Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 14:50, курсовая работа
Объектом исследования - самореализация женщины.
Предметом - возрастная динамика особенностей самореализации женщин.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были сформулированы следующие задачи:
Проанализировать основные подходы к исследованию самореализации личности в отечественной и зарубежной психологии.
Охарактеризовать сферы и факторы самореализации женщин.
Сравнить специфику самореализации женщин в период ранней и средней взрослости.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Самореализация как объект психологического исследования
Основные подходы к проблеме самореализации личности в зарубежной психологии………………………………………………………………….5
Самореализация личности в работах отечественных психологов…………………...…………………………………………….15
Глава 2. Самореализация женщины в связи с возрастным периодом
Основные сферы и факторы самореализации женщин………………...30
Особенности сфер самореализации женщин в период ранней и средней взрослости…………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………....48
Список литературы…………………………………………………………..….50
Роль психофизиологических факторов - наибольшую значимость представляют анатомо-физиологические особенности, являющиеся предпосылкой для успешной самореализации человека в какой-либо сфере, а также особенности свойств нервной системы и свойства темперамента.
К психологическим условиям, способствующим степени успешности самореализации личности, относятся психические познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния.
Следующую систему составляют социальные детерминанты. В нее входят различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участникам, способствующие или препятствующие самореализации личности.
Что
касается педагогических условий, то они
концентрируются в системе
Среди форм самореализации личности можно выделить внешнюю и внутреннюю. Внешняя направлена на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности: профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др. В то время как внутренняя обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах [8].
И, наконец, среди видов проявления самореализации личности необходимо выделить деятельностную, социальную и личностную. Деятельностная самореализация субъекта характеризуется самовыражением в различных видах деятельности и обеспечивает высокий уровень профессиональной компетенции. Причем деятельность не всегда и не обязательно может быть связана с официальной профессией субъекта, это может быть любительский спорт, художественное творчество, учеба и т.д [21].
Социальная самореализация связана с выполнением гуманитарной миссии, общественно-хозяйственной, общественно-политической, общественно-педагогической либо любой иной общественно-полезной деятельностью [32].
Личностная самореализация способствует духовному росту человека, обеспечивая на первых этапах развитие личностного потенциала: ответственности, любознательности, общительности, трудолюбия, настойчивости, инициативности, эрудиции, креативности, нравственности и т.д.
Таким образом, представленная модель самореализации личности может служить опорой для обоснования единиц анализа самореализации, которые могли бы отражать ее целостное содержание в конкретных проявлениях [21].
Многочисленные исследования (А.И. Крупнов; С.И. Кудинов; В.П. Прядеин - и др.) свидетельствуют о том, что различные личностные образования, взятые в системном рассмотрении, могут раскрываться в мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых составляющих целостной личности. Далее системная структура позволяет анализировать индивидуальное своеобразие самореализации личности в единстве ее ценностно-смысловых, мотивационно-потребностных, инструментальных, эмоционально-волевых и рефлексивно-оценочных характеристик. Единство и взаимосвязь этих характеристик дает возможность не только представить самореализацию как системное психологическое образование, но и раскрыть различные межуровневые связи. Более того, психологическое своеобразие каждого уровня может рассматриваться как система индивидуально-психологических особенностей самореализации личности, раскрывающих ее специфику и уникальность [21].
Говоря о структуре самореализации, необходимо опираться на многолетние исследования свойств личности в рамках концептуальной модели профессора А.И. Крупнова, сформулировавшего системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств, представляется необходимым отметить, что самореализация представляет собой сложную функциональную систему представленную комплексом психологических образований. Самореализация - это совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза.
Исходным в данной системе является установочно-целевой компонент, в котором интегрируются конкретные цели, установки, намерения и общая программа инструментально-смыслового обеспечения, и реализация того или иного отношения в конкретных условиях поведения и деятельности.
Мотивационно-смысловой
аспект этой системы представлен когнитивными,
мотивационными и организационными характеристиками.
Он осуществляет селекцию и приоритет
тех или иных смыслов предметных отношений
и побуждений. Глубину и точность когнитивных
значений и их роль в поведении субъекта
(креативность-
Инструментально-стилевая подсистема представляет собой единство динамических, эмоциональных и организационных переменных. При этом большинство из них состоит из биполярных, внутренне противоположных признаков. В связи с этим данный аспект самореализации имеет достаточно четко очерченные полюса. Основная роль этой подсистемы связана с обеспечением регуляторно-энергетической функции саморегуляции.
Более того, между отмеченными подсистемами данного психологического образования существуют специфические связи и отношения, указывающие на индивидуальные особенности самореализации индивида.
Перспективность и продуктивность полисистемного подхода связана с тем, что, во-первых, он способствует решению фундаментальной проблемы преодоления разрыва между динамическими, результативными, эмоциональными, регуляторными, мотивационными, когнитивными и установочно-целевыми характеристиками, при изучении самореализации, которые по своей природе являются целостными, системными. Во-вторых, он открывает возможность познания психологической структуры самореализации и внутренних механизмов взаимодействия ее различных характеристик. В-третьих, он создает предпосылки для разработки научно-обоснованных технологий оптимизации и коррекции самореализации. В-четвертых, позволяет учитывать природу различных подсистем самореализации. С одной стороны, инструментально-стилевую, а с другой - мотивационно-смысловую. Первая группа признаков в большей мере обусловлена природными предпосылками, зависит от черт темперамента и свойств нервной системы. Вторая группа в значительной степени зависит от социального окружения, среды, условий деятельности, обучения и воспитания, более подвижна и изменчива [22]. И, наконец, он дает возможность выявить психологические особенности самореализации личности в зависимости от пола, возраста, социокультурного окружения, национально-этнических и индивидуально-типологических особенностей.
Итак, полисистемный подход в исследовании самореализации предполагает изучение следующих основных аспектов исследуемого объекта
- системно-признаковый,
направленный на выявление
- системно-структурный, отражающий способы взаимосвязи, взаимодействия элементов;
- системно-функциональный,
предполагающий раскрытие
- системно-интегративный,
включающий механизмы,
- системно-развивающий, позволяющий на основе анализа полученных данных, отражающих соответствие результатов поставленной цели, развивать отдельные признаки и характеристики в структуре самореализации.
Полисистемный подход позволяет выявить место и роль исследуемого явления, в макроцелостности и микроцелостности, что дает возможность увидеть проблему во взаимосвязи с другими. Он способствует всестороннему, более глубокому рассмотрению объекта исследования, проникновению в сущность процесса, выявлению существенных и несущественных связей. Исследованию внутренних и внешних факторов, противоречий, различий и т.д., что поможет исследователю под иным углом зрения рассматривать самореализацию, вскрывать ее существенные стороны.
В многообразии конкретного выделяются общие стороны, закономерности, интегральные свойства, которые представляют собой элементы более общей взаимосвязи. Полисистемный подход предполагает изучение объекта с позиций более сложного целого, как органического элемента, а не изолированного от других, связанных с ним объектов. Для этого необходимо знать, что происходит в смежных областях, в других системах.
Уже сам факт проявления столь повышенного интереса современных ученых к самореализации не кажется случайным – в нем находит отражение деятельность, направленная на осознания себя как родового существа. Существа, способного понять в этом осознании свою собственную миссию, предназначение и подчинить себя этой миссии, выражаясь в индивидуальной самореализации [22].
Индивидуальная самореализация имеет выраженную социальную детерминацию. Кроме того, она детерминируется и внешними, объективными факторами, условиями в которых (и через которые) она осуществляется. Необходимо учитывать и внутреннюю детерминацию личностными особенностями, возможностями личности, которая, собственно, и реализует себя в актах самореализации.
Самореализация
личности – адекватный для человека,
наделенного сознанием, способ саморазвития,
считается признаком, присущим всей
природе, а не только природе человека
[8].
Глава
2. Самореализация женщины
в связи с возрастным
периодом
2.1.
Основные сферы
и факторы самореализации
женщин
Развитие личности взрослого человека не может рассматриваться в отрыве от процесса его самореализации.
Самореализация - это осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом. Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие генетических, индивидных и личностных возможностей.
Наряду с существованием у каждого человека своего собственного критерия самореализации следует отметить такие общие его составляющие, как удовлетворенность и полезность. Эти факторы направлены и в сторону личности, и в сторону социума, т. е. удовлетворенность и полезность для личности со стороны социума и для социума - со стороны личности. Продуктивность самореализации определяется личностными качествами и конкретными внешними условиями. Потенциал самореализации обусловлен в первую очередь такими интегральными характеристиками, как особенности самосознания, образ мира, субъективный опыт. В ходе самореализации человек руководствуется выработанной им системой представления о мире, о других людях, о себе и своей деятельности - образом мира, который обусловлен субъективным опытом человека, его способностью творчески относиться к затруднениям в ходе самореализации.
Модель самореализации человека может быть представлена следующими этапами: самоопределение и выбор, становление, дальнейший рост и развитие. В профессиональной сфере - это профессиональное самоопределение, выбор вида и направленности деятельности, становление в избранной профессии, профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности. В личной жизни этапы самореализации включают: самоопределение и выбор «спутника жизни», становление стабильных личностнозначимых отношений, дальнейший личностный рост и развитие супругов. Однако периодически человек сверяет, коррегирует ход своей самореализации, возвращаясь к тому или иному ее этапу [35].
Важными проблемами современного общества является семейная нестабильность, низкая детская рождаемость, столкновение интересов государства и семьи, отражающееся в личности каждого человека, сложность совмещения родительских и профессиональных функций. Всё чаще женщины совмещают профессиональную деятельность, активную карьеру и семейную жизнь [2].