Возрастная динамика особенностей самореализации женщин в период ранней и средней взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования - самореализация женщины.

Предметом - возрастная динамика особенностей самореализации женщин.

В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были сформулированы следующие задачи:

Проанализировать основные подходы к исследованию самореализации личности в отечественной и зарубежной психологии.
Охарактеризовать сферы и факторы самореализации женщин.
Сравнить специфику самореализации женщин в период ранней и средней взрослости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Самореализация как объект психологического исследования

Основные подходы к проблеме самореализации личности в зарубежной психологии………………………………………………………………….5
Самореализация личности в работах отечественных психологов…………………...…………………………………………….15
Глава 2. Самореализация женщины в связи с возрастным периодом

Основные сферы и факторы самореализации женщин………………...30
Особенности сфер самореализации женщин в период ранней и средней взрослости…………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………....48

Список литературы…………………………………………………………..….50

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ - копия.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

     Почти общепринятым является мнение о том, что самореализация личности наиболее выпукло представлена ее способностью к творчеству. Д.А. Леонтьев понимает творческую самореализацию, стремление к ней как одну из движущих сил развития личности, побуждающих и направляющих ее деятельности. Поэтому он связывает проблему самореализации с вопросами о происхождении, сущности и характере творческих сил человека [23].

     Таким образом, самореализация личности в  психологическом аспекте также  имеет неоднозначную трактовку. Представленный сопоставительный анализ аргументирован различными точками зрения на сущность исследуемого предмета, где исходным методологическим принципом самореализации служит деятельностный подход, а ключевым понятием в его определении - понятие сущностных сил человека, основной принцип которого  - интериоризация-экстериоризация как механизм социализации личности и принцип культурного детерминизма как рефлексия внутреннего через внешнее. В основе самореализации лежат противоречия между возможностями личности и степенью их востребованности в актуальной деятельности [23]. 

     Сходными  с понятием «самореализация» является понятия «самоактуализация», «самоосуществление»  и «реализация своих возможностей». Анализ литературы показывает, что при ясном понимании необходимости научной разработки понятия "самореализация", осмысление сущности этого явления осуществляется в контексте изучения близких по своему значению понятий: самоопределение, самоорганизация, саморегуляция, самоосуществление, самовыражение. Понятие самореализация включает такие образования, как самопознание, самоосмысление, самоотношение, самоорганизация, самооценка, самоконтроль, самовоспитание, самообучение и самоограничение, саморегуляция.    

       В зависимости от того, как  проблема самореализации вписана  в круг научных интересов исследователя, избирается трактовка этого понятия: самореализация рассматривается как: реализация активности в значимых для человека сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений; самореализация включает самовыражение, самоосуществление, самоутверждение, самостоятельность, уверенность в себе, последовательность в достижении цели, умение отстаивать свои права в соответствующих ситуациях; самореализация находит свое воплощение в системе многообразных отношений, в которые личность включена[11].  

     Проблема  самореализации личности всегда была одной из самых острых в психологии. Однако современная социальная ситуация требует пересмотра традиционных  подходов к ее пониманию и наполнения понятия самореализации новым содержанием. Это происходит на основании расширения понятия «активность», которая проявляется не только в индивидуальном характере реакций и способов взаимодействия с внешним миром, но и в конструировании субъективного образа этого мира [33].

     Растущий  интерес отечественной науки  к самореализации личности как к  проблеме можно проследить в увеличивающемся числе диссертационных исследований и публикаций (Л.А. Анцыферова, Д.А. Леонтьев, Л.А. Коростылева, Э. В. Галажинский, О.В. Питерская и др.)

     Для Л.А. Коростылевой теоретико-методологическим фундаментом исследований психологических проблем самореализации личности являются базовые психологические концепции о регулирующей роли сознания в деятельности человека. Деятельность выступает в качестве главного условия самореализации личности. Мотив осуществляет побудительную, направляющую, смыслообразующую и стимулирующую функции.

     Различают два типа мотивации: внешняя и  внутренняя. Внешняя мотивация сопровождается внешним локусом каузальности, то есть причины, детерминирующие поведения  человека, рассматриваются как находящиеся  вне его. Человек придает значение объективным условиям, объясняя, исходя из них, свое поведение, особенности самоактуализации, отталкивается от внешней причинности [18].

     Личность  с таким типом мотивации подвержена частым затруднениям,  цели не осознаются, и человек не делает попытку скорректировать свою тактику и пересмотреть свои позиции. Внешняя мотивация нередко блокирует творческий подход к действительности, провоцируя стереотипное поведение и актуализацию механизмов психологических защит [18].

     Детерминация посредством внутренней мотивации предполагает действие инициирующих и регулирующих самореализацию факторов изнутри личного «Я». Такая детерминанта связана с внутренним локусом каузальности, относится к самой личности. Личность предпочитает тот или иной тип самореализации на основе собственного выбора, волеизъявления. Человек выбирает такое окружение, такие условия, которые способствуют осуществлению свободы выбора. Вследствие этого увеличивается потребность в самодетерминации, что, свою очередь, приводит к интериоризации локуса контроля и актуализации ведущих механизмов самореализации - интериоризации и экстериоризации. Факторы, изменяющие локус каузальности, соответственно, меняют характер мотивации. В силу этого затрудняется либо корректируется процесс самореализации.

     Таким образом, самовыражение (самореализация) личности осуществляется посредством  операции дивергенции, которая и  понимается как основа креативности и, в свою очередь, рассматривается  в качестве общей творческой способности. Самореализация – это самодвижение, реализация творческого потенциала утверждение собственного Я. Истинная самореализация возможна в случае ее внутренней мотивированности, свободе выбора средств и путей самореализации [19].

     По  мнению Е. Клочко самореализация вообще есть свойство системы, а не одного только внутреннего, не имеющего возможности оценить, где, когда и каким именно образом может быть осуществлена самореализация, или одного только внешнего, которое понимается как причина по отношению к внутреннему, которое, в этом случае, выступает только как условие, посредством которого внешние причины реализуют себя. Самореализация – это свойство систем, а не отдельных их компонентов (психика, личность, деятельность).

       Вообще, непросто дать определение  понятию «самореализации», не прибегая к использованию понятия «развитие». Одно из лучших определений понятия «самореализация» дано Л.А. Коростылевой, которая понимает под нею осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом.[20].

       Процесс самореализации – это  раскрытие внутреннего потенциала  человека.

     С точки зрения И.П. Смирнова решающим фактором в реализации самого себя, своего потенциала являются не природные задатки человека сами по себе, а сформированные внешней средой личностные качества как продукт образования и воспитания, обучения труду.

     Селезнева Е.В. подчеркивает, что человек может  самореализовываться как уникальная целостная личность только во встрече с другими.

     По  мнению И. Катаева основным условием самореализации личности является наличие  у человека развитого самосознания и рефлексии с актуализированной  способностью познавать себя и окружающий мир, реальные и потенциальные способности  и возможности, интересы и ценности, перспективы личностного и профессионального роста[19].

     Из  приведенных данных можно видеть, что в исследовании самореализации личности превалируют односторонние  аналитические стратегии, где доминирует какая либо одна психологическая позиция, рассматривающая данный феномен либо с точки зрения мотивации, либо с точки зрения установки, либо процесса и т.д.

     Самореализация  является процессом и результатом  диалектического слияния уникальной, неповторимой личности и объективного мира, которое происходит в результате разнообразной деятельности. К необходимым признакам процесса самореализации можно  отнести направленность, в которой важное значение имеют мотивы деятельности индивидуальности и ценностные ориентации, и расширение сферы деятельности. Потребность личности в самореализации в отличие от других потребностей безгранична и востребована в любом возрасте, и даже при включении личности в многообразные виды деятельности она никогда не может быть полностью удовлетворена.

     К самореализации личности ведут психологические предпосылки субъективного характера (потребности, направленность, потенциальные когнитивные и психофизиологические способности, генетические возможности, ментальные характеристики).

     В характеристики самореализации входят: внутренняя свобода, воля, интенсивность направленности реализуемой деятельности, целеполагание, целесозидание, поиск вариантов реализации цели, культура нравственной рефлексивности, устремленность к духовности, идеал достойной жизни.

     Самореализация  рассматривается как необходимое  условие развития отдельной личности и поступательного развития общества в целом.

     Личность  самореализующегося человека будет  обладать такими особенностями, как  демократичность в межличностных  отношениях, креативность, самостоятельность и ответственность, стремление к формированию ценностных ориентаций. А сам процесс самоактуализации логично характеризовать как стремление к наиболее полному выявлению, развитию и использованию в деятельности своих возможностей. Другими словами, это процесс постепенно накапливаемых достижений, способствующих психологическому росту человека, переход из состояния возможностей в состояние действительности и самоактуализации в дальнейшем [8].

       Самореализация личности как  процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно - заданных ситуаций; творческий характер активности [8].

     Самореализация  составляет одну из сторон жизнедеятельности  человека и занимает значимое место в развитии и саморазвитии личности.

     Теоретические разночтения просматриваются не только в концептуальных вопросах, касаемых природы самореализации и  механизмов ее осуществления, но и условий  и факторов, оказывающих влияние  на ее успешность. Так, например, в диссертационном исследовании, посвященном проблеме самореализации личности, Коростылева Л.А. отмечает, что Р.А. Зобов и В.Н. Келасьев выявили две группы факторов, оказывающих влияние на самореализацию:

     1)зависящие  от человека (ценностные ориентиры, готовность к самостроительству, гибкость мышления, воля и др.);

     2)не  зависящие от человека (социальная  ситуация, уровень жизни, материальная  обеспеченность, влияние на человека  средств массовой информации, состояние  экологической среды).

     В исследовании самореализации личности превалируют односторонние аналитические стратегии, где доминирует какая либо одна психологическая позиция, рассматривающая данный феномен либо с точки зрения мотивации, либо с точки зрения установки, либо процесса и т.д. Более того, анализ теоретических и эмпирических исследований указанной проблемы свидетельствует о том, что при рассмотрении самореализации авторы не фиксируют формы проявления, виды и структурные характеристики, а также не выделяют вполне однозначно условия и факторы ее оптимизации [21].

     Поэтому необходимо было  построить и  обосновать полисистемную концепцию  исследования самореализации личности. В основе, которой представлен  системный подход.

     Комплексом  элементов применительно к феномену самореализации может служить полисистемность, т. е. отдельные микро и макросистемы, обеспечивающие вариативность, масштабность и степень интенсивности самореализации личности.

     Основными постулатами в построении полисистемной  модели самореализации личности, могут  служить следующие основания:

- комплекс  разноуровневых систем, обеспечивающих  успешность самореализации личности;

- исследование  самореализации как функциональной  системы, раскрывающей связи и  соотношения между различными  ее уровнями и характеристиками;

- возможность  изучения как горизонтальных, так и вертикальных связей между различными системами и признаками самореализации;

- обоснование  системообразующих, интегративных  образований самореализации;

- направленность  на изучение системы и индивидуальных  характеристик самореализации личности.

     Базовыми  условиями самореализации личности выступают: психоэкологические, психофизиологические, психологические, педагогические и  социальные факторы. В работах Р.А. Зобова, В.И. Панова, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина  отмечается влияние экологических факторов (повышенный фон радиации, загрязнение воздуха, некачественная питьевая вода, неблагоприятный температурный режим ит.д.) на психику человека, вследствие чего может проявляться повышение агрессивного поведения, снижение жизненного тонуса, психологической активности, проявление депрессии и других негативных факторов, отрицательно влияющих на самореализацию личности [22].

Информация о работе Возрастная динамика особенностей самореализации женщин в период ранней и средней взрослости