Возрастная динамика особенностей самореализации женщин в период ранней и средней взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования - самореализация женщины.

Предметом - возрастная динамика особенностей самореализации женщин.

В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были сформулированы следующие задачи:

Проанализировать основные подходы к исследованию самореализации личности в отечественной и зарубежной психологии.
Охарактеризовать сферы и факторы самореализации женщин.
Сравнить специфику самореализации женщин в период ранней и средней взрослости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Самореализация как объект психологического исследования

Основные подходы к проблеме самореализации личности в зарубежной психологии………………………………………………………………….5
Самореализация личности в работах отечественных психологов…………………...…………………………………………….15
Глава 2. Самореализация женщины в связи с возрастным периодом

Основные сферы и факторы самореализации женщин………………...30
Особенности сфер самореализации женщин в период ранней и средней взрослости…………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………....48

Список литературы…………………………………………………………..….50

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ - копия.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

     Слишком большая вовлечённость в работу не соответствует традиционной женской  роли, поэтому работающие женщины часто испытывают тревогу и чувствуют себя виноватыми. Возможно, эти чувства, а также то, что вместе с тяжёлыми обязанностями руководителя женщина должна нести на себе ещё и гору семейных и домашних забот, вынуждают многих женщин выбирать такие пути развития своей карьеры, которые свели бы к минимуму все эти противоречия.

       Итак, наиболее достоверные объяснения очевидно низкого статуса женщин в организациях указывают на ситуативные, а не на внутриличностные факторы. Главными препятствиями  на пути женщин к высоким и ответственным постам являются традиционная кадровая  политика фирм, стереотипы, предполагающие, что женщина не годится для роли лидера, и такие обстоятельства, как невозможность приобрести необходимый опыт и проявить необходимые качества [2].

       Работать  вне дома и одновременно нести  на себе груз обязанностей по дому и  заботы о детях чрезвычайно тяжело. Некоторые женщины испытывают стресс и ролевой конфликт, пытаясь быть одновременно хорошей матерью, хорошей  домохозяйкой и хорошим работником.

     Но, как ни странно, исследования, посвящённые влиянию работы на здоровье женщины, не подтверждают гипотезу о том, что женщины, занятые оплачиваемым трудом, более подвержены нервным и психическим расстройствам. Кроме того, существует много данных о том, что работающие женщины менее подвержены депрессии, чем домохозяйки, и нет ни одного исследования, доказывающего обратное.

     Репетти и его коллеги, собрав данные нескольких исследований, приходят к следующим  выводам: польза работы для здоровья более очевидна, когда женщина не замужем и без детей или когда муж помогает ей по хозяйству.

       Другое  исследование  показывает, что работающие женщины, как правило, больше довольны своим домом и семейной жизнью. Много ролей придают жизни  разнообразие и дают женщинам «отдушины», помогающие переживать неудачи [2]. 
 
 
 
 

    1. Особенности сфер самореализации женщин в период ранней и средней взрослости
 
 

     Прежде  всего, следует отметить, что период взрослости — это наиболее длительный период жизни человека, в котором, как правило, выделяют три стадии или субпериода. Это период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет) и поздней взрослости (от 60 лет и старше). (Согласоно возрастной периодизации Г. Крайг) [38].

     Процесс образования семейной пары — обычное  явление в период ранней взрослости. Большая часть молодежи в планах готова к этому, однако сроки их реализации могут быть самыми различными. Образовавшаяся собственная здоровая семья продолжает обеспечивать особую потребность каждого человека, которую Э. Фромм назвал потребностью в установлении связей (раньше это делала родительская семья).

     Устанавливая  особые интимные отношения, человек  получает возможность о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие, нести  ответственность за кого-то, создает  условия собственной безопасности и защищенности.   При   этом,   как   показывают исследования, мотивы создания союза у молодых женщин бывают совершенно различными.

     Вступление  в  брак включает в себя, по крайней  мере, 5 основных мотивов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения.

     Многие, молодые женщины, вступают в брак с целью обрести собственную  идентичность в другом человеке и благодаря ему. Результатом такого «эксперимента», зачастую ведущим к распаду семьи, оказывается либо разочарование, либо формирование патологической зависимости.

     Возрастной  период жизни человека от 20 до 40 лет — это не только период активного образования семейных пар, но и время их частого распада. По статистике, основная масса разводов совершается именно до 40 лет. В 1986 г. доля разводящихся мужчин этого возрастного периода составила 73,9%, женщин — 78,3%. Пик интенсивности разводов приходится на возрастную группу 25-29 лет. Наиболее часто встречающийся возраст расторжения браков у мужчин — 28,8 лет, женщин — 27,8 лет.

     Неудача построения семейной жизни накладывает  определенный отпечаток на последующее  поведение человека, корректируя  его представление, а иногда и ценностное отношение к совместному проживанию с другим человеком. Однако статистические данные показывают, что более половины разошедшихся супругов вступают в повторные браки, стараясь снова создать семью. При вступлении в брак третий и даже четвертый раз у некоторых людей процесс построения семейной жизни занимает весь возрастной период ранней взрослости, часто продолжаясь дальше.

  Потребность в безопасности и защите значительно  влияет и на выбор профессии. Предпочтение надежной работы со стабильным заработком, образование накопительных средств и их вложение — все это можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности.

     Ранние  браки и необходимость содержания семьи также побуждают молодых  людей искать работу в иной сфере деятельности, чем та, которую они бы выбрали, если бы у них были «развязаны руки».

     Родительские  установки. Дети, находящиеся в центре внимания семьи, могут вырасти зависимыми от потребности в принадлежности к группе, в любви и уважении других. В последующие годы они будут очень остро сознавать мнения и отношения окружающих. В результате их привлекают профессии, которые дают им возможность контактировать с людьми и пользоваться их уважением.

     Кроме того, семья обычно служит моделью  определенного образа жизни и является для человека источником важных жизненных ценностей и убеждений. Так, в западных странах дочерей работающих матерей отличает, как правило, более высокая мотивация достижения и большее стремление сделать карьеру, чем девушек, чьи матери не работают вне дома.

     Необходимость реализовать собственные способности, т. е. добиться самоактуализации. Другими  словами, человек делает то, что, как  ему кажется, может принести наибольшее удовлетворение и максимально способствовать его личностному росту.

     Интерес к профессии. Нередко этот интерес  имеет романтический характер, навеянный  литературой, увиденным фильмом, телепередачей. В этом случае романтика быстро улетучивается  и остаются «суровые будни». Если человек  оказывается неподготовленным к  ним, то такая работа становится в тягость и обычно заканчивается сменой профессии.

     Общественный  престиж. Профессия выбирается исходя из соображений ее престижности в  обществе.

     Период  выбора профессии, когда девушки  пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях, обычно к 25 годам заканчивается подбором подходящей работы и началом ее освоения. С 25 лет начинается этап упрочения карьеры, когда доминирующей потребностью становится необходимость занять прочное место в выбранной сфере деятельности.

     Обычно  уже в первые 7-10 лет своей трудовой деятельности человек осознает правильность или ошибочность выбранного им профессионального  пути. В течение этого временного отрезка чаще всего происходит смена  места работы или специальности.

     Во  второй половине этапа упрочения  карьеры, то есть после 33—35 лет, наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. Это связано с тем, что к этому возрасту человек осваивается на работе и осознает реальные возможности своей карьеры. Не многие рискуют круто изменить свою жизнь и попробовать себя в совершенно иной сфере деятельности, даже если интерес к постоянной работе снижен или утрачен.

     Когда человеком движет внутренняя мотивация, он больше вовлекается в работу, показывает в ней лучшие результаты и усиливает свою идентичность как компетентного работника. Соответственно возрастает и его внутренняя мотивация к труду. Но этот цикл может иметь и обратную направленность, если изменяется какой-либо из названных факторов. Чувство собственной некомпетентности, изменение приоритетов деятельности, наконец, обычная перегруженность работой уменьшают внутреннюю мотивацию человека и приводят к снижению его вовлеченности в работу, падению ее результативности [36].

     Подобные изменения четко зафиксированы среди ученых среднего уровня в возрасте от 30 до 50 лет. Спад продуктивности творческой деятельности в этом возрасте объясняется изменениями в мотивационно-потребностной сфере, обусловленными увеличением семейных и родительских обязанностей, проявлением и доминированием потребностей, связанных с семьей. У крупных ученых подобные изменения отсутствуют. Их производственная роль в научном коллективе и соответствующие ей интересы доминируют в течение всей жизни, поэтому спад творческой продуктивности может наблюдаться, и то не всегда, только в преклонном возрасте

     Переход через порог 30-летия, на который мужчины и женщины реагируют по-разному, отмечается пересмотром жизненных целей, планов и ценностей.

     У женщин во время перехода возраста 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака. Таким образом, происходит изменение системы ценностей.

     Для женщин 20—23 лет характерна ценностная ориентация на любовь и создание семьи, а для 30—33-летних — семья, уверенность в себе и творчество

     Некоторые возрастные изменения в системе ценностных ориентации людей оказываются связанными с уровнем материальной обеспеченности. В частности, при повышении уровня дохода повышается ранг таких ценностей, как жизненная мудрость, ощущение успеха, любовь; и снижается — таких, как материальная обеспеченность, терпимость, аккуратность, готовность помочь, чуткость.

     Анализ  возрастных изменений ценностных ориентации позволяет утверждать, что с возрастом  на смену романтически окрашенным ценностям  приходят более практичные. Человек начинает реальнее смотреть на жизнь, жить настоящими событиями и достижениями. Уверенность в собственных силах и осознание собственной компетентности, с одной стороны, а также признание ограничений и установление адекватного уровня притязаний на основе жизненного опыта, с другой стороны, обеспечивают ощущение целостности и удовлетворенности. Человек перестает верить в чудо и его действия во всех сферах деятельности, касается ли это семейной жизни или работы, и мотивирует это разумной установкой: «Мой успех напрямую связан с тем, сколько сил я готов затратить на его достижение».

     Таким образом, целостная человеческая жизнь  складывается из нескольких сфер его  активности. Важнейшими из них являются, конечно, профессиональная сфера (труд), семья (межличностные отношения) и область, благодаря которой при неблагоприятном профессиональном самоопределении решается экзистенциальная проблема самореализации — это область досуга. Формальное и неформальное общение пронизывает все перечисленные области человеческой жизни.

     В период ранней взрослости поведение  человека как раз и характеризуется  освоением им важнейших сфер жизни  и активным участием в них. При  этом, несмотря на наблюдающуюся в  последнее время тенденцию к  снижению и даже к исчезновению трудовой мотивации, ведущим видом деятельности у подавляющего большинства людей становится труд.

     Освоение  новых сфер жизнедеятельности требует  адаптации человека как к новой  физической, так и социальной среде. В литературе, в частности, указывается  на то, что овладение новой профессией требует от работников адаптации к трем микросредам; физической (совокупности профессионально важных материальных предметов, инструментов и средств профессиональной деятельности), профессиональной (содержанию труда, организации производства, распорядку и инструкциям) и социальной (групповым ценностям и нормам, стилю руководства и межличностным отношениям). В ряде случаев профессиональный успех человека в немалой степени зависит от успешности его взаимодействия с объектами физического мира. В принципе то же самое можно сказать и в отношении освоения новой семейной среды.

     В настоящее время принято считать, что средний возраст человека хронологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет.

     Нереализованные возможности человека, достигшего периода средней взрослости, начинают связываться с достижениями детей, воплощаясь в двух наиболее распространенных вариантах:

  1. Самореализация через достижения детей, которые основываются на их собственном выборе и потенциальных способностях.
  2. Подмена собственной мотивации роста стимулированием развития мотивационной сферы подрастающего поколения в «нужном» родителям (или одному из родителей) направлении; убеждение детей в необходимости принятия тех мотивов и целей, которые составляют собственную ценность человека, обрекая молодого взрослого на воплощение в жизнь нереализованного жизненного сценария родителей.

Информация о работе Возрастная динамика особенностей самореализации женщин в период ранней и средней взрослости