Возникновение тревожности и особенности ее проявления у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:12, отчет по практике

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей………………………………………………………………………………..6
1. Организация и методы психодиагностического исследования тревожности младших школьников…………………………………………………………...14
2. Результаты, анализ полученных данных диагностики……………………..20
3. Результаты экспериментального исследования…………………………….27
4. Программа коррекционно-развивающих занятии по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста……………………………29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………41
Приложения……………………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

практика 1.doc

— 681.00 Кб (Скачать)

     Количественный  анализ: Индекс тревожности равен  процентному отношению числа  эмоционально негативных выборов (печальное  лицо) к общему числу рисунков: И  Т = число эмоц. негатив, выборов 100%: 14.

     В зависимости от уровня индекса тревожности  дети подразделяются на 3 группы:

     а) высокий уровень тревожности (И Т выше 50%);

     б) средний уровень тревожности (И Т. от 20 до 50%);

     в) низкий уровень тревожности (И Т. от 0 до 20%).

     Тест-опросник родительского отношения 

     (А.Я. Варга, В.В. Столин)

     Опросник  состоит из пяти шкал.

  1. «Принятие-отвержение».

     Шкала отражает интегральное эмоциональное  отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю ребенок  нравится таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится  проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, ему кажется, что ребенок не добьется успехов в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

  1. «Кооперация».

     Социально желательный образ родительского  отношения. Родитель заинтересован  в делах и планах ребенка, стремится помочь, высоко оценивает его способности, старается быть на равных, поощряет инициативу, доверяет, встает на его точку зрения в спорных вопросах.

  1. «Симбиоз».

     Шкала отражает межличностную дистанцию  в общении с ребенком. При высоких  баллах по той шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком.

     Родитель  ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все  потребности ребенка, оградить его  от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет самостоятельности ребенку никогда.

  1. «Авторитарная гиперсоциализация».

     Отражает  форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком  балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо  просматривается авторитаризм. Ребенок  требует от ребенка безоговорочного  послушания и дисциплины. Он старается навязать своему ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия его сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли и чувства.

  1. «Маленький неудачник».

     Отражает  особенности восприятия и понимания  ребенка родителем. При высоких  значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

     При подсчете баллов по всем шкалам учитывается  ответ «верно».

     Высокий балл интерпретируется как:

     1 - отвержение,

     2 - социальная желательность,

     3 - симбиоз,

     4 - «Авторитарная гиперсоциализация»,

     5 - инфантилизация.

     Экспериментальная база исследования:

     Психодиагностическое  исследование проводилось на базе Центра социальной помощи семье и детям  «Юнона» г. Бавлы РТ. В тестировании приняли участие 46 учащихся младших  классов средней общеобразовательной  школы. Тестирование проводилось как  индивидуально, так и в группе. Тесты «Нарисуй свой страх», «Несуществующее животное» проводились в группе, тест тревожности, тест родительского отношения, анкета для педагогов и родителей проводились индивидуально. После первичной обработки результатов, полученные данные были собраны в протоколах, затем произведены статистические подсчеты, и результаты были обобщены в таблицах первичных данных. Были выработаны рекомендации для педагогов и родителей, родители и учителя были ознакомлены с данными диагностики и на родительском собрании и индивидуально получили рекомендации для снижения тревожности детей. По программе были проведены занятия с тревожными детьми для снижения тревожности. Игры, детям очень понравились, в конце занятия дети очень раскрепощались, чувствовали себя свободнее, оживлялись и весело смеялись.

     Для проверки эффективности коррекционно-развивающей  работы проводилось экспериментальное психодиагностическое исследование в группе детей в количестве 16 человек. Из них 8 принимали участие в коррекционной программе. В работе проведен сравнительный анализ результатов эксперимента по методике Стьюдента.

 

       2. Результаты, анализ полученных данных диагностики 

     
  1. Первым  этапом исследования было тестирование учащихся 4-х классов по тесту  «Несуществующее животное» с  целью выявления тревожных учащихся.

     Всего в тестировании принимали участие 46 учащихся младшего школьного возраста. 

Таблица 2. - Результаты исследования по тесту «Несуществующее животное»

  Тревожные дети Нетревожные дети
Кол-во детей 41 5
% 89 11

      Рисунок 1. – Тревожность учащихся младшего школьного возраста

     Выводы:

  1. Таким образом, в результате тестирования 46 учащихся младшего школьного возраста по тесту «Несуществующее животное» у 89% учащихся были обнаружены признаки тревожности, что ставит нас перед острой необходимостью продолжения углубленного исследования возможных причин тревожности учащихся. Протокол индивидуальных значений тревожности по тесту «Несуществующее животное» см. в Приложении №1.
  2. С испытуемыми был проведен тест «Нарисуй свой страх».
 

Таблица 3. - Результаты исследования по методике «Нарисуй свой страх»

Вид страха Страхи,

связанные

с плохой

отметкой

Страхи, связанные 

с несчастным

случаем

(пожар и т.п.)

Страх перед 

грозой, темным

лесом, пауками, змеями, летучими мышами

Страх темноты,

приведений, нечистой

силы

Кол-во детей 22 8 5 11
% 47,8 17,3 10,8 23,9

     

     Рисунок 2. – Распределение страха среди испытуемых 

     Боязнь  темноты и т.д. связана с личностными  нарушениями, к которым относится  и повышенная тревожность ребенка.

     Выводы: Таким образом, полученные данные говорят о том, что у учащихся младших классов большинство страхов связано с плохой отметкой, с результатами учебной деятельности. Боязнь получить плохую отметку, очевидно, связана с индивидуальным стилем общения учителя, повышенной требовательностью родителей к результатам учебной деятельности ребенка, что и является причиной тревожности данных учащихся. Боязнь темноты говорит о личностных нарушениях ребенка.

  1. Нами был проведен тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Протоколы индивидуальных показателей в приложении №2.
 

Таблица 4. - Результаты исследования уровня тревожности

по методике Р. Тэммл, М. Дорки. 

Уровни высокий средний низкий
Кол-во уч-ся 16 25 5
% 34,7 54,3 10,8
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 3. - Диаграмма показателей уровня тревожности 

     
  1. Следующим этапом является проведение теста-опросника  родительского отношения по методике Варга и Столина. Приводим таблицу  показателей родительского отношения  учащихся младшего школьного возраста. Индивидуальные показатели в приложении №3.
 
 
 

     Таблица 5. - Результаты исследования родительского отношения

Шкалы
I II III IV V
  «Принятие-отвержение»  «Кооперация»  «Симбиоз»  «Авторитаризм»  «Инфанти-лизация»
баллы % Баллы % баллы % баллы % баллы %
20 97,46 9 80,33 4 74,97 2 32,13 1,5 50,57
 
 

     Так, мы наблюдаем наличие нормальных детско-родительских

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 4.- Диаграмма показателей родительского отношения отношений в группе.  

     Результаты  говорят о том, что у большинства учащихся этой группы в семье ребенок родителю нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы, лишь у двоих учащихся имеются существенные отклонения, у 11 учащихся - незначительные отклонения, т.е. имеется деформация детско-родительских отношений. У 16 учащихся - социально желательный образ родительского отношения. Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует, высоко оценивает его способности, доверяет, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. У 7 учащихся имеются существенные отклонения, у 9учащихся - небольшие отклонения, у 21 учащегося наблюдаются симбиотические отношения родителей - родитель ощущает себя с ребенком единым целым и любое стремление или необходимость ребенка к автономизации вызывает повышенную тревогу родителей. Родитель постоянно испытывает тревогу за ребенка. 3 ученика отметили авторитарное отношение родителей, у 10 учащихся не наблюдается, у остальных авторитаризм родителей незначителен. У 2 учащихся отмечено стремление родителей инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. У 15 учащихся такого родительского отношения не наблюдается. У остальных имеются небольшие отклонения.

     Рассчитав средние арифметические показатели, мы построили график родительского  отношения учащихся 4 класса. График в приложении №4. Приводим описание результатов:

     В 4 классе мы видим положительные результаты по шкале «Принятие-отвержение» и по шкале «Кооперация», по шкале «Симбиоз» отклонений не наблюдается, по 4 шкале авторитаризма не наблюдается, по 5 шкале отклонений также нет. Мы наблюдаем гармоничные детско-родительские отношения в группе испытуемых. Отклонения в родительских отношениях наблюдаются у высокотревожных учащихся: это преобладание симбиотических отношений, либо преобладание авторитаризма.

  1. Нами было проведено анкетирование родителей учащихся.
 
 
 

     Таблица 6. - Показатели уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста по результатам анкетирования родителей. 

Информация о работе Возникновение тревожности и особенности ее проявления у младших школьников