Возникновение тревожности и особенности ее проявления у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:12, отчет по практике

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей………………………………………………………………………………..6
1. Организация и методы психодиагностического исследования тревожности младших школьников…………………………………………………………...14
2. Результаты, анализ полученных данных диагностики……………………..20
3. Результаты экспериментального исследования…………………………….27
4. Программа коррекционно-развивающих занятии по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста……………………………29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………41
Приложения……………………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

практика 1.doc

— 681.00 Кб (Скачать)

     Развивающееся воображение приводит к тому, что  к трем годам появляется целая  группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой, пустой комнатой. Предрасположенность к страхам имеется у мало общительных детей, ограниченных в контактах. У таких детей, кроме страхов, могут возникать агрессивность, упрямство, капризы. Развитие страхов взрослые стимулируют, когда заставляют детей сдерживать свои эмоции, не понимают их переживаний. Тогда на вид сдержанные дети на самом деле исполнены всевозможных сильных отрицательных чувств.

     Нельзя  стыдить ребенка за переживаемый страх. Ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать страх, который не только не исчезает, но в таком случае даже усиливается. Ребенок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии.

     Они свойственны большинству детей, часто переходят в навязчивые формы, близкие к невротическим  состояниям. Страхи вызываются совокупностью следующих компонентов: высокой эмоциональностью дошкольников, малым жизненным опытом, богатым воображением; они легко появляются и исчезают в течение 3-4 недель. Нередко страхи могут вызывать необдуманные поступки взрослых, например ошибки в умственном воспитании, которые приводят к снижению уровня ориентации в окружающем. Если ребенок не получает ответа на то, что его одновременно пугает и интересует, он пытается найти ответ сам, но не лучшим образом. Необходимо давать правильные ответы на детские вопросы. Важно обогащать знания детей о предметах и явлениях. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой, сложной обстановке. Следует поучаствовать в пугающей деятельности, например вместе войти в темную комнату. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т. д.

     Если  у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный  спутник тревожности, то могут развиться  невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

     Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.

     Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.

     Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие  к другим. Такой ребенок опасается  других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в  игре, с делом.

     Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые. Безудержность эмоций у них часто становятся причиной дезорганизованности их деятельности. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиление потоотделения и пр. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают. Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

     Вторую  группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению  и избежания лиц, от которых исходит  «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и т.д. на долго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержаны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателем или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутри личностному конфликту. Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту «уходя в мир фантазий». В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.

     Фантазии - Одно из замечательных качеств, присущих детям. ля нормальных фантазий (конструктивных фантазий) характерна их постоянная связь с реальностью. С одной стороны, реальные события жизни ребенка дают толчок его воображению (фантазии как бы продолжают жизнь); с другой стороны - сами фантазии влияют на реальность - ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь. Фантазии тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себя жизни. Этот же отрыв от реальности и в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя.

     Тревожность как  определенный эмоциональный настой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. Главным источником тревог для дошкольников и младших школьников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы.

     Замечено, что интенсивность переживания  тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д. Отрицательные последствия тревожности выражаются в том что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным. Тем не менее у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

 

1. Организация и  методы психодиагностического  исследования тревожности  младших школьников 

     Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта.

     Определенный  уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого  человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка состояния тревожности детей является существенным компонентом наблюдения за их личностным развитием и для проведения своевременной коррекционно-развивающей работы.

     1. Методика «Несуществующее животное»

     Для изучения тревожности младшего школьника вполне возможно использовать проективный тест «Несуществующее животное».

     Следует обратить внимание на характер линий  рисунка: жирная с нажимом - это тревожность. Особенно следует обратить внимание на резко подавленные линии, видимые  даже с обратной стороны (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки - резкая тревожность). Следует обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тревожность. (Рогов Е.Н., М.,1996)

  1. «Критерии выявления тревожного ребенка»

     (анкета  для педагогов и родителей)

     Таблица 1 - Анкета по выявлению тревожного ребенка

Ребенок Да Нет
1 Не может  долго работать не уставая    
2 Ему трудно сосредоточиться  на чем-то    
3 Любое задание  вызывает излишнее беспокойство    
4 Во время  выполнения задания очень напряжен, скован    
5 Смущается чаще других    
6 Часто говорит  о возможных неприятностях    
7 Как правило, краснеет в незнакомой обстановке    
8 Жалуется, что  снятся страшные сны    
9 Руки обычно холодные и влажные    
10 Нередко бывает расстройство стула    
11 Сильно потеет, когда волнуется    
12 Не обладает хорошим аппетитом    
13 Спит беспокойно, засыпает с трудом    
14 Пуглив, многое вызывает у него страх    
15 Обычно беспокоен, легко расстраивается    
16 Часто не может  сдержать слезы    
17 Плохо переносит  ожидание    
18 Не любит  браться за новое дело    
19 Не уверен в  себе, в своих силах    
20 Боится сталкиваться с трудностями    
 

     Суммируйте  количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности.

     Высокая тревожность - 15-20 баллов.

     Средняя тревожность - 7-14 баллов.

     Низкая  тревожность -1-6 баллов.

  1. Тест «Нарисуй свой страх»

     Тип: психодиагностический проективный.

     Цель  применения теста: выявление наличия детских страхов у детей младшего школьного возраста.

     Задача: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия, переживаний ребенком своих страхов. Материал для работы: лист белой бумаги 20x30, цветные карандаши.

     Стимульный  материал: Детям было предложено на листах бумаги, цветными карандашами нарисовать то, что они больше всего боятся.

     Интерпретация теста. На основании особенностей изображения можно определить:

     а) степень развития изобразительной культуры, примитивность изображения или четкость и выразительность образов; изящество линий, эмоциональную выразительность;

     б) особенности обследуемого во время рисования;

     в) особенности наличия страхов, количество их, эмоциональное самочувствие обследуемого при рисовании;

     г) особенности внутрисемейных отношений.

  1. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

     Цель: Определить уровень тревожности.

     Экспериментальный материал: 14 рисунков показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию:

  1. «Игра с младшими детьми» Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное?
  2. «Ребенок и мать с младенцем»
  3. «Объект агрессии».
  4. «Одевание».
  5. «Игра со старшими детьми».
  6. «Укладывание спать в одиночестве».
  7. «Умывание».
  8. «Выговор».
  9. «Игнорирование».
  10. «Агрессивное нападение».
  11. «Собирание игрушек».
  12. «Изоляция».
  13. «Ребенок с родителями».
  14. «Еда в одиночестве».

Информация о работе Возникновение тревожности и особенности ее проявления у младших школьников