Возрастная динамика особенностей самореализации женщин в период ранней и средней взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования - самореализация женщины.

Предметом - возрастная динамика особенностей самореализации женщин.

В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были сформулированы следующие задачи:

Проанализировать основные подходы к исследованию самореализации личности в отечественной и зарубежной психологии.
Охарактеризовать сферы и факторы самореализации женщин.
Сравнить специфику самореализации женщин в период ранней и средней взрослости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Самореализация как объект психологического исследования

Основные подходы к проблеме самореализации личности в зарубежной психологии………………………………………………………………….5
Самореализация личности в работах отечественных психологов…………………...…………………………………………….15
Глава 2. Самореализация женщины в связи с возрастным периодом

Основные сферы и факторы самореализации женщин………………...30
Особенности сфер самореализации женщин в период ранней и средней взрослости…………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………....48

Список литературы…………………………………………………………..….50

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ - копия.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

     Роль  психофизиологических факторов - наибольшую значимость представляют анатомо-физиологические  особенности, являющиеся предпосылкой для успешной самореализации человека в какой-либо сфере, а также особенности свойств нервной системы и свойства темперамента.

     К психологическим условиям, способствующим степени успешности самореализации личности, относятся психические  познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния.

     Следующую систему составляют социальные детерминанты. В нее входят различного рода институты  социализации, обеспечивающие социально-ролевые  позиции участникам, способствующие или препятствующие самореализации личности.

     Что касается педагогических условий, то они  концентрируются в системе обучения и воспитания, которые сами по себе являются системообразующими основами самореализации.

     Среди форм самореализации личности можно  выделить внешнюю и внутреннюю. Внешняя направлена на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности: профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др. В то время как внутренняя обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах [8].

     И, наконец, среди видов проявления самореализации личности необходимо выделить деятельностную, социальную и личностную. Деятельностная самореализация субъекта характеризуется самовыражением в различных видах деятельности и обеспечивает высокий уровень профессиональной компетенции. Причем деятельность не всегда и не обязательно может быть связана с официальной профессией субъекта, это может быть любительский спорт, художественное творчество, учеба и т.д [21].

     Социальная  самореализация связана с выполнением  гуманитарной миссии, общественно-хозяйственной, общественно-политической, общественно-педагогической либо любой иной общественно-полезной деятельностью [32].

     Личностная  самореализация способствует духовному  росту человека, обеспечивая на первых этапах развитие личностного потенциала: ответственности, любознательности, общительности, трудолюбия, настойчивости, инициативности, эрудиции, креативности, нравственности и т.д.

     Таким образом, представленная модель самореализации личности может служить опорой для  обоснования единиц анализа самореализации, которые могли бы отражать ее целостное  содержание в конкретных проявлениях [21].

     Многочисленные  исследования (А.И. Крупнов; С.И. Кудинов; В.П. Прядеин - и др.) свидетельствуют о том, что различные личностные образования, взятые в системном рассмотрении, могут раскрываться в мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых составляющих целостной личности. Далее системная структура позволяет анализировать индивидуальное своеобразие самореализации личности в единстве ее ценностно-смысловых, мотивационно-потребностных, инструментальных, эмоционально-волевых и рефлексивно-оценочных характеристик. Единство и взаимосвязь этих характеристик дает возможность не только представить самореализацию как системное психологическое образование, но и раскрыть различные межуровневые связи. Более того, психологическое своеобразие каждого уровня может рассматриваться как система индивидуально-психологических особенностей самореализации личности, раскрывающих ее специфику и уникальность [21].

     Говоря  о структуре самореализации, необходимо опираться на многолетние исследования свойств личности в рамках концептуальной модели профессора А.И. Крупнова, сформулировавшего системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств, представляется необходимым отметить, что самореализация представляет собой сложную функциональную систему представленную комплексом психологических образований. Самореализация - это совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза.

     Исходным  в данной системе является установочно-целевой компонент, в котором интегрируются конкретные цели, установки, намерения и общая программа инструментально-смыслового обеспечения, и реализация того или иного отношения в конкретных условиях поведения и деятельности.

     Мотивационно-смысловой аспект этой системы представлен когнитивными, мотивационными и организационными характеристиками. Он осуществляет селекцию и приоритет тех или иных смыслов предметных отношений и побуждений. Глубину и точность когнитивных значений и их роль в поведении субъекта (креативность-консервативность). Выбор доминирующих побуждений, ориентированных на других людей (социоцентричность) или на себя (эгоцентричность). Определение приоритетной зоны приложения и эффективность самореализации личности в соответствии с поставленной целью и предполагаемым результатом в различных сферах жизнедеятельности: предметно-деятельностной, социально-коммуникативной или субъектно-личностной, конструктивность или деструктивность [22]. 

     Инструментально-стилевая подсистема представляет собой единство динамических, эмоциональных и организационных переменных. При этом большинство из них состоит из биполярных, внутренне противоположных признаков. В связи с этим данный аспект самореализации имеет достаточно четко очерченные полюса. Основная роль этой подсистемы связана с обеспечением регуляторно-энергетической функции саморегуляции.

     Более того, между отмеченными подсистемами данного психологического образования  существуют специфические связи  и отношения, указывающие на индивидуальные особенности самореализации индивида.

     Перспективность и продуктивность полисистемного подхода  связана с тем, что, во-первых, он способствует решению фундаментальной  проблемы преодоления разрыва между  динамическими, результативными, эмоциональными, регуляторными, мотивационными, когнитивными и установочно-целевыми характеристиками, при изучении самореализации, которые по своей природе являются целостными, системными. Во-вторых, он открывает возможность познания психологической структуры самореализации и внутренних механизмов взаимодействия ее различных характеристик. В-третьих, он создает предпосылки для разработки научно-обоснованных технологий оптимизации и коррекции самореализации. В-четвертых, позволяет учитывать природу различных подсистем самореализации. С одной стороны, инструментально-стилевую, а с другой - мотивационно-смысловую. Первая группа признаков в большей мере обусловлена природными предпосылками, зависит от черт темперамента и свойств нервной системы. Вторая группа в значительной степени зависит от социального окружения, среды, условий деятельности, обучения и воспитания, более подвижна и изменчива [22]. И, наконец, он дает возможность выявить психологические особенности самореализации личности в зависимости от пола, возраста, социокультурного окружения, национально-этнических и индивидуально-типологических особенностей.

     Итак, полисистемный подход в исследовании самореализации предполагает изучение следующих основных аспектов исследуемого объекта 

- системно-признаковый,  направленный на выявление элементов  самореализации;

- системно-структурный,  отражающий способы взаимосвязи, взаимодействия элементов;

- системно-функциональный, предполагающий раскрытие функций  целого, выявление причинных отношений,  функциональных связей;

- системно-интегративный,  включающий механизмы, обеспечивающие  выявление новых образований на основе изучения взаимосвязей частей;

- системно-развивающий,  позволяющий на основе анализа  полученных данных, отражающих соответствие  результатов поставленной цели, развивать отдельные признаки  и характеристики в структуре  самореализации.

     Полисистемный подход позволяет выявить место и роль исследуемого явления, в макроцелостности и микроцелостности, что дает возможность увидеть проблему во взаимосвязи с другими. Он способствует всестороннему, более глубокому рассмотрению объекта исследования, проникновению в сущность процесса, выявлению существенных и несущественных связей. Исследованию внутренних и внешних факторов, противоречий, различий и т.д., что поможет исследователю под иным углом зрения рассматривать самореализацию, вскрывать ее существенные стороны.

     В многообразии конкретного выделяются общие стороны, закономерности, интегральные свойства, которые представляют собой  элементы более общей взаимосвязи. Полисистемный подход предполагает изучение объекта с позиций более  сложного целого, как органического элемента, а не изолированного от других, связанных с ним объектов. Для этого необходимо знать, что происходит в смежных областях, в других системах.

     Уже сам факт проявления столь повышенного  интереса современных ученых к самореализации не кажется случайным – в нем находит отражение деятельность, направленная на осознания себя как родового существа. Существа, способного понять в этом осознании свою собственную миссию, предназначение и подчинить себя этой миссии, выражаясь в индивидуальной самореализации [22].

     Индивидуальная  самореализация имеет выраженную социальную детерминацию. Кроме того, она детерминируется  и внешними, объективными факторами, условиями в которых (и через  которые) она осуществляется. Необходимо учитывать и внутреннюю детерминацию личностными особенностями, возможностями личности, которая, собственно, и реализует себя в актах самореализации.

     Самореализация  личности – адекватный для человека, наделенного сознанием, способ саморазвития, считается признаком, присущим всей природе, а не только природе человека [8]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Самореализация женщины  в связи с возрастным периодом 

    2.1. Основные сферы  и факторы самореализации  женщин 
     

     Развитие  личности взрослого человека не может  рассматриваться в отрыве от процесса его самореализации.

     Самореализация - это осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом. Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие генетических, индивидных и личностных возможностей.

     Наряду  с существованием у каждого человека своего собственного критерия самореализации следует отметить такие общие его составляющие, как удовлетворенность и полезность. Эти факторы направлены и в сторону личности, и в сторону социума, т. е. удовлетворенность и полезность для личности со стороны социума и для социума - со стороны личности. Продуктивность самореализации определяется личностными качествами и конкретными внешними условиями. Потенциал самореализации обусловлен в первую очередь такими интегральными характеристиками, как особенности самосознания, образ мира, субъективный опыт. В ходе самореализации человек руководствуется выработанной им системой представления о мире, о других людях, о себе и своей деятельности - образом мира, который обусловлен субъективным опытом человека, его способностью творчески относиться к затруднениям в ходе самореализации.

     Модель  самореализации человека может быть представлена следующими этапами: самоопределение  и выбор, становление, дальнейший рост и развитие. В профессиональной сфере - это профессиональное самоопределение, выбор вида и направленности деятельности, становление в избранной профессии, профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности. В личной жизни этапы самореализации включают: самоопределение и выбор «спутника жизни», становление стабильных личностнозначимых отношений, дальнейший личностный рост и развитие супругов. Однако периодически человек сверяет, коррегирует ход своей самореализации, возвращаясь к тому или иному ее этапу [35].

       Важными проблемами современного общества является семейная нестабильность, низкая детская рождаемость, столкновение интересов государства и семьи, отражающееся в личности каждого человека, сложность совмещения родительских и профессиональных функций. Всё чаще женщины совмещают профессиональную деятельность, активную карьеру и семейную жизнь [2].

Информация о работе Возрастная динамика особенностей самореализации женщин в период ранней и средней взрослости