Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 14:50, курсовая работа
Объектом исследования - самореализация женщины.
Предметом - возрастная динамика особенностей самореализации женщин.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были сформулированы следующие задачи:
Проанализировать основные подходы к исследованию самореализации личности в отечественной и зарубежной психологии.
Охарактеризовать сферы и факторы самореализации женщин.
Сравнить специфику самореализации женщин в период ранней и средней взрослости.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Самореализация как объект психологического исследования
Основные подходы к проблеме самореализации личности в зарубежной психологии………………………………………………………………….5
Самореализация личности в работах отечественных психологов…………………...…………………………………………….15
Глава 2. Самореализация женщины в связи с возрастным периодом
Основные сферы и факторы самореализации женщин………………...30
Особенности сфер самореализации женщин в период ранней и средней взрослости…………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………....48
Список литературы…………………………………………………………..….50
Расхождение между Я-идеальным и Я-реальным способствует саморазвитию, самосовершенствованию. Однако значительные расхождения могут стать препятствием, поскольку сопровождаются острым чувством неудовлетворения, которое может блокировать и искажать намерения, привнося неконгруэнтность. [19]
Различие между Маслоу и Роджерсом состоит в том, что, с точки зрения Роджерса, тенденция актуализации предполагает как поддержание, так и улучшение жизни, в то время как для Маслоу она включает только улучшение, а поддержание жизни является функцией тенденции выживания.
Оба
исследователя принципиально
Представление о самореализации содержится и в работах Э. Фромма. Прежде всего под истинно человеческой ориентацией Фромм понимает ориентацию на бытие как на продуктивное использование своих способностей в единении с миром. По его мнению, самореализация присуща каждому человеку и предполагает наличие продуктивной активности. "Понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей, вырастающих из условий существования". В качестве таких потребностей Фромм называет: потребность в установлении связей; потребность в трансцендентности; потребность в корнях; потребность в идентичности; потребность в системе ориентации. Потребность в установлении связей (потребность в привязанности) состоит в необходимости преодоления ощущения изоляции от природы и отчужденности. Отчужденность преодолевается посредством заботы, участия, ответственности за другого человека. Идеальное единение с миром достигается посредством
"продуктивной любви", способствующей совместному труду и сохранению собственной уникальности. Стремление к трансцендентности как к созиданию позволяет достичь чувства свободы и собственной значимости. Потребность в корнях состоит в том, чтобы ощущать себя частью мира. Это дает чувство стабильности и прочности, которое обеспечивается родственными связями. Потребность в идентичности реализуется в стремлении к собственной идентичности и/или идентичности с другим человеком, группой. И наконец, человеку необходима определенная система ориентиров для понимания мира, что позволяет ему действовать целеустремленно.
Фромм особо выделял позитивную свободу — свободу, которая сочетает причастность- к миру и независимость от него. Позитивная свобода предполагает спонтанную активность в жизни, когда человек действует в соответствии со своей внутренней природой, используя в качестве ключевых компонентов любовь и труд. Фромм, так же как и Адлер, разделяет мнение о том, что человек творит свою жизнь сам и стремится к наибольшим достижениям (продуктивности, по Фромму), и, подобно Роджерсу, рассматривает единение с миром в контексте конгруэнтности.
Таким образом, самореализация, по Фромму, так же как и по Адлеру, имеет социально детерминированный характер.
В актуализационном варианте модели самореализации предполагается, что человек пытается стать тем, что соответствует его врожденным потенциальным возможностям. Если человек обладает генами, детерминирующими высокий интеллект, то самореализация будет подразумевать жизнь, в которой будут часты интеллектуальные усилия. Самореализация следует курсом, определяемым чем-то вроде генетического проекта. Вариант совершенствования в рамках модели самореализации отличается достаточно сильно. В варианте совершенствования самореализация следует курсом, определяемым идеалами и ценностями, касающимися хорошей жизни. Эти идеалы и ценности не должны отражать врожденные и генетически детерминированные возможности человека. В действительности сторонники теорий совершенствования часто подчеркивают стремление человека перебороть реальные или воображаемые недостатки. Вариант совершенствования – это проявление идеализма, в то время как вариант самоактуализации – проявление гуманизма. Самый яркий пример модели совершенствования – теория Альфреда Адлера. Гордон Олпорт и Эрих Фромм в основном также являются сторонниками модели совершенствования, также они демонстрируют некоторые взгляды, характерные для актуализационного подхода [40].
Мы рассмотрели представления о самореализации личности в зарубежных психологических теориях А. Адлера, К. Роджерса, Э. Фромма, К. Гольдштейна, А. Маслоу, которые в большей степени носят описательный (феноменологический) характер и основываютя на гуманистическом подходе. Всем им свойственно понимание самореализации (самоактуализации) как врожденного свойства человека. Несомненно, что глубинная суть человеческой природы неоднозначна в своих проявлениях, при этом ориентация на идеи развития личности и ее потенциалов безусловно питает психологическую науку.
Также существуют и другие походы к понятию самореализация.
Г.Олпорт рассматривал
У.Шутц определял самореализацию как стремление к радости самоосуществления.
Условием самореализации личности, по мнению швейцарского психолога К. Юнга, является обретение "самости" - величины, относящейся к сознательному "Я" и обозначающей целостность человека [25]. "Самость" ученый определил как результат стремления различных компонентов личности к единству. С его точки зрения, человек, постоянно приобретая новые умения, достигает новых целей и реализует себя более полно.
Л. Бинсвангер изучал открытость личности, непрерывность в становлении, углубление в себя [27].
А.Маслоу, создатель теории самоактуализации, заимствовал данный термин и стал использовать его в более широком смысле. Согласно А. Маслоу, самоактуализирующаяся личность характеризуется широким спектром разнообразных проявлений, которые одновременно являются психологическими особенностями данной личности. Он изучал духовное становление самореализующихся персоналий. Он осваивал технологии самореализации и самоактуализации путём выявления путей к успеху и специфичности окружения. По А. Маслоу, самоактуализация – желание человека стать тем, кем он может стать, то есть достичь вершины своего потенциала. Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведения искусства. Самоактуализация - это высокий уровень иерархии потребностей людей. Все люди нуждаются во внутреннем совершенствовании и постоянно ищут его. Некоторые люди не стремятся к самореализации потому, что могут не видеть своего потенциала, могут просто не знать о его существовании или не видеть пользы в самоактуализации. Может быть, социальное и культурное окружение подавляет тенденцию самоактуализации [23].
Э.Франкл рассматривал самоактуализацию как побочный продукт осуществления смысла.
А.Адлер в качестве основных сил развития личности выделял: 1) стремление к превосходству, успеху, совершенству; 2) чувство общности, сотрудничество [32].
Следует отметить, что термин
«самоактуализация» - стремление человека
к возможно более полному
Ф.Бэкон, Л.Фейербах дают объяснение смысла самореализации человека неотделимого от тех целей, которые он перед собой неизбежно ставит. В целях адекватно или специфически отражаются тенденции общественного развития, в конечном счете, - это законы этого развития. Человеку присуще стремление реализовать себя. В этом, видимо, заключается смысл жизни. Ф.Бэкон и Л.Фейербах соотносят понятие самореализации с предназначением человека [30].
В систему социальной самореализации по мнению Э.Фромма входят потребность в общении, связях с людьми, потребность в самоутверждении, привязанностях, потребность обладать самосознанием, потребность в системе ориентации и необходимость иметь предмет поклонения [28].
Таким
образом, истоки научной идеи самореализации
берут свое начало в работах А.
Адлера, обосновавшего "универсальное
стремление человека к самосовершенствованию".
Эта идея была конкретизирована в теории
самоактуализации А. Маслоу, концепции
полноценно функционирующего человека
К. Роджерса, в представлениях Э. Фромма
об ориентации человека на постижение
собственной индивидуальности, отличимости
от других через выявление и реализацию
своих потребностей [27].
В
отечественной научной
А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн, авторы концепции деятельностного подхода считали, что через деятельность человек приобщается к жизни других людей, присваивая их культуру, привычки, навыки, приёмы обращения с орудиями труда. Они считают, что деятельность формирует и развивает психику, а значит и саму личность. А.Н.Леонтьев считает, что подлинное рождение личности происходит тогда, когда личность начинает осознавать себя частью общества, когда она осознанно участвует в совместной, общественно значимой деятельности. В основе становления и функционирования личности лежит процесс иерархизации мотивов, побуждающих человека к деятельности.
Процесс самореализации, по мнению А. Н. Леонтьева, представляет собой опредмечивание своих сущностных сил и способностей личности в её социальной деятельности, полагания себя в продуктах своей деятельности и в личностных вкладах в других людей. Механизм "опредмечивания - распредмечивания" имеет особое значение при анализе проблематики культуры: раскрывает связь пространства и созданного им предметного мира; помогает постичь действительный смысл понятия "культура"; позволяет выявить специфический, сугубо человеческий способ трансляции культуры от поколения к поколению как показателя развития. С.Л.Рубинштейн считает, что растущая личность выстраивает свой "жизненный путь", отстаивая уникальную индивидуальность, осознанно утверждает личностную позицию в обществе, вступает в межличностные отношения. Весь механизм реализации своих потенций человек может осуществить на креативном уровне, проявляя универсальность, оригинальность и индивидуальность. Такое понимание самореализации сближает парадигму деятельностного подхода и ортодоксальную гуманистическую психологию [5].
Самореализация личности воплощается в ее деятельности и в отношениях с предметной и социальной средой. В этом плане существенна сформулированная многими учеными мысль о том, что "путь к себе проходит через деятельность во внешнем мире".
Личность реализует себя, свои потенциальные возможности. Реализуясь, она преобразовывает предмет, на который направлена активность, отношения, в которые она вступает. Преобразуя, она преобразует и себя, обеспечивая тем самым движение в своем развитии [33].
В
работах отечественных