Возрастная динамика особенностей самореализации женщин в период ранней и средней взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования - самореализация женщины.

Предметом - возрастная динамика особенностей самореализации женщин.

В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были сформулированы следующие задачи:

Проанализировать основные подходы к исследованию самореализации личности в отечественной и зарубежной психологии.
Охарактеризовать сферы и факторы самореализации женщин.
Сравнить специфику самореализации женщин в период ранней и средней взрослости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Самореализация как объект психологического исследования

Основные подходы к проблеме самореализации личности в зарубежной психологии………………………………………………………………….5
Самореализация личности в работах отечественных психологов…………………...…………………………………………….15
Глава 2. Самореализация женщины в связи с возрастным периодом

Основные сферы и факторы самореализации женщин………………...30
Особенности сфер самореализации женщин в период ранней и средней взрослости…………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………....48

Список литературы…………………………………………………………..….50

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ - копия.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«КЕМЕРОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра общей психологии и психологии развития

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  возрастной психологии и психологии развития

Тема: Возрастная динамика особенностей самореализации женщин в период ранней и средней взрослости 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          

Кемерово 2010 

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Самореализация как объект психологического исследования

    1. Основные подходы к проблеме самореализации личности в зарубежной психологии………………………………………………………………….5
    2. Самореализация личности в работах отечественных психологов…………………...…………………………………………….15

Глава 2. Самореализация женщины в связи с возрастным периодом

    1. Основные сферы и факторы самореализации женщин………………...30
    2. Особенности сфер самореализации женщин в период ранней и средней взрослости…………………………………………………………………40

Заключение……………………………………………………………………....48

Список  литературы…………………………………………………………..….50 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно  значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне

(обществом), но и внутренней потребностью  самой личности. Деятельность личности  в этом случае становится самодеятельностью,  а реализация её способностей  в данной деятельности приобретает  характер самореализации.

     Проблема  самореализации личности в зрелом возрасте является наиболее важной и актуальной в силу того, что именно в период зрелости происходят существенные преобразования личностного пространства, происходит переструктурирование и переосмысление системы личностных, семейных, профессиональных, социально значимых отношений, которые свойственны именно этой возрастной группе.

     К настоящему времени накоплены достаточные  теоретико-экспериментальные фонды, позволяющие обратиться к проблеме развития личности женщины, осмыслению истории исследования женской проблематике, оценке вклада выдающихся отечественных ученых в разработку данной темы. В современной психологической науке широкое распространение получили зарубежные и отечественные концепции личности, оказавшие влияние на исследование проблем женщин (А. Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, 3. Фрейд, Э. Фром). Отечественные концепции развития личности представлены в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

     Человек реализует себя в течение всей своей жизни. Основными сферами его самореализации являются в первую очередь профессиональная деятельность и личная жизнь, которая предполагает создание стабильных личностнозначимых отношений и, прежде всего, своей семьи. Самореализации в профессиональной и личной жизни имеют много общего.

     В связи с этим, целью данной работы является изучение возрастной динамики особенностей самореализации женщин в  период ранней и средней взрослости.

Объектом  исследования - самореализация женщины.

Предметом - возрастная динамика особенностей самореализации женщин.

     В соответствии с целью, предметом  и объектом исследования  были сформулированы следующие задачи:

  1. Проанализировать основные подходы к исследованию самореализации личности в отечественной и зарубежной психологии.
  2. Охарактеризовать сферы и факторы самореализации женщин.
  3. Сравнить специфику самореализации женщин в период ранней и средней взрослости.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Самореализация как  объект психологического исследования 

1.1. Основные подходы  к проблеме самореализации  личности в зарубежной  психологии 
 

     Общепринятого определения понятия "самореализация" в литературе нет. Под ней понимается, в одних случаях, проявление, развертывание  внутренних потенциалов (способностей, возможностей) личности, в других - основанная на рефлексии, осознанная деятельность, направленная на наиболее полное выражение и воплощение сущности человека, его призвания. Указанные подходы в понимании самореализации личности не исключают друг друга и, вероятно, отражают разные уровни ее проявления [32].

     Термин  «самореализация» впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. В настоящее время  этот термин отсутствует в отечественной  справочной литературе, в то время как в зарубежной он трактуется неоднозначно. Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала» [39], а впервые он был сформулирован К. Гольдштейном в 1939 году и до сих пор не потерял своей актуальности [20].

     Имеются самые различные подходы к трактовке понятия "самореализация", наблюдается широкая поливариативность в понимании механизма развертывания процесса самореализации [18].

     Изучением самореализации личности занимались представители  различных психологических школ. Однако до сих пор не существует единой концепции самореализации. Методологическая сторона проблемы изучения самореализации личности состоит в недостаточной определенности этого понятия. На современном этапе развития представлений о самореализации представляется невозможным даже классифицировать это понятие по форме – является ли это явлением, процессом, потребностью, свойством или чем-то иным. Одни исследователи продолжают считать самореализацию явлением, обусловленным присущей природе человека предопределенностью быть самоактуализирующимся существом, а другие, отрицая эту предопределенность, предпочитают говорить о процессуальной детерминации  [8].

     Сложность изучения самореализации состоит еще  и в том, что самореализация не может наблюдаться непосредственно и объективно, мы можем наблюдать лишь ее эффекты и результаты, отраженные в психике субъекта. Самореализацию трудно измерить в силу ее высокой субъективности, трудно контролировать в ходе эксперимента и силу влияния огромного количества факторов, что затрудняет применение измерительных и экспериментальных методов исследования [4].          

     В целом, теоретические проблемы исследования самореализации заключаются в том, что при огромном многообразии теоретических  подходов к ее пониманию на сегодняшний день в науке не существует не только теории самореализации, но и сколько-нибудь единого подхода к определению этого понятия. Большинство психологических теорий стремятся к объяснению самореализации или сходного понятия такого же уровня, например, самоактуализация в теории А.Маслоу, идентичность в теории Э. Эриксона, стратегия жизни в отечественной психологической теории [1].

     В зарубежной литературе можно выделить следующих авторов, занимающихся разработкой  проблемы самореализации личности –  А, Маслоу, Г. Олпорт, К.Рождерс, У.Шутц, Л. Бинсвангер, Э.Франкл, А.Адлер, Ф.Бэкон, Л.Фейербах, Э.Фромм.

     А. Маслоу существенно развил определение самоактуализации, данное К. Гольдштейном. Гольдштейн утверждал, что самоактуализация является основным и по сути единственным мотивом организма. Удовлетворение любой потребности, которая стала ведущей (в еде, во власти, в достижениях и др.), служит предпосылкой для самореализации всего организма. Самоактуализация является основой развития и совершенствования организма, творческой тенденцией человеческой природы. Так как люди имеют различные внутренние потенции и окружение, различаются и цели и пути их самореализации. Потенции индивида, по Гольдштейну, связаны с тем, что предпочитает индивид и что он делает лучше всего, к чему у него есть способности. Гольдштейн отдавал предпочтение сознательной мотивации, отличая бессознательное как фон, в который отступает сознательное и из которого оно возникает по мере его необходимости для самореализации. Автор подчеркивал необходимость согласия со средой, поскольку она дает средства для самоактуализации, а также может содержать препятствия.

     Самореализация  — в иерархии потребностей А. Х. Маслоу — высшее желание человека реализовать  свои таланты и способности. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны [41].

   А. Маслоу отмечает, что человек обладает врожденными потребностями, способностями. Некоторые цз них индивидуально уникальны. Здоровое, нормальное и желательное развитие состоит в актуализации этой природы, в реализации этих возможностей. Внутренняя природа, на его взгляд, "слаба, хрупка, тонка, легко одолевается привычкой, давлением культуры, неправильным к ней отношением. Но... она вряд ли исчезает у здорового человека — а быть может, и у больного. Даже отвергаясь, она продолжает подпольное существование, вечно стремясь к актуализации".

   Согласно Маслоу, человек становится деструктивным в результате фрустрации либо неудовлетворенности основных потребностей. Отказ от становления, роста и отрицание возможностей полноценного человеческого существования ограничивают возможности человека жить максимально насыщенной жизнью, наилучшим образом выявить свои способности, сделать что-то стоящее в жизни.

   По Маслоу, самоактуализирующийся человек способен принять жизненный вызов и создать достойную жизнь, полную смысла. Маслоу особо отмечал творчество, как универсальную характеристику самоактуализированного человека, ведущую ко всем формам самовыражения. [19]

     Условия, при которых происходит самореализация, очень сходны в теориях Маслоу и Роджерса, хотя в терминологии и существуют некоторые поверхностные различия.

   Роджерс считает стремление к самоактуализации врожденным и описывает его в понятиях "организм", "Я", "идеальное Я", "реальное Я", "конгруэнтность-неконгруэнтность".

   К. Роджерс отмечает, что тенденция движения вперед реализуется только при условии ясного восприятия и адекватной символизации человеком своих выборов, проверки своих гипотез, различения им прогрессивного и регрессивного поведения. Как индикатор таких условий, как меру соответствия Роджерс использует понятие "конгруэнтность-неконгруэнтность". В основе такого понятия лежит представление о предельном смысле цели человека как желания стать "самим собой", вывод, сделанный Роджерсом исходя из своего психотерапевтического опыта и являющийся базисом его теории терапии и личностных изменений. Неконгруэнтность выражается в проявлении феноменологии (переживаниях, чувствах, ценностях) тревоги, угрозы. Конгруэнтность соответствует адекватности, гармоничности.

   Роджерс выделяет три вида конгруэнтности, способствующей самоактуализации. Конгруэнтность между Я-воспринимаемым и актуальным опытом переживаний организма (Я — организм). Человек адаптирован, зрел и полностью функционирует, когда он воспринимает организмические переживания без тревоги, не опасаясь угроз и не прибегая к защитному характеру мышления и поведения.

   Конгруэнтность между субъективной реальностью (феноменологическим полем) и внешней реальностью (миром как он есть) исключает проявление враждебных чувств по отношению к другим людям, чье поведение репрезентирует у человека его собственные отрицаемые чувства. Тенденция актуализации представляет собой "свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять, развивать личность". Иными словами, помимо сохранения (понижения) напряжения тенденция актуализации также включает повышение напряжения. Именно процесс личностного роста приводит к реализации личностного потенциала. Такое представление подводит к пониманию конгруэнтности как степени соответствия Я-реального Я-идеальному. Я-идеальное включает в себя атрибуты, которые человек хотел бы иметь, которые больше всего ценит и к которым стремится, в то время как Я-реалыюе отражает собственные характеристики "здесь .и сейчас'". И хотя Я меняется с обретением нового опыта, оно сохраняет качества целостной системы, гештальта и символизирует главную часть сознательного опыта индивида.

Информация о работе Возрастная динамика особенностей самореализации женщин в период ранней и средней взрослости