Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:12, отчет по практике
Актуальность исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей………………………………………………………………………………..6
1. Организация и методы психодиагностического исследования тревожности младших школьников…………………………………………………………...14
2. Результаты, анализ полученных данных диагностики……………………..20
3. Результаты экспериментального исследования…………………………….27
4. Программа коррекционно-развивающих занятии по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста……………………………29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………41
Приложения……………………………………………………………………...42
Приложение № 7
Таблица показателей до формирующего эксперимента по тесту тревожности А. Тэммла, В. Дорки, Р. Амена
№ | N1 | № | N2 |
1 | 57% | 1 | 64% |
2 | 71% | 2 | 86% |
3 | 57% | 3 | 57% |
4 | 64% | 4 | 64% |
5 | 57% | 5 | 57% |
б | 57% | 6 | 64% |
7 | 64% | 7 | 57% |
8 | 57% | 8 | 64% |
XI | 60,5 | Х2 | 72 |
N1 - контрольная группа
N2-
экспериментальная группа
Таблица показателей уровня тревожности после проведения формирующего эксперимента по тесту тревожности
№ | Ф.И. | N1 | № | Ф.И. | N2 |
1 | Абрамов Д. | 57% | 1 | Асилов Т. | 50% |
2 | ГайдуллинА. | 71% | 2 | Ахмеева Г. | 57% |
3 | Галимова А. | 57% | 3 | Кулагин Р. | 57% |
4 | Иванов М. | 64% | 4 | Мурсалимов А. | 50% |
5 | Пошва Я. | 57% | 5 | Нефедов И. | 50% |
6 | Саитгареева Э. | 57% | 6 | Миронова С. | 57% |
7 | Сидоров А. | 64% | 7 | Шилова К. | 57% |
8 | Содорова С. | 57% | 8 | Ярыгин К. | 50% |
XI | 60,5 | Х2 | 53,5 |
N1 | N2 |
64% | 50% |
86% | 57% |
57% | 57% |
64% | 50% |
57% | 50% |
64% | 57% |
57% | 57% |
64% | 50% |
72 | 54 |
N1 - показатели экспериментальной группы на 1 этапе
N2
- показатели на 2 этапе
Приложение №8
Формулирующий
эксперимент
Занятие 1
1. Игра «Здравствуй, я рад познакомиться»
Для создания заинтересованности детей в тренинговых занятиях, была проведена вводная лекция, на которой дети были ознакомлены с целью данных занятий, какие знания и навыки они могут получить в процессе тренинга. Затем детям предлагалось выполнить первое упражнение, в ходе которого каждый должен был выбрать и подписать на карточке визитки свое имя. Это упражнение затянулось очень долго, т.к. дети начали придумывать себе вымышленные имена, перебирая их, многие не знали, что написать, т.к. хотели изменить имена.
Затем предлагалось сказать фразу: «Здравствуйте, я рад с вами познакомиться» и несколько слов о себе. Участники выполнили это упражнение, но вели себя очень скованно.
После выполнения этого упражнения перешли к выработке правил поведения на занятиях.
2. Выработка правил поведения на занятиях
Участникам были предложены правила поведения на занятиях с условием, что они будут приниматься с помощью голосования.
Были приняты все правила, кроме правила 5 (нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит).
В процессе данного упражнения возник конфликт, т.к. те участники, которые не голосовали за какое – либо правило, отказались его принимать и записывать. На просьбу обосновать свой протест отвечали, что они не будут его придерживаться. Поэтому долгое время пришлось убеждать в том, что эти правила приняло большинство членов группы, значит нужно подчиниться большинству в принятии правил работы; также объяснялось необходимость, правильность, смысл этих правил. После этого дети согласились с необходимостью принятия этих правил. Какие – либо другие правила или примечания дети предлагать отказались.
В
конце был подведен итог занятия,
все участники пообещали
3. Хоровод
Был предложен ритуал окончания занятий: участники встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.
С помощью этого ритуала мы будем напоминать друг другу, что мы единая группа, у нас есть свои правила, которые мы выполняем, что мы очень дружны, любим друг друга. От этого упражнения у нас всех должно повыситься настроение.
Участники
согласились с предложенным ритуалом
окончания занятий.
Занятие 2
1. Игра «Печатная машинка»
«На прошлом занятии мы с вами предстали друг перед другом в новой роли. Каждый из нас придумал себе какое –то имя или оставил прежнее, мы с вами выработали правила поведения на занятиях и это значит, что мы теперь группа – целостная, неделимая. А давайте сейчас проверим, можем ли мы соаженно работать в группе…». После прочтения участникам инструкции было решено воспроизводить текст песни «В лесу родилась елочка». Участники очень долго путались, делали ошибки, были невнимательны, забывали, что нужно делать и в каком случае. Потому два круга подряд дети тренировались. Затем было предложено оценить сильнейшего.
2. Игра «Сочиняем историю»
«Итак, теперь мы с вами убедились, что не всегда умеем работать в группе. Не всегда наша деятельность бывает продуктивной. А для этого, чтобы сделать свою деятельность продуктивной нужно быть внимательным, слушать каждого члена группы и всю группу в целом. Поэтому давайте выполним еще одно интересное задание на совместную деятельность». Затем была зачитана инструкция.
Участники игры сочинили следующую историю: «Жили – были дед да баба. У них были козочка, кошка и собачка Жучок. Они все вместе пошли в лес, и появился медведь. Медведь украл козу. Бабушка со страху залезла на дерево и свалилась вместе с кошкой. Собака прибежала к деду на руки. Вдруг появился их внук Иван, у него было ружье. Он убил медведя и снял с него шкуру. Потом все вместе пошли домой, стали мирно и дружно жить. И не ругались до самой смерти».
Детям
очень понравилось это
В конце занятия был использован ритуал окончания занятия («Хоровод»).
Данное
занятие способствовало развитию таких
качеств, как общительность, активность
и находчивость.
Занятие 3
1. «Волшебное слово»
«В нашей повседневной жизни мы пользуемся различными словами и выражениями порой сами не замечая того, что доставили человеку одним словом много приятного или наоборот, испортили на весь день настроение. Ведь мы знаем, что с помощью приятных слов или комплиментов можно расположить человека к себе или добиться того, что этот человек сделает что – то такое для нас, чего ранее, например, он делать не хотел.
Был проведен эксперимент со студентами и преподавателями в одном из институтов. Те студенты, которые использовали в своей речи слова типа «спасибо», «пожалуйста», «будьте любезны» и т.п. получили оценки «отлично», потому что у преподавателей повышалось настроение от этих слов. Они начинали относиться к этим студентам более доброжелательно.
А те студенты, которые говорили скупо, сухим языком, получали, как правило, «тройки» и «четверки». Ведь не зря в одном известном мультфильме есть песенка « от улыбки станет всем светлей», и от приятного вежливого слова, как показал это эксперимент, тоже становится светлее на душе у человека, повышается настроение и хочется сделать тоже что – то приятное человеку, сделавшему комплимент. Потому давайте сейчас все вместе вспомним, какие вежливые слова, и комплименты вы знаете.
А теперь по кругу попробуем сказать друг другу эти слова, но не просто так, а чтобы у этого человека стало приятно на душе. А тот человек, кто получает комплимент, должен почувствовать, как у него повысилось настроение, как ему было приятно получить комплименты. Нужно прочувствовать силу плохих слов. А затем поделимся нашими переживаниями».
Дети, передавая друг другу мягкую игрушку, говорили вежливые слова и комплименты.
2. Части моего «Я»
« И так, все мы знаем теперь, как приятно говорить и получать комплименты, и какие чувства мы при этом испытываем, как при этом у нас повышается настроение. Но в жизни ведь бывают разные случаи, и мы порой бываем настолько непохожими сами на себя, что порой не знаем себя. В одних ситуациях я делаю всем комплимент, улыбаюсь, смеюсь, я как солнышко. А в других, когда у меня пологое настроение, я злюсь, могу нагрубить, накричать, обидеть человека, и в этих случаях я похож на сверкающую молнию с громом. Давайте сейчас с вами разделим лист на 2 части и представим 2 ситуации.
1 ситуация: представим, что сегодня у нас День рождения, пришли все мои друзья и подарили мне кучу подарков. У меня отличное настроение, мне очень весело.
11 ситуация: я всю неделю готовился к контрольной. Кажется, что я все выучил, прочитал всевозможные книжки. Но настал день контрольной, и я, увы, написал ее на плохую отметку. Я не знаю, что помешало мне. У меня очень плохое настроение.
А теперь давайте попробуем нарисовать эти разные настроения, разные части своего «Я», т.е. нужно нарисовать (1ситуация) себя символически, когда у меня хорошее настроение и когда плохое настроение (11 ситуация). А затем каждый из нас по очереди покажет свой рисунок группе, расскажет, что на нем изображено, какие чувства он изобразил, что он переживает в этих ситуациях.
А теперь давайте сравним эти рисунки. В первой ситуации мы в большинстве использовали яркие, светлые, приятные тона. Мы изобразили хорошее настроение. И нам самим в таких ситуациях кажется, что мир вокруг нас яркий, красочный, что жизнь прекрасна. Мы испытываем массу положительных эмоций, мы готовы и с другими поделиться своей радостью.
А во второй ситуации темные, черные тона. У нас плохое настроение. Мы не довольны своей жизнью; мы не довольны собой. У нас даже может быть плохое самочувствие от этого.
Информация о работе Возникновение тревожности и особенности ее проявления у младших школьников