Возникновение тревожности и особенности ее проявления у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:12, отчет по практике

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей………………………………………………………………………………..6
1. Организация и методы психодиагностического исследования тревожности младших школьников…………………………………………………………...14
2. Результаты, анализ полученных данных диагностики……………………..20
3. Результаты экспериментального исследования…………………………….27
4. Программа коррекционно-развивающих занятии по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста……………………………29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………41
Приложения……………………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

практика 1.doc

— 681.00 Кб (Скачать)

      Работа  с родителями тревожного ребенка

     Как показывает практика, формирование детской  тревожности является следствием неправильного  воспитания ребенка и неверных взаимоотношений  детей и родителей. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка.

     Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности  перед опасностями мира. Это не способствует нормальному развитию ребенка, мешает развитию творческих способностей. Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу.

     Тренинги коррекции личностной тревожности для младшего школьного возраста

     Количественный  состав группы 5-6 пар (10-12 человек).

     Продолжительность каждой встречи - 2 часа. Занятия проводятся один- два раза в неделю.

     Занятие 1. «Знакомство».

     Ведущий знакомит участников с целями и задачами тренинга.

     Упражнения:

     1. «3накомство».

     2. «Таблички с именами».

     3. «Молекулы».

     4. «Три мушкетера».

     5. «Гордиев узел».

     6. «Газета».

     7. «Какая рука у соседа».

     8. «Игра без правил».

     9. «Я-Ты». 

     10.Рефлексия. 

     11. «Колокол».

     Занятие 2. «Социальная самоидентификация».

     Упражнения:

     1. «Приветствие».

     2. «Кулак, палец, ладонь».

     3. «Счет».

     4. «Переключатели».

     5. «Я и мой мир вокруг меня».

     6. «Маски».

     7. «Генеалогическое древо».

     8. «Старые фотографии».

     9. «Что такое мальчик? 

     Что такое девочка?»

     10. «Наши вопросы».

     11. «Ищу друга».

     12. Рефлексия.

     Занятие 3. «Мир детский и мир взрослый».

     Упражнения:

     1.Приветствие.

     2. «Подари улыбку». 

     3. «3еркало». 

     4. «Клеевой дождик». 

     5. «Ты любишь...»

     б. Упражнение на принятие себя «Да-нет».

     7. «Великий мастер».

     8. «Мир детский и мир взрослый».

     9. Рефлексия.

     Занятие 4. «Прошлое - настоящее-будущее».

     Упражнения

  1. Приветствие.
  2. «Распределение времени».
  3. «Прошлое, настоящее, будущее».
  4. «Твоя жизнь».
  5. «Кино».
  6. «3акончи предложения».
  7. «Волшебный стул».
  8. Рефлексия.

     Занятие 5. «Умение слушать».

     Упражнения:

  1. «Приветствие».
  2. «Испорченный телефон».
  3. «Разные ответы».
  4. «Ты мне нравишься, потому что...».
  5. «Акустики».
  6. «Никто не знает».
  7. «Шурум-бурум».
  8. «Вижу разницу».
  9. «Картина двух художников».

     10.Рефлексия. 

       Занятие 6. «Усиление сплоченности».

     Упражнения:

  1. «Приветствие».
  2. «Браво».
  3. «Фанты».
  4. «Пересядьте все те, кто...»
  5. «Найди себя».
  6. «Какой он».
  7. «Хорошо или плохо».
  8. «Комплименты».
  9. «Только вместе».

     10.Рефлексия.

     Занятие 7. «Сделай себя счастливей».

     Упражнения:

     1.«Приветствие».

     2.«Комплимент».

     3.Танец«Распускающийся бутон».

     4.«Планирование  будущего».

     5.«Театр».

     6.«Путаница».

     7.«Цвет-  предмет».

     8.«Скульптор  и глина».

     9.«Рисунок-подарок».

     10.«Общий  рисунок».

     11.Подведение  итогов.

     Вопросы родителям:

     1)Изменились  ли ваши взаимоотношения? 

     2)Что  нового в поведении ребенка вы заметили?

     3)Что  показалось вам самым важным  и интересным в такой работе?

     4)Что  вы сами приобрели в процессе  тренинга?

     Вопросы детям:

     1)Попробуйте  выразить свои впечатления от  занятий.

     2)Что  больше всего понравилось на  занятиях.

     3)Что  нового в поведении ваших родителей вы заметили?

     Общий вопрос:

     Что бы вы пожелали друг другу и себе?

     Заключительное  упражнение

     «Я  желаю всем...».

     Коррекционно-развивающие  занятия,

     направленные  на снижение тревожности

     у детей младшего школьного возраста

     Занятие 1

  1. Игра "Здравствуй, я рад познакомиться".
  2. Выработка правил поведения на занятиях.
  3. Хоровод.

     Занятие 2

  1. Игра "Печатная машинка".
  2. Игра "Сочиняем историю".

     Занятие 3

  1. "Волшебное слово».
  2. Части моего "Я".

     Занятие 4

  1. Игра-тренинг "Таможня".
  2. Игра "Ассоциации".
  3. Хоровод.

     Занятие 5

  1. Игра "Значимые люди".
  2. Игра "Приветствие».
  3. Игра "Список чувств".
  4. Хоровод.

     Занятие 6

  1. Игра "Спина к спине".
  2. Игра "Монстр".
  3. "Хоровод".

     Занятие 7

  1. Игра "За что мы любим".
  2. Игра "Слепой и поводырь".

     "Хоровод".

     Занятие 8

     1.Игра "Я не такой, как все, и  все мы разные".-

  1. Игра "Мой портрет в лучах солнца".
  2. "Хоровод".

     Занятие 9

  1. Игра "Продолжи".
  2. Игра "Благодарность без слов".
  3. "Хоровод".

     Занятие 10

  1. Завершение группы.
  2. Заключительное слово ведущего.

     Подробное описание занятий в приложении №8.

 

      Заключение 

     В результате проведенной работы были решены следующие задачи:

     1) Исследованы особенности проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста. Были установлены причины повышенной тревожности у исследованных учащихся младших классов;

     В понимании природы тревожности  у зарубежных авторов можно проследить два подхода - понимание тревожности как изначально присущее человеку свойство и понимание тревожности как реакции на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни.

     В отечественной психологии большинство  исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать ее дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики:

  1. Понятие тревожности как эмоционального состояния и как устойчивого свойства черты личности или темперамента. Понятие тревожности как многозначного психологического термина, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. М.З. Неймарк устанавливает взаимосвязь тревожности с самооценкой личности.
  2. В результате проведенного эмпирического исследования получены следующие выводы: существует много причин, но большинство связано с боязнью получить плохую отметку, что связано с индивидуальным стилем общения педагога с воспитанниками, повышенной требовательностью родителей к результатам учебной деятельности ребенка, т.е. особенностями внутрисемейного общения.

     3) Была установлена взаимосвязь  между повышенной тревожностью  детей и особенностями детско-родительских  отношений. Эмпирические данные подтверждены методом математического анализа (корреляционный анализ Спирмена). В соответствии с результатами была выработана и применена программа коррекционно-развивающего воздействия.

     4) Статистический анализ проводился  по критерию Стьюдента. Сравнительный анализ данных экспериментальной части исследования показал заметное снижение уровня тревожности после проведения формирующего эксперимента. Различия между этапами исследования являются значимыми.

 

       Список литературы 

1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. //Психологический журнал, 2007, №2, с.34-38.

2. Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. - Алма-Ата, 2005.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль, 2005.

4. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 2006.

6. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. - М., 2007.

7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ, Сфера, 2008.

8. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. - М., 2008.

9. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.,2003.

10.Практикум по социально-психологическому тренингу. /Под ред. Б.Д. Парыгина, СПб., 2005.

Информация о работе Возникновение тревожности и особенности ее проявления у младших школьников