинковская, Т.Д., Богатырева, О.О. // Профессиональная самореализация в пространстве личностного развития [Элек.ресурс] // Психологические исследования: электронный журнал. 2009. № 1. URL: http://psystudy.ru.
29. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 352 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
30. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М: Изд-во Моск. Ун-та. 1989. 288 с.
31. Митина, Л.М. // Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях [Текст] / Л.М. Митина // Вопросы психологии. 1997. - №4. С.28-38.
32. Парыгин, Б.Д., Лисовская, Е. Б. Проблемы самореализации личности [Текст] / Б.Д. Парыгин // Социально-психологические проблемы НТП. М., 1982. 235 с.
33. Поваренков,
Ю.П. Психологическое
34. Попова,
Л.В. // Проблемы самореализации
35. Реан, А.А., Рыбалко, Е.Ф.,Грищенко, Н.А. //Проблемы общей акмеологии [Текст]/ Под ред. А.А. Реана.//СПб.: Изд-во С.-Петерб, 2000 - 156 с.
36. Реан,
А.А., Психология человека от
37. Шешко,
О. Л. Удовлетворённость
38. http://biblios.newgoo.net/
39. http://www.i-u.ru/biblio/
40. http://www.i-u.ru/biblio/
41. http://ru.wikipedia.org/wiki/